СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (С. — происх. см. СОЦИУМ / О. — из франц. orienter = “располагать, расставлять по странам света; осматриваться, устраиваться”, котор. — от лат. oriens, orientis = “восходящее солнце, восток” — образ. от oriri = “подниматься, восходить”), “нос по ветру”; (Шк.) один из шести уровней отражения; ключевое качество С.о. — умение легко ориентироваться в социуме и — в определенной степени — манипулировать людьми и обстоятельствами, а также — маневрировать и устраиваться в любом окружении, основной принцип“Не стоит звонить в больший колокол — проще обратиться к звонарю”; негативные аспекты С.о. — карьеризм и приспособленчество.

“Такой <социально ориентированный> человек получает удовольствие, энергию, чувствует себя сильным и уверенным, если командует кем-то, имеет власть, несет ответственность, управляет ситуацией. Он чувствует себя на таких постах на своем месте, в своей тарелке — здесь есть применение его способностям и наклонностям. Для человека соц. ориентации характерно четкое чувствование, какая принята идеология в данном обществе, какие законы требуют от него выполнять те силы, от которых он зависит <...>. Они <соц. ориентированные> легко подчиняются кому-то, кто сильнее, и склонны требовать подчинения от тех, кто слабее в чем-то. Интересно то, что внутри у них есть свое личное представление о том, справедлива данная власть или нет, умные установлены порядки или нелепые, но всё это они обычно скрывают, делятся редко и только с теми, кто их понимает <...>. Главное, чем они живут — карьера. Устанавливать свои личные порядки они начинают только тогда <и только, разумеется, для нижестоящих>, когда уже высоко залезают по иерархической лестнице и прочно закрепляются на своем месте, а до этого момента строго следуют общепринятой идеологии.

Людей соц. ориентации в нашем современном социуме интересует то, кто от кого зависит и почему, кого на что можно купить, кто чего боится, у кого какая слабость, привычки, привязанности и как на этом можно сыграть. Такой человек не станет делать действий, которые могут показаться людям смешными, слабыми, нелепыми. Он стремится держать марку солидности, уверенности, престижности. В наше время таких людей очень много — встретить их можно в аппарате управления, а еще в торговле, в бизнесе.” (Читт1)

Реклама