ПРИНЦИП ОККАМА = БРИТВА ОККАМА.

БРИТВА (или СКАЛЬПЕЛЬ) ОККАМА, принцип, выдвинутый англ. монахом, философом-номиналистом Уильямом Оккамом (Ockham, Occam; ок. 1300–1349), наиболее известный в следующей лаконичной формулировке: “Не должно множить сущее без необходимости” (т. е., положим, если прохожему на голову упал кирпич, для объяснения этого не стоит привлекать не только инопланетян, но даже и того дядю Васю, который живет за окном, именно из которого, возможно, и был “выпорхнут” тот кирпич... :). (См. также ПОНЯТИЙНЫЕ ЗАКОНЫ; сравн. КЕТГУТ БАХА)

“Среди основоположений учения Оккама следует упомянуть и его знаменитый методологический принцип, известный как «бритва Оккама». «Бритва» не следует напрямую из вышеприведенных принципов и в отличие от них не является теологической максимой. В текстах Оккама можно обнаружить несколько формулировок «бритвы». Самая известная — «Pluralitas поп est ponenda sine necessitate» (Множественность не следует допускать без необходимости). Реже встречается следующая формулировка: «Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora» (He существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих [допущений] то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа [допущений]). «Бритва», таким образом, есть скорее методологический, нежели онтологический, принцип, который, кроме того, характерен не только для философии Оккама, но встречается уже у Дунса Скота (Duns Scotus. De Primo Principio. II, concl. 15). Что же касается приписываемой Оккаму знаменитой фразы «Entia поп sunt multiplicanda sine necessitate» (Не следует умножать сущности без необходимости), то она в безусловно подлинных сочинениях Оккама не встречается.

Наконец, крайнюю важность для философского учения Оккама имеет его номиналистическая позиция. Вселенная Оккама состоит только из индивидуальных субстанций и их качеств. Таких объектов как «человек вообще» или «человечность» не существует: общее есть «мысленный образ» (fictum) или «акт мышления» (actus intelligendi) и не существует вне сознания человека. Не подлежит сомнению, что номинализм Оккама оказал определяющее влияние на его логику, эпистемологию и метафизику; именно как номиналист английский мыслитель вошел в историю философии.

Вопрос о том, связана ли номиналистическая позиция Оккама с его «бритвой» напрямую, можно считать дискуссионным, хотя определенная связь, по всей видимости, имеется. Между тем, нельзя не признать, что аргументация Оккама против реального существования общего основывается не столько на методологии «бритвы», сколько на том, что существование общего является самопротиворечивым.” (А. В. Аполлонов. Предисловие к “Уильям Оккам: Избранное”, М., 2002.)

Реклама