ЛЮБОВЬ (общеслав. индоевр.; от ст.-слав. любити = “желать, жалеть”; сравн. санскр. lubhyati = “жаждает, стремится, заинтересовывается; заманивает, завлекает; любит”) 1) (в шир. смысле) полное приятие чего- или кого-либо (в идеале — всего: в целом и частностях); 2) вселенская, отношение к Миру и всем его обитателям, основывающееся на признании всеобщего — а равно и индивидуального — права на независимое бытие; // с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма, Л. — отличительная стихия нашей Вселенной (см. также МЕДИТАЦИЯ); 3) личная без-условная, желание блага другому без каких-либо условий и требований не только для себя, но и ... (См. также ЗАПАДЕНИЕ, СТРАДАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.)

“Стихия нашей Вселенной — Любовь.” (ГАрС)

“Женщина любит ушами, а мужчина — глазами.” (Фолк)

“Если человек в любви несчастлив, то это страсть. Если у вас любовь — то не так важно — разделенная или нет. Вам хорошо, у вас появляются крылья, вы парите. <...>

Если вас женщина любит, то после того, как вы от нее идете, — в вас всё поет, вы не «разбитый», даже если что-то и отдали, но что-то и получили взамен. Если же мужчина, уходя утром от женщины, «по стеночке ползет», то, скорее всего, его эта женщина не любит и забирает энергию.

Когда женщина любит мужчину, то, если он приходит уставший с работы, энергетически «ободранный», жена, приласкав его, мгновенно его «собирает», и он сразу чувствует прилив сил. Она его постоянно энергетически поддерживает и восстанавливает, когда в этом есть необходимость. <...>

Познать мир, объяснить его, научиться любить мир, не презирая его, не ненавидеть его и себя, а смотреть на него, на себя и на все существа с любовью, восторгом и уважением. Это и есть вселенская любовь.” (ГАрС)

“Для людей существует вопрос о любви.

Любовь — это индивидуализированное чувство, направленное на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут заменить любимого.

«Половое чувство» — это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее подходящая женщина.

Любовь — орудие познания, она сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил.

Любовь — это признак породы.

Она проявляется уже у животных в тех породах, где действует отбор, у диких хищных животных, у кровных лошадей, у породистых собак.

У людей любовь это орудие совершенствования расы. Когда из поколения в поколение люди любят, т. е. ищут красоты, чувства взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восходящий.

Когда из поколения в поколение люди сходятся как попало, без любви, без красоты, без чувства, без взаимности — или по соображениям посторонним любви, из расчета, из экономических выгод, в интересах «дела» или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо «любви» у них вырабатывается «половое чувство», безразличное, а не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но наоборот теряющее ее. Тип мельчает, физически и нравственно вырождается.

Любовь — орудие отбора.

«Половое чувство» — орудие вырождения.” (Усп)

“Любовь — это такое чувство, в котором главный не я, а ты.” (Непом)

“Влюбленному,

плотью своей полагающему Поднебесную,

может равно довериться Поднебесная.” (ДДЦ XIII)

“Любовь — не субъект, это объективное состояние нашего Существа, Сущности, Бытия, выраженное в чувстве.” (Уор)

“Любить — это усилие. Нельзя себе позволять распускать, зевать и почесываться.” (В. Плотников, стильный фотограф; ист. инф. — «МК» от 17 декабря 1996)

“Иван Иванович любит Марью Петровну, Петр Денисович любит арбузы, а Семен Васильевич — выпиливать лобзиком. Или слово надо менять, или то, что за ним стоит.” (М. Анчаров “Самшитовый лес”)

“Любовь зла. Полюбишь...” (Фолк)

ЛЮДИ (мн. ч. к людъ = ст.-слав. людие = “народ”; ст.-слав. людинъ = “свободный человек”), (Шк.) все воплощенные сущности, имеющие облик человека. (См. также АВТОМАТ, ОБОРОТЕНЬ.)

“Отчего такъ много чугуна въ людяхъ? Преобладающiй металлъ.

— Отчего оне не сотворены изъ золота?

