ОБОРОТЕНЬ (от общеслав. индоевр. вертеть; ст.-слав. врьтeти
— от той же основы, что и вериги, верста, ворота; сравн. лит. verciu = “поворачивать”, лат. vertere = “вертеть”, санскр. vart = “вертеться”), “уже не зверь — еще не человек”; (Шк.) промежуточная ступень развития между животным и человеком: воплощеннаясущность, имеющая облик человека, но внутренне всё еще являющаяся животным; общим отличительным признаком натуры большинства О.
является звериный, неуправляемыйстрах, боязнь огня, а также — запасливость; // О., отработавший свой страх (т. е. научившийся его контролировать), становится полностью человеком; // есть мнение, что О. становятся в награду за невинную гибель: когда животное убито кем-либо не по необходимости (т. е. не для пропитания/одеяния и не в силу профессиональных обязанностей), а, скажем, из спортивного интереса. (Сравн. АНТРОПОИД, ЛЮДИ. Замечательная повесть А. Кима об оборотнях — «Белка».)
“Оборотень — человек, способный превращаться в некоторых животных: в волка (вервульф), в лисицу (кицунэ) и т. д. У суеверных людей вызывает ужас, непонятно почему. В. П. Корнеев <герой повести>, например, когда у него разболелся зуб мудрости, обернулся петухом, и ему сразу полегчало.” (Арк. и Бор. Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”)