ВРЕМЯ [ст.-слав. время = “нечто вращающееся” (сравн. вертеть)], “Та-а-акой омут, господа! А никуда не денешься...” (поруч. Ржевский); 1) аспект существования объекта, связанный с его изменчивостью; В. есть длительность бытия, определяющая последовательность существования различных объектов и каждого из них в пределах одного временного потока; // необходимо, вероятно, упомянуть о вполне реальном индивидуальном В. бытия, подверженном локальному ускорению либо замедлению в определенные — особые/экстремальные — моменты/периоды жизни того или иного индивидуума; Сост. приходилось встречать свидетельства современников о подобных изменениях хода В.: альпиниста, попавшего однажды на вершине в грозу, пережившего там прямой удар молнии и рассказывавшего потом, как он с изумлением наблюдал постепенный, медленный вход светящегося разряда в свою руку и его дальнейшее неторопливое движение по телу — вдоль руки, ребер, ноги... — бугрящее мышцы и вздымающее кожу; подобное же замедление В. бывает и в поединках, когда, скажем, после удара в подбородок противник падает назад нереально медленно, и очень неспешно видишь каждое движение его разворачивающейся то влево то вправо головы, взмахи его рук; и т. п.; 2) одно из общепринятых измерений пространственно-временного континуума. (См. также ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ.)

“Время так длится для тех, кто ждет,

и так несется для тех, кто боится,

так бесконечно для тех, кто в печали,

и так мимолетно для тех, кто счастлив...

Но для тех, кто любит, время — ничто.” (А. ван Дайк, цит. по Уор)

“Время мы не можем представить себе иначе, как в связи с переменой, происходящей в вещах и отмечаемой нашим сознанием, — все равно, происходит ли эта перемена в вещах внешнего мира или в проносящихся в нашем уме мыслях. День — это простое сознание передвижения солнца; час или минута — простое подразделение дня, или сознание движения часовой стрелки по циферблату, — простое сознание вещей, — символ происходящей в вещах перемены. Одним словом, — если бы в вещах не было перемены, не было бы и времени. Время есть лишь продукт нашего ума. Таково свидетельство интеллекта.

Кроме заключений о времени чисто абстрактного характера, мы и в повседневном опыте встречаем массу примеров, подтверждающих относительность времени. Все мы знаем, что когда мы поглощены интересом, время бежит быстро, и наоборот — когда нам скучно, время тянется самым позорным образом. Мы знаем, что в счастье время летит со скоростью метеора, тогда как в несчастии оно ползет черепашьим шагом. В приподнятом состоянии наше внимание в значительной степени отвлечено от перемен, наступающих в вещах — именно потому мы и не всматриваемся в вещи. Когда же мы несчастливы или скучаем, мы замечаем в вещах все детали и их перемены, и тогда время кажется нам бесконечно длинным. Крохотное насекомое, клещик, проживает свою жизнь — родится, вырастает, вступает в брак, размножается, достигает старости и умирает — в течение нескольких минут, и, без сомнения, жизнь его так же полна, как жизнь слона, длящаяся целое столетие. Почему? — Потому что в ней происходит одинаковое количество событий! Когда наше сознание отмечает много событий, мы получаем впечатление и ощущение продолжительности времени. Чем больше отпечатлелось в сознании вещей, тем длиннее ощущение времени. Когда мы, поглощенные интересом, говорим с любимым человеком и забываем все, что происходит вокруг нас, — часы пролетают для нас незаметно; и те же самые часы, в том же самом месте, кажутся целыми днями тому, кто не заинтересован или не занят так, как мы.

Бывает, что задремавшие на минуту люди, за одну секунду до пробуждения, видели во сне столько событий, что они, казалось бы, могли заполнить собой целые годы. Многие из читателей, наверное, испытали это на самих себе; много таких случаев было зарегистрировано наукой. С другой стороны, можно уснуть и спать целые часы, без сновидений, а проснувшись, уверять, что вы задремали лишь на минуту. Время принадлежит относительному уму и ему нет места в Вечном или Абсолютном.” (Йог Рамачарака “Джняни-йога”, С.-Пб. 1914)

“Мы можем считать, что у времени два измерения, а не одно. Линия первого измерения идет по порядку последовательности явлений в причинной зависимости, сначала причина, потом следствие: прежде, теперь, после. Линия второго измерения идет через одновременные явления по пространству: теперь, теперь, теперь. Это значит, что всё наше пространство мы можем рассматривать, как второе измерение времени. <...> «время» заключает в себе две идеи: идею пространства и идею движения по этому пространству.” (Усп)

“Если в Библии сказано, что для Бога <тысяча лет как день вчерашний>, то отсюда отнюдь не следует, что две тысячи лет для Господа — два дня...” (Архимандр. Алипий; ДБ)

“У каждого человека и участка пространства (согласно актуальному социально-территориальному делению) — свое время.” (ГАрС-К)

“Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!” (Г. Державин)

Время по Хокингу
Илл. 12. Условное изображение структуры времени (согласно теории С. Хокинга**).
(Ист. инф. — КрИсВ.)

