СИДДХА (санскр. siddha = “осуществленный, выполненный; полученный, заработанный; сведущий; провидец, маг, волшебник; сверхъестественная сила”) = МАСТЕРСТВО, особое умение (например, поэтический, артистический, музыкальный, художественный талант); однако чаще всего под С. имеется в виду какая-либо из так называемых особых сверхчувственных/паранормальных либо оккультных способностей (таких, как ясновидение, яснослышание, левитация, сверхпамять и др.), обретаемых иногда еще при рождении как следствие определенных наработок в предыдущих существованиях*, либо “открывающихся” в процессе тех или иных духовных/аскетических практик; // в процессе обучения чему-либо возможна так называемая “передача” С., т. е. овладение ею учеником без усвоения соответствующего знания (при этом сам обучающий утрачивает С. и вынужден для ее повторного обретения либо забрать переданную С. назад, либо нарабатывать ее сначала); чтобы избежать передачи С., рекомендуется:

показывать, а не рассказывать;

отвечать (на вопросы), а не объяснять;

— не “разжевывать”.


*   Необходимо отметить, что открытые при рождении сиддхи ребенка впоследствии могут быть благополучно у него закрыты (как, чаще всего, — тот же ТРЕТИЙ ГЛАЗ) категоричными либо деспотичными родителями/воспитателями. Для избежания этого можно порекомендовать по возможности (тут многое, разумеется, зависит еще и от самого ребенка, т. е. от его ЦВЕТОТИПА, ВАРНы и проч.) ничего ребенку не навязывать и не запрещать: направлять его, а не подавлять; поддерживать, а не воспитывать; помогать ему самому формироваться изнутри, а не формовать его внутренний мир снаружи, и т. п. По этому поводу см. также ниже в этой же статье рекомендации для избежания передачи сиддхи.

“СИДДХИ (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи — паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические С. обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу* возможность не гореть в огне, переваривать** всё, что угодно, и пр.; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические С. означают прямое ведение состояния сознания др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т. д. Во всех традициях, описывающих методы получения С., подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. С. являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны.” (А. Парибок, ИнДжаСи)


*   Т. е., говоря шире, — любому, практикующему это.
*   Переваривать, видимо, только в желудке? :)

“52. Могущественный йог, достигнув, благодаря пранаяме, восьми видов психических сил и переплыв океан добродетели и порока, двигается повсюду свободно в трех мирах.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

53. Затем постоянно он должен делать себя свободным, практиковать в течение трех гхари (полтора часа времени: он должен быть способным сдерживать дыхание в этот период). Вследствие этого йог несомненно приобретает все многочисленные силы.

СИДДХИ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВА

54. Йог приобретает следующие силы: вакья сиддхи (пророчество), силу переносить себя куда угодно по желанию (камачари), ясновидение (дурадришти), яснослышание (дурашрути), тонкое зрение (сукшма-дришти), силу вхождения в тело другого (паракая-правешана), превращения основы металлов в золото, натирая их своими экскрементами и мочой, и силу становления невидимым, и последняя — движения по воздуху <см. также ЛЕВИТАЦИЯ>.” (ШивС)

“Знание Самости <т.е. Высшего/Подлинного Я> только и является действительной сиддхи. Все другие сиддхи воображаемы, подобны тем, что мы пожинаем во сне со сновидениями.

Обретение сиддхи невозможно иначе как с помощью и деятельностью ума. С другой стороны, мукти, или Освобождение, достигается только при абсолютном спокойствии или угасании ума”. (Шри Рамана Махарши “Весть Истины и прямой путь к себе”, Л.–Тиpyваннамалай, 1991.)

“Сиддхи

Общие (мирские):

— чудотворные способности;

— ясновидение;

— яснослышание;

— телепатия;

— знание прошлых жизней;

— познание прекращения загрязнений;

Буддийские (немирские):

— достижение Буддства.”

(Цонкапа “Ламpим ченмо/Этапы пyти”, т. 2, пpим. 103)

“Ни вращающийся атом, ни человек, работающий в силу своей биологической привычки или работающий на своей ментальной фабрике, не имеют власти над своей ментальной, читальной или атомной силой — просто они кружатся вновь и вновь. Но на сознательной стадии мы, наоборот, свободны и становимся хозяевами своих действий; мы убеждаемся на конкретном опыте, что сознание — это сила, субстанция, с которой можно манипулировать, как манипулируют с гидроокисями или электрическими полями: «Когда человек начинает осознавать внутреннее сознание, — писал Шри Ауробиндо, — он может проделывать с ним самые разные вещи: посылать его, как поток силы, создавать вокруг себя круг или стену сознания, направить мысль так, чтобы она вошла в голову кому-нибудь в Америке, и т. д. и т. д.» Далее он поясняет: «Невидимая Сила, производящая ощутимые результаты как внутри, так и вовне, и составляет весь смысл йогического сознания... Если бы мы не имели тысяч опытов, показывающих, что эта Сила внутри может изменить разум, развить его способности и прибавить новые, привести к новым сферам познания, овладеть витальными движениями, изменить характер, оказывать влияние на людей и на предметы, управлять условиями и работой тела, воздействовать, как конкретная динамическая Сила, на другие силы, изменять события, ... то мы бы не говорили о ней так, как говорим. Более того, эта Сила является осязаемой и конкретной не только по своим результатам, но и в своих движениях. Когда я говорю об ощущении Силы или энергии, я не имею в виду лишь смутное ее ощущение, но ощущение конкретное, а, следовательно, способность направлять ее, манипулировать ею, наблюдать ее движения, осознавать ее массу и интенсивность и подобным же образом поступать с другими, противоположными силами.