Золото для ангеловъ.

Но золотыя нити прорезываютъ чугунъ. И какое имъ страданiе. Но и какой «вследъ имъ» восторгъ.

(поговоривъ съ попомъ)” (РозВ)

М

МАГИЯ (от греч. mageia = “наука магов; колдовство, волшебство”), 1) знание и умение применять и использовать скрытые силы Мира для воздействия на воплощенных сущностей и явления Природы; // М. — неотъемлемая, исходная и важнейшая часть любой религии; 2) = чары или “наведенное воздействие”: результат применения М.-1;

“Нет магии белой и черной. Есть одна магия. Если человек использует ее во благо, то ее называют белой, если же во зло — то черной. Но ведь в Природе добра и зла не существует, эти понятия условны. Например, приходит к вам женщина и говорит: «Что мне делать, мужа сманила соседка, прошу вернуть его». Вы с помощью магии возвращаете. Ну и как, доброе дело вы сделали или злое? Для этой женщины вроде бы и доброе. А для той соседки? А для мужа этой дамы? Вы у него спросили, хочет ли он назад? От хорошей жизни никто ведь не уходит. Все равно насильно мил не будешь. Рано или поздно такая семья развалится. Поэтому, прежде чем вытворять такого рода вещи, нужно хорошенечко подумать. А магия — одна и та же, методы одни и те же.” (ГАрС)

“Магия — это и есть точное знание подлинного имени предмета. <...>

В детстве <волшебник> Огион, как и все мальчишки, считал, что нет ничего интересней игры в превращенья, когда с помощью волшебства можно принять любое обличье — человека или зверя, дерева или облака — и притворяться кем угодно. Но, став настоящим волшебником, он познал цену такой игры, ибо в ней таится опасность утратить собственное «я», заиграться и забыть, кто ты в действительности, променяв игру на реальность. И чем дольше человек остается в чужом обличье, тем сильней эта опасность. Любому ученику Школы известна история волшебника Борджера с острова Уэя, который очень любил превращаться в медведя и превращался в него всё чаще и чаще, пока медвежья сущность не подменила в нем человеческую и он не стал настоящим медведем, а став им, разорвал в лесу собственного маленького сына, и тогда на него была объявлена охота, окончившаяся гибелью Борджера. Никто даже не представляет, сколькие из дельфинов, что резвятся в водах Внутреннего моря, некогда были людьми, и людьми мудрыми, но в какой-то момент забывшими и о мудрости, и о собственном имени, променяв их на веселые игры в морских волнах. <...>

Он засыпал разве что урывками и сразу же просыпался, словно от толчка: ведь лодка, на которой он плыл, по-настоящему лодкой вовсе и не была и больше чем наполовину состояла из заклятий и колдовства, соединявших доски и куски плавника, которые — если б только он позволил заклятью Воплощения чуть-чуть ослабнуть — тут же распались бы и поплыли в разные стороны. Да и парус, сотканный из магических нитей и воздуха, недолго бы продержался на таком ветру, если бы Гед заснул. Он просто исчез бы, словно вздох. Гед применил могущественные заклинания, но если цель не слишком значительна, то и сила этих заклятий недолговечна, а потому время от времени их следует укреплять, так что спать было никак нельзя. <...>

Каждая страна сильна собственной силой; и чем дальше ты от <родных> Внутренних Островов, тем меньше известно тебе о природе этих сил и их действии. <...>

— <...> Ну хорошо, вот вам мясо на дорогу. Ты считаешь, этого достаточно? Слушай, я не понимаю: вы с братом оба могучие волшебники, вам стоит только рукой махнуть, что-то там пробормотать — и всё готово. Так зачем же вам голодать? Вот на море, например, наступает время ужина, и вы просто говорите: пирог с мясом! И пожалуйста вам — пирог с мясом тут как тут!

— Что ж, можно, конечно, и так. Только что-то не хочется. Словами, как говорится, не наешься. Пирог с мясом — это ведь всего лишь слова... Мы можем снабдить их ароматом и вкусом, даже ощутить тяжесть в желудке, но все-таки слова останутся словами. Только обманывают желудок, но сил голодному человеку не дают.

