АТМАН (санскр. atman = “дыхание, жизнь, существование, сущность, природа; мировая душа, высший дух”), “наибольшее, наипервейшее Я; важнейшая из категорий древнеиндийской философии: высшее субъективное начало Мироздания. (Сравн. БРАХМАН.)

“Он <царь-мудрец Ашвапати Кайкея> сказал им <пяти грихастхам и брахману, пришедшим к нему с вопросом о сущности Атмана>: «Поистине, вы поедаете пищу, зная этого Атмана Вайшванару* как бы по частям. Тот же, кто почитает Атмана Вайшванару как целое, являемое в частях, как тождественное** самому себе, тот поедает пищу во всех мирах, во всех существах, во всех Атманах.


*  “Вайшванарой (санскр. Vaisvanara = «Всечеловеческий») Атман назван здесь потому, что он приводит всех людей к состоянию, которое они заслужили, или потому, что он присутствует во всех, или же наконец потому, что все почитают его как индивидуальную сущность.” (ЧхУ Комм.)
**  Речь идет о том, что бесподобный Атман не может быть уподоблен ничему, кроме самого себя: Атмана Вайшванары.

Поистине, голова этого Атмана Вайшванары — благой блеск, глаз — многообразие, дыхание — различные пути, тело — полное, мочевой пузырь — богатство, ноги — опора*, грудь — алтарь, волосы — жертвенная трава, сердце — [огонь] гархапатья, разум — [огонь] анвахарьяпачана, рот — [огонь] ахавания.»” (ЧхУ V 18, 1-2)


*  “Иначе говоря, голова этого Атмана — небо, глаз — солнце, дыхание — ветер, тело — пространство, мочевой пузырь — вода, ноги — земля <...>; далее следуют уподобления, связывающие Атмана с церемонией агнихотры <подношения на огне; при таких подношениях различают пять жертвенных огней, три из которых названы здесь>.” (ЧхУ Комм.)

“А теперь — наставление об Атмане: Атман внизу, Атман наверху, Атман позади, Атман спереди, Атман справа, Атман слева, Атман — весь этот [мир]. Поистине, тот, кто видит так, мыслит так, познаёт так, имеет наслаждение в Атмане, удовольствие в Атмане, сочетание с Атманом, блаженство в Атмане. Он сам становится владыкой, во всех мирах он способен действовать, как пожелает. Те же, которые полагают иначе, имеют [над собой] других владык, достигают гибнущих миров; во всех мирах они неспособны действовать, как пожелают.” (ЧхУ VII 25, 2)

“Без Атмaна нет Брaхмана.” (Русск. фолк)

Реклама