МАТЕРИЯ (лат. materia = “первоначало; строительный материал;”), “всё, что есть (включая то, чего не видно и что не знаем)”; форма проявления энергии; // современная наука признаёт существование следующих материальных систем и соответствующих им структурных уровней М.:

а) элементарные частицы и поля;
б) атомы;
в) молекулы;
г) макроскопические тела различных
    размеров
;
д) геологические системы;
  е) космические тела (планеты, звезды);
ж) внутригалактические системы
    (туманности, скопления...)
;
з) Галактика;
и) системы галактик
;
к) Сверх- или Метагалактика и т. д.

из всего этого выделяют так называемую живую М. (совокупность организмов, способных к самовоспроизводству) и социально-организованную (общество и различные человеческие объединения) (Ист. инф. — СЭС); // естественно, даже с точки зр. т. н. «физического» материализма М. взаимообратима с энергией. (Сравн. ВЕЩЕСТВО.)

“Материя — такое же отвлеченное понятие, как истина, добро, зло. <...> Нам, воспитанным на физике, очень трудно понять это. Но в сущности — кто и когда видел материю или силу? Мы видим вещи, видим явления. Материи, отдельно от вещества, из которого состоит или сделана данная вещь, мы никогда не видали и никогда не увидим, а данное вещество это совсем не материя, это дерево, или железо, или камень. Точно так же никогда мы не увидим силы отдельно от действия. Что это значит? <...> Это значит, что материя — есть «то вещество, из которого сделаны сны» (Шекспир). <...>

Материя состоит не из атомов, а из наших ощущений ее. Если нет ощущений (хотя бы в возможности), то нет и материи. Материя невесомая, невидимая, не имеющая массы и пр., пр, — такой же nonsens, как карета без колес, без козел, без сидений, без кузова, без пола, без крыши, без дверей. Материя прежде всего трехмерна. Трехмерность есть форма нашего восприятия. Материя четырех измерений — это такая же странная вещь, как квадратный треугольник. <...>

Ничего не может быть легче, как доказать материалистическую гипотезу <первичности материи и вторичности сознания>. Стоит только получить механическим путем жизнь или сознание. <...>

<...> И раз мысль может вызвать или развязать движение, а движение никогда не может вызвать или развязать мысли (из вращающегося колеса никогда не получится мысли), то, конечно, мы должны стремиться определить не высшее посредством низшего, а низшее посредством высшего.” (Усп)

Реклама