<...>

— Но я все-таки не понимаю, Ястребок. Я же видела, как мой брат и даже его ученик одним лишь словом своим зажигают свет в темноте; и свет этот негасим и ярок. Ведь это не слово, а именно свет разгоняет тьму!

— О да, — ответил <волшебник> Гед. — Свет — это энергия, благодаря которой существуем мы все, но она не зависит от наших потребностей, она вечна. Солнечный свет и свет далеких звезд измеряют время, а время само по себе — это свет. В солнечном свете, воплощенная в дни и годы, проходит жизнь. И в темноте жизнь может воззвать к свету, произнеся его имя... Впрочем, это нечто совсем иное, чем обычные заклинания волшебника, когда он подлинным именем называет тот или иной предмет. Свет сильнее любой магии. Хотя, чтобы призвать кого-то или что-то из иного мира, необходимо великое мастерство и большая магическая сила, которой без особой причины не пользуются... Во всяком случае — не тогда, когда просто хочется есть. <...>

— Значит, вы не станете призывать настоящий пирог с мясом из боязни нарушить то, о чем вечно твердит мой брат... Я забыла, как это называется...

— Равновесие, — торжественно произнес Гед. <...>

— Да, но когда ты потерпел крушение на скалах, то уплыл с того островка на лодке, сделанной почти что из одних только волшебных слов. И воды она не пропускала! Разве это была иллюзия?

— Хм. Отчасти да, потому что чувствуешь себя очень неуютно, когда видишь воду прямо под собой сквозь дыры в лодке. Я поэтому и старался придать разрозненным кускам вид цельной вещи. Но прочность лодки иллюзией не была, как не была и сама лодка вызвана из другого мира. Это совсем другой вид волшебного искусства — Связующее заклятие. Им я связал все деревяшки воедино, превратив в маленькое суденышко. А что такое лодка, как не предмет, который не пропускает воду?” (ГуУ)

“Феномен воздействия человеческого сознания на природные процессы и события изучался не только магами, но и учеными. Появился даже термин — «социальная энергетика». А в свое время в ряде сугубо научных изданий печатались экспериментальные отчеты известного американского исследователя, заведующего отделом теоретической физики в международном университете Махариши (штат Айова), профессора Джона Хегеллина. Цель опытов была следующей: группа специально обученных людей с помощью коллективной медитации должна была влиять... на ход боевых действий в Ливане. Результаты оказались поразительными — количество убитых и раненых в дни эксперимента снижалось на 30 процентов! <...>

Не менее любопытно выглядят работы с генераторами случайных чисел. Эти приборы, как известно, выдают произвольную последовательность цифр, состоящую, скажем, из 1, 2, 3, 4. Задача экстрасенса — мысленным усилием увеличить частоту появления какого-нибудь определенного числа, например, четверки. Трудно поверить, что человек способен на такое. Однако эксперименты показали — четверка стала появляться чаще! Первым эти опыты провел американский исследователь А. Шмидт. Потом их многократно проводили в разных странах, и тоже успешно. <...>

Но возможности «магического влияния на будущее» не безграничны. Желание одного человека может быть полностью нейтрализовано совершенно противоположным стремлением другого человека или даже группы людей <...>. А искусство магии в том и заключается, чтобы среди всех прочих найти путь, который всё же приведет к желаемому результату." (Цар)

“— А теперь <...> слушай меня внимательно. Неужели ты ни разу не задумывался о том, что всякая сила окружена опасностью точно так же, как источник света — тьмой? Колдовство — вовсе не игра, оно не предназначено для забав или удовлетворения простого тщеславия. Подумай об этом, ибо каждое слово, каждое действие, связанное с нашим искусством, с волшебством, говорится и совершается либо во имя Добра, либо во имя Зла. Прежде чем что-то сказать или совершить, ты непременно должен узнать цену, которую за это заплатишь!” (ГуУ)

"Увы, на практике магия действует не так уж гладко: в каждом очередном «чуде» присутствует элемент насмешки, столь недоброй, что даже счастливчик, познавший на себе благосклонность таинственных сил, невольно расстраивается, теряется, ощущает нервозность и страх.” (ФодН)

МАЙТРЕЙЯ, МАЙТРЕЯ (санскр. maitreya = “связанный с дружбой”), ?