<...>

Наряду с красотой озаренного разума нам открываются и его ограничения: поэзия озаренного разума льется потоками образов и слов откровения (потому что на этом плане часто открываются способности видения и слышания), чуть ли не лавиной богатых, пышных, иногда бессвязных образов, как будто сознание с трудом вмещает в себя такой поток света и такую непривычную интенсивность: это слишком много для него, это переполняет его. Восторг часто переходит в возбуждение, и если остальные части существа недостаточно подготовлены и очищены, то любая из низших частей может завладеть нисходящими силой и светом и использовать их для собственных целей; очень многие попадаются в эту ловушку. Когда низшие части существа, в особенности витальное, завладевают светящимся потоком, они делают его жестким, «драматизируют» и мучают его — сила еще присутствует, но является уже подчиненной и при этом становится жесткой, тогда как сущность озаренного разума — это радость. Здесь мы могли бы назвать имена многих поэтов и творческих натур. )

<...>

День за днем Шри Ауробиндо спокойно заполнял страницы своих сочинений. Любой другой был бы утомлен до изнеможения, но он не «думал» о том, что писал: «Я не принуждал себя писать, — объясняет он ученику, — я просто предоставлял высшей Силе работать, и когда она не работала, я не предпринимал абсолютно никаких усилий. Это в прежние «интеллектуальные» дни я пытался иногда форсировать события, но не после того, как я начал развивать свои способности в поэзии и прозе с помощью Йоги. Позвольте также напомнить вам, что и когда я писал для «Арьи», и когда пишу эти письма или ответы, я никогда не размышляю. ... Я пишу в безмолвии разума и пишу лишь то, что приходит свыше, причем уже в законченной форме»”. (Сатпрем “Шpи Аypобиндо, или Путешествие сознания”, Л.: 1970)

“Третья глава <«Йогасутр» Патанджали> рассказывает о божественных воздействиях йогической садханы. Говорят, что садхака, пребывающий в этом состоянии, наделен полнотой знания о прошлом, настоящем и будущем, а также о солнечном системе. Он читает в умах других. Он получает восемь сверхъестественных способностей или сиддхи: способность становиться маленьким и большим, легким и тяжелым, исполнить любое свое желание, добиться верховной власти и господства над предметами. Эти достижения опасны. Садхаку предупреждают, что он должен отвергнуть их искушения и последовать дальше по духовному пути.

Комментарий сутр мудреца Вьясы приводит примеры тех, кто попал в ловушку этих способностей, и тех, кто остался свободен. Нахуша, принадлежавший миру смертных, стал Владыкой неба, но использовал свою мощь неправильно, отпал от милости и был послан обратно на землю в образе змея. Урваши, знаменитая мифическая нимфа, дочь Нара Нараяна (сына Дхармы и внyка Брахмы), превратилась в ползучее растение. Агалья, поддавшись чувственному искушению, был проклят Гаутамой и стал камнем. С другой стороны, Нанди, бык, дошел до Господа Шивы. Матсия, рыба, стал Мансиендранатом, величайшим хатха-йогом земли.

Если садхака поддастся соблазну сиддх, он уподобится человеку, убегающему от бури, чтобы попасть в смерч. Если он устоит и будет крепок на духовном пути, то испытает кайвалью, неделимое, неопределимое, неразличимое состояние существования.” (Б. К. С. Айенгар “Свет йога-сyтp”)

“Если говорить серьезно, то какой-то «сиддхой» обладает каждый человек. Каждый что-то наработал: кто-то умеет одним словом увлечь за собой массы; другой никогда не будет пойман за воровство; третий — любимец женщин; четвертый — манипулирует окружающими, зная все их явные и потайные «кнопки»; пятый — пьет, но никогда не спивается; в присутствии шестого люди начинают себя лучше чувствовать или просто радуются; седьмой, наоборот, — вгоняет всех в тоску...

Имея небольшой опыт Практики, а то и просто будучи внимательным к себе, человек свою «сиддху» начинает замечать и ею пользоваться, становясь, в некотором смысле, магом. Задача же настоящего Практика в отношении «сиддх» иная, чем у «обычного человека» или самодеятельного мага. Задача Практика — вовремя заметить очередную «сиддху», на которую он «подсел» и «слезть» с нее. С опытом таких «сиддх» становится все больше, а «глаз на них, наоборот, замыливается». Бывает, иногда замечаешь, что уже десяток лет тащишься от какой-нибудь магической штучки. А «слезать» с нее ой как неохота! Но если не «слезешь» — застрял, и никакого тебе дальше Пути: тупичок!” (В. Лебедько “Хpоники pоссийской Саньясы”)

“<...> большинство феноменов такого рода являются фокусами. А в тех случаях, когда они подлинны, — это не что иное, как черная магия. Духовность не имеет ничего общего с подобными чудесами. В третьей главе Йога Сутр разъясняются многие методы достижения сиддх, но эти сиддхи являются камнем преткновения на пути к просветлению. Лишь один человек из миллионов действительно обладает сиддхами, но, как свидетельствует мой опыт, зачастую такие люди отличаются жадностью, эгоизмом и невежеством. Путь просветления не связан с намеренным развитием сверхъестественных сил. Чудеса, которые творили Будда, Христос и другие великие мудрецы, происходили спонтанно и преследовали добрую цель. Они не совершались из эгоистических побуждений или ради сенсации.

На пути йоги человек иногда раскрывает в себе потенциальные возможности овладения сиддхами. Йог, не имеющий желания сиддх, может воспользоваться этими возможностями, но при этом, осознавая цель своей жизни, он никогда не будет злоупотреблять такого рода силами.” (СвамиР)

Реклама