ДОБРО (от ст.-слав. доба = “пора, время”), 1) в шир. смысле — естественное проявление Гармонии; 2) в узк. смысле — помыслы, побуждения или деяния, направленные на поддержание/восстановление Гармонии. (Сравн. ЗЛО; см. также ДОБРО И ЗЛО и особо. — ДЕЯНИЕ). “Может быть, настоящая трудность заключается не в том, чтобы освободиться от зла, которое легко распознать, если мы хоть немного искренни, но в том, чтобы освободиться от того добра, которое является ни чем иным, как обратной стороной зла, и навечно узурпировало лишь крупицу истины.” (Сатпр) “Добродетель, — говорила Мать <Мирра Ришар (1878–1973), ученица Шри Ауробиндо> “Зло начинается тогда, когда начинают творить добро ради добра.” (Китайск. фолк) “Когда-то с нами в «МК» работала одна хорошая молодая дама. Кто только не служил тут! Она долго и старательно объясняла моему другу Вадиму Черняку свое мировоззрение. Надо признать, что она была несколько многоречива. Терпеливо слушал Вадим, но в конце концов он тоже получил право высказаться. «Послушай, Таня. Стало быть, ты за всё хорошее и против всего плохого?» Она была потрясена, как он верно понял ее душу. Она так и воскликнула: «Всё правильно!» Но Вадик не без ехидства ответил ей: «Но ведь это не мировоззрение. Это — тост».” (АроА) “Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому всё стремится к своему предназначению: вот всё, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? Мы без всякого сомнения действуем в известной степени сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость, но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее последствиях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия — вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы — большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке бога в Ветхом завете: «вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло».” (ЧаадП, II) |