МАЙЯ (санскр. maya = “иллюзия, обман; магия, колдовство”), ?

МАКАРА (санскр. makara = “дельфин, крокодил, макара”), “зверь заморский, чудо морское” (Фолк); сущность, изображаемая на графическом аналоге свадхистана-чакры; М. — вахана* Варуны, Сомы (лунный бог), речных богинь Нади-деватас, вахана и знамя Камадевы; М. связан также с Лакшми.


*  Санскр. vahana = “вездесущий; едущий; везущий; перевоз; средство передвижения”, здесь — средство передвижения бога.

"М. часто представляли животным огромных размеров (своего рода индийским левиафаном), близким по своему облику к крокодилу, акуле, дельфину; с головой крокодила, слона с поднятым кверху хоботом, рыбы или водного чудовища с открытой пастью; тело рептилии или чешуйчатой рыбы, с хвостом в виде рыбьего плавника, с двумя или четырьмя лапами. Некоторые типы М. имеют и другие зооморфные (слона, носорога), а иногда и растительные (лотосового корневища) черты. <...> Существующие предположения о «растительном» происхождении образа М. основываются на том, что ее челюсти и язык обнаруживают большое сходство с корневищем и цветком лотоса (сравн. в индийской традиции лотос как символ женской жизненной силы, плодородия, тесно связанный с водой). <...> Символика составных элементов М. (хвост, голова, ноги) получает развитие в мифологических связях М. с божествами плодородия, жизненной силы и воды (одно из <санскр.> названий М. — «Джала-рупа», «водная форма»). <...> В индийском зодиаке М. — знак Козерога (изображение М. с головой и передними ногами антилопы, туловищем и хвостом рыбы).” (МНМ)

МАНВАНТАРА (санскр. manvantara ? = “период Ману” ?), см. ЮГА.

МАНДАЛА (санскр. mandala = “круглый, круговой”), в буддизме — символико-магическое плоское или рельефное, графическое, живописное, насыпное* или фигуративное** (изначально — круглой формы) воплощение представлений о структуре мира, признаных в Учении той или иной религиозной (обычно — буддистской) Школы. (См. также ПОНЯТИЙНЫЕ ЗАКОНЫ. Сравн. НАМЧУВАНГДАН.)


*  Когда изображение наносится на пол цветными порошками.
**  В этом случае изображение образуется “из зерна или других жертвенных даров” (МНМ).
Мировое древо
Илл. 28. Характерная схема
Мандалы.

“МАНДАЛА <...>, один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). <...> М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически* используемый в ритуале, особенно часто ВАДЖРА <санскр. vajra = “дубина, палица (грома), оружие Индры”> в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д. Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны <...> и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например, в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.


*  От греч. metonymia = “переименование”; в данном случае имеется в виду замещение призываемой сущности ее символом/атрибутом.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причем вселенная изображается в плане <т. е. в двумерной проекции на плоскость>, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесенные с системой высших сакральных ценностей (особенно в буддизме): как правило, лишь внутри круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в ее целостности, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов — НИДАН <санскр. nidana = “завязка, веревка; причина, основание”>, выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. <...> Наконец, внешний круг М. также соотносится с календарными и хронологическими схемами< северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (сравн. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называпемые ЛОКАПАЛЫ <см. также ХРАНИТЕЛИ МИРА> или махараджи — «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. <...> Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого помещают часто помещается знак мужского начала — ВАДЖРА. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество спускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие и успех. <...> Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII в., когда Падмасамбхава — основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось. <...> Ряд исследователей (Хуммель, Х. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр. знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М.” (МНМ)

“Каждая из них <частей мандалы> имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр, с одной из мантр. Адепт в процессе созерцания должен по очереди вопроизвести в себе всё, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космическим Абсолютом.” (Будд)

