АВАТАР/АВАТАРА (санскр. avatara = “сошествие, земное воплощение”), искусственное частичное физическое воплощение какого-либо бога/божества, связанное с исполнением им особой миссии (в частности — функций Защитника), а также для приобретения новых наработок, нового опыта; // А. не всегда имеет человеческий облик: внешне это может быть и рыба, и черепаха, и вепрь, и карлик, и вообще любая другая воплощенная сущность, либо гибрид/сочетание сущностей, но, в отличие от естественно воплощенных сущностей, А. обладает только шестью, а не восемью телами: отсутствуют САМАДХИ-САВИКАРА и САМАДХИ-НИРВИКАРА. (Сравн. АНТРОПОИД, АСПЕКТ, РЕИНКАРНАЦИЯ, ЭМАНАЦИЯ.)

“Аватара — живое воплощение какого-либо бога на Земле, необходимое ему для новых наработок, чтобы получить более высокий статус.” (ГАрС)

“АВАТАРА <...>, в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев (Бхаг<ават>-г<ита> 4, 7-8), при сохранении божеством частичной божественной и частично земной природы. Зарождение представления об А. засвидетельствовано в брахманах. В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем в пуранах, где учение об А. приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных А. Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:

1) Матсья («рыба») <...>;
2) Курма («черепаха») <...>;
3) Вараха («вепрь») <...>;
4) Нарасинха («человек-лев») <...>;
5) Вамана («карлик») <...>;
6) Парашурама («Рама с топором») <...>;
7) Рама <...>;
8) Кришна <...>;
9) Будда <...>
10) Калки («белый конь»).

Наряду с А. Вишну в индуистской мифологии известны и А. Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге; насчитывается 28 его А.), но они не приобрели такого же значения, как А. Вишну.” (П.-А. Гринцер; МНМ)

“Он весь блещет, как жар-птица,

Из ноздрей клубится пар,

То ли атман, то ли брахман,

То ли полный аватар...” (БГ’СЛ)

Реклама