“Когда речь заходит о воображаемом  времени,  возникает  довольно  любо-
пытная возможность существования момента в настоящем, которому не обязательно предшествует цепочка моментов в прошлом. Если от настоящего момента мы начинаем движение назад во времени, то довольно долго всё идет совершенно нормально. Затем, по мере того, как мы всё больше приближаемся к тому, что было бы началом Вселенной, в реальном времени мы обнаруживаем, что характер времени меняется и вображаемый компонент становится всё более подчеркнутым. И в конечном итоге то, что было бы точкой сингулярности* в классической теории, оказывается сглаженным, и получается очень красивая картина: что-то вроде чаши (см. Илл. 12). Начало Вселенной изображается как гладкая чаша прошлого, не имеющая начального момента.

Можно сказать, что Вселенная просто существует,  потому что  это
самодостаточная математическая структура. У нее нет прошлого, потому что, в отличие от сценария с созданием точки, ее не в чем было бы создавать. Сказать, что она не была создана из ничего, было бы не совсем правильно, это просто обманчивое употребление слова «ничего». И дело даже не в том, что не существовало пустого пространства, в котором была создана Вселенная: не существовало буквально ничего вообще. Не было даже момента творения как события, и использование глагола прошедшего времени тоже не совсем верно, поскольку оно в наши грамматические времена придумано людьми, которые верят в реальное время.” (Christopher Isham; КрИсВ)


*  Сингулярность — от лат. singularis = “одиночный, особый, отдельный”.
**  Более подробно с популярным изложением упомянутой теорией можно ознакомится по изданию С. Хокинг “От большого взрыва до черных дыр”, М., 1990, а также по документальному фильму КрИсВ.

“Официально впервые с неоднородностью времени столкнулся в 1943 году Альберт Эйнштейн в своем филадельфийском эксперименте по созданию вокруг эсминца «Элдридж» мощного электромагнитного поля. Эксперимент закончился трагедией — все участники погибли, но что творилось на корабле в те несколько минут, пока длился опыт, видели немногие. Эсминец как бы расплылся очертаниями в дрожащем мареве, увеличился в размерах и стал полупрозрачным. Затем вспыхнул пожар, и вскоре всё было кончено. Эйнштейн сжег все свои рукописи, касающиеся экспериментов со временем, считая их невероятно опасными. <...>

Не обошла временная лихорадка и закрытые КБ нашей страны. Первая модель машины времени разрабатывалась при помощи специалистов Московского авиационного института, завода им. Хруничева, НПО «Энергия» и «Салют». Первое испытание было приурочено к 30-летию первого полета человека в космос. Результаты были более чем скромные.

Потом прошла испытания машина улучшенной модификации. Во время опыта прямо над лабораторией завис неопознанный объект с ярко горящими огнями. Бригаде программы «Добрый вечер, Москва!» удалось заснять этот необычный визит. По мнению участника эксперимента Ю. Головкова, опыт прошел успешно и результаты обнадеживают. Часы, помещенные внутрь машины времени, отстали ровно на четыре часа, а чувствительные приборы зафиксировали магнитные колебания за четыре часа до начала опыта. <...>

Американцы давно работают в этом направлении. Фокусы с часами мало кого убеждают, и для исследований они предпочитают использовать кроликов. В августе прошлого <1996> года один из кроликов погиб из-за перегрузки. Обследование показало, что желудок несчастного животного был абсолютно пуст, в то время как перед каждым опытом всех животных плотно кормили. Значит, кролик погиб еще до того, как получил свою капусту?” (ПопоИ)

“Звезды не охлаждаются до равновесия с окружающим пространством, потому что этому препятствует время. Значит, огромные массы вещества звезд перерабатывают время и превращают его в излучение. Наблюдая звезды в небе, мы видим не проявление разрушающих сил Природы, а проявление творческих сил, приходящих в Мир через время... Поэтому, чтобы продолжить путь иного прогресса, основанного на жизненных силах Природы, нельзя ограничиваться их стихийным проявлением, а надо научиться самим создавать условия, вызывающие их действие. Теперь мы знаем, что такая возможность раскроется перед нами, если мы овладеем активными свойствами времени.” (Н. А. Козырев)

“И неизбежно признать, что никем ощущаться не может

Время само по себе, вне движения тел и покоя.” (Лукреций)

Реклама