КУКЛА [через греч. koukla (с тем же знач.) из лат. cuculla = “капюшон, куколь; кукла”; сравн. кукольник = стар. “фокусник”], 1) человекообразная фигурка-игрушка; простейшие К., некогда вручную изготавливаемые для детишек в деревнях, не имели лиц: считалось, что в безликую К. не может вселиться дьявол (дух, бес, демон); 2) предмет-инструмент воздействия/влияния, используемый в симпатической магии.

«Стригушки»
Куклы «Стригушки».
Центральные районы России.
Конец XIX – начало XX вв.
Солома, ткань.
Сергиево-Посадский музей игрушки.

“Годом рождения куклы как произведения искусства считается 1672-й, когда в Англии сделали куклу-монахиню из папье-маше тиражом 12 экземпляров. Единственная сохранившаяся из них в 1996 году «ушла» на аукционе Сотби за 68 тысяч фунтов стерлингов.” (КрылО)

“<Рассказывает  москвичка  Юлия  Вишневская,   обладательница
самой крупной и дорогой в России коллекции старинных кукол:> — Исторически сначала были деревянные куклы, их вырезали, а потом вырезали им лица. Они весьма примитивные, но есть люди, которые собирают именно их. Потом были фарфоровые куклы, но только у них всё было из фарфора, даже волосы, только тело было тряпичным. Где-то с XVIII века стало развиваться ремесло по изготовлению восковых кукол. И те, и другие отливались в специальных формах. Представляете, какой точной должна быть форма, если от нее зависит выражение лица на всю кукольную жизнь?

Волосы у всех старинных кукол  натуральные  и  очень  тон-
кие, вообще-то это волосы давно умершего человека. Их можно по-разному причесывать и накручивать. Самое ценное в таких куклах — это голова, потому что всё в принципе можно восстановить. У некоторых через приоткрытый рот даже виднеются миниатюрные зубки. К мягкому тельцу фарфоровая головка и такое же декольте прикрепляются двумя стежками через две специальные дырочки. Год изготовления и марка мастера обычно обозначены на затылке, под волосами. А волосы, в общем-то, — съемный парик, под которым пустота. <...> Причем для того, чтобы ее диагностировать ее состояние, внутрь светят миниатюрным «синим» фонариком, и если в головке есть трещины, то они просвечиваются. Если есть хоть малейшая трещинка, то кукла сразу падает в цене. А если обозначения на затылке нет, то всегда можно найти аналог в каком-нибудь из нескольких издаваемых на Западе каталогов. Просто по внешним признакам — по особенностям остекленевших глаз, по нарисованным или жестким щетинным ресницам, по хрупкому носику (который часто страдает, больше всего от времени — стесывается или вообще откалывается).

Куклы бывают парселиновыми, то есть предназначавшимися когда-то для игры, и будуарными. Будуарные сделаны для того, чтобы их усаживали на туалетные столики, они в основном француженки по происхождению. У будуарных совершенно другое выражение лица, они вообще взрослее, чем куклы-дети для игры. К тому же они еще более хрупкие и мягкие — они созданы только для того, чтобы ими любовались и не таскали за собой за руку. Тело у них из папье-маше, а руки-ноги гнутся или за счет суставов (тряпочных или кожаных), или просто потому, что туго набиты опилками. Но и у тех, и у других обязательно очень тщательно сделана вся многослойная одежда — она должна легко сниматься, — шляпки, даже цветочки на шляпках.

В основном антикварные куклы с фарфоровыми лицами и руками или французские, или немецкие, в России их практически не делали. У тех, которые производились здесь, фарфоровые, крашеные волосы. Они напоминают бабу на чайник с прической кренделями. Так что наши барчуки и маленькие дворянки играли только «импортными». В конце прошлого века — начале этого кукол делали в мастерских в очень маленьких количествах и продавали в основном очень богатым людям. <...> Серийной считается кукла, у которой было около пяти одинаковых подружек. <...>

Наиболее часто встречающийся рост старинных красавиц — 70 и 40 сантиметров, но это для игральных кукол, будуарные девушки бывают абсолютно разными. <...>

Многие собирают не только кукол, но и антикварную мебель для них. Мужской класс коллекционеров такого рода — это любители медведей Тедди. <...>

Сколько человек в Москве занимаются таким коллекционированием?

Кроме меня — двое. Господин Романов — у него коллекция кукол советской эпохи, в основном пятидесятых годов. У него есть очень причудливые игрушки, в основном заводского производства, но у большинства из них очень интересные судьбы — у него есть, например, мишка, который пережил блокаду Ленинграда. Я бы не смогла, наверное, жить с ним в одном доме. Ведь наши коллекционные вещи проживают судьбы своих хозяев. Это такая штука — мистическая. У меня есть куколка из гетто... представляете, сколько она пережила?

А второй человек — мадам Окуджава <Ольга Владимировна, супруга Булата Ш. Окуджавы>. Когда-то в городе Мышкин (это на Волге) она организовала музей игрушечных мышек, а потом, приехав в Москву, решила здесь заняться музеем кукол.” (ДейкМ)

Реклама