“Вот как определяют биопсихическую природу Мандалы Ральф Мецнер и Тимоти Лери: «Механизм Мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если Мандола является изображением структуры глаза, то центр Мандалы соответствует “слепому пятну”. Поскольку “слепое пятно” — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя “наружу” через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает Мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь.»” (АргХМ)

МАНИПУРА-ЧАКРА {санскр. [(mani = “жемчужина, драгоценность”) + (pura = “крепость, оплот”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра драгоценной опоры”}, “десятилепестковый лотос”, “солярный центр, центр солнечного сплетения”; одна из семи чакр физического тела (третья при счете снизу вверх); условно М-ч. располагается: по горизонтали — в центре солнечного сплетения (на уровне пупка), по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; М-ч. соответствуют: стихия — огонь, мантра — РАМ [в других традициях — РАНГ (лайя-йога), или — О (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 29), иногда изображаемый в центре М-ч.; // по Шк. информации графический аналог М-ч. представляет собою (см. Илл. 30) изображение десятилепесткового лотоса голубого — с потемнением к краям — цвета, в который вписан белоснежный круг, содержащий в себе обращенный вершиной вниз равнобедренный треугольник кирпичного (темно-красного) цвета с Т-образными выступами на каждой из сторон и упомянутой выше янтрой внутри; на лепестках М-ч. изображаются янтры*: , , , , , , , , , , сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “алчность, ревность, коварство, отсутствие совести, страх, ложь, заблуждение, глупость, жестокость”** (ПетНик), подлежащие отработке для обретения соответствующих им сиддх; в нижней части внутреннего обода круга М-ч. изображают овна. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*  Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.
**  В указанном источнике перечислены только 9 стихий-состояний.

Янтра ram
Илл. 29. Янтра .
 
Манипура-чакра
Илл. 30. Манипура-чакра.
 

“<Иногда Манипура-> Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в котором находится кроваво-красный треугольник. Снаружи по кругу — 10 черных лепестков. <...> Чакра манипура символизирует жизненный центр, отвечающий за зрительные функции, двигательный контроль и т. д.” (ПетНик)

“Третья чакра — центр солнечного сплетения, высший эмоциональный центр.

Здесь формируются ощущения обиды, печали и т. п.

Гнев связан с почками и печенью.

Как правило, причиной расстройства желудка или кишечника

являются именно эмоциональные переживания.” (Уор)

“<...> в центре области пупка есть лотос  Манипура (Набхипадма).

Он  называется  так  согласно  Гаутамия-мантры,  потому  что

там    присутствует    свирепый    теджас,    сверкающий     как

драгоценный  камень.  <...>  В  треугольнике  три  «Знака  Огня».

Красный биджа огня — Ram сидит на баране — носителе Агни —

Господа Огня. Здесь старый красный Рудра, испачканный белым

пеплом,    и    Шакти    Лакини,    которая    как    башня    этого

пищеварительного  центра   считается   «Любящей   животную

пищу»:    «груди   красные   от   крови   и   жира,    текущего   из

ее рта».” (Авал)

“79. Третья чакра, называемая Манипура, расположена около пупа.

Она  золотого  цвета,  имеет  десять  лепестков,  обозначенных

буквами:  ДА,  ДХА,  НА,  ТА,  ТХА,  ДА,  ДХА,  НА,  ПА,  ПХА.

80.   Ее   возглавляющее   божество   называется   Рудра   —

дарователь всех благоприятных вещей, и возглавляющая Богиня этого места называется наиболее священно — Дакини.

81. Когда йог медитирует на лотос Манипура, он получает силу, называемую патала*-сиддхи — дарователь постоянного счастья, он становится владыкой желаний, разрушает печали и болезни, обманывает смерть и может войти в тело другого.


*  Патала — возм., от санскр. patala = “ад (подземный мир, населенный нагами)”.

82. Он может делать золото и т. д., видеть Божества (ясновидение), открывать лекарства для лечения болезней и видеть спрятанные сокровища.” (ШиваС)

Реклама