АСКЕТ (происх. см. АСКЕЗА), всякий, практикующий аскезу. АСКЕЗА, АСКЕТИЗМ (от греч. askeo = “искусно обделывать, обрабатывать что-либо; упражнять, упражняться в чем-либо”), отшельничество, подвижничество; образ жизни, состоящий в добровольном ограничении или подавлении чувственных потребностей и желаний практикующего А., а также — в добровольном принятии им лишений и страданий; различные религии по-разному относится к А. “Католическая церковь смотрит на аскетизм как на нечто обязательное лишь для монашества, а для мирян как на «сверх должное». Протестантизм просто отрицает аскетизм. Православие же учит о том, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения.” (Конц) “Аскеза нужна не для того, чтобы пробудить оккультные силы, а для того, чтобы не стать их добычей.” (М. Элиаде) “Аскетизм — довольство малым — сознательная ложь, свойственная всем нежизнеспособным натурам. Чем на большее количество вещей и слов падет Ваша тень, тем совершеннее Вы будете, тем грандиозней будет масштаб мысли, тем сильнее и работоспособнее — желание, прекрасней — волевой порыв, тем полнее — жизнь, время которой будет растягиваться, едва вы завладеете новой вещью, словом, понятием.” (АвдВ) АСПЕКТ (от лат. aspectus = “взгляд, взор; вид, зрелище”), 1) некая точка зрения и вид, открывающийся при взгляде из нее; 2) см. ИПОСТАСЬ. АСТРАЛ, АСТРАЛЬНЫЙ ПЛАН (от греч. astron = “созвездие, звезда”), пространственный план обитания астральных (т.е., по сути, эмоциональных) тел; // кроме прочего, в А. присутствуют сгустки так называемых “профессиональных энергетик”; с т. зр. Шк. Гуру Ар Сантэма в А. нет зримых образов: всё, видимое там, — эфирная оболочка, “одетая” на астральное тело; // видение в А. обретается с открытием третьего глаза или аджна-чакры; // достигнув определенного уровня контроля над собой, можно научиться “отключать” А. (т. е. не ощущать боль, гнев, радость, страдание...). (Подробнее — см. третьим глазом. Двумя другими см. также особо конец цитатн. части ст. ДОБРО И ЗЛО.) АСТРАЛЬНОЕ ИМЯ (А. — происх. см. АСТРАЛ // И. — см. ИМЯ), (Шк.) дается Советом Солнечной системы за определенные заслуги на Земле (в том числе — целителям, наставникам, Учителям, полководцам... — всем, имеющим дело с большими массами людей), либо — за определенные заслуги перед Солнечной системой; // получение информации о собственном А.и. — личное дело его обладателя. АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО (А. — происх. см. АСТРАЛ // Т. — см. ТЕЛО), “тело магии страстей”; вторая из семи нефизических тел/оболочек человеческой сущности, принадлежащая астральному плану: тело чувств и эмоций, образов и желаний; с А.т. связано образное представление*; окраска А.т. зависит от эмоционального состояния человека; // А.т. может отделяться из физического тела в состоянии транса (самадхи) или сна; А.т. земной воплощенной сущности отделяется на 7 — 9-й день после прекращения жизнедеятельности физического тела и “уходит” в А.т. Земли. (См также ТЕЛА) * Хотя по поводу самих образов в астрале см. в ст. АСТРАЛ. АСТРОЛОГИЯ {от греч. [(astron = “созвездие, звезда”) + (logos = “слово, речение”)]}, искусство/наука/Учение о взаимовлиянии космических тел/объектов и земных сущностей/объектов/явлений; // в настоящее время наиболее распространенной и популярной школой А. в России является АША (Авестийская Школа А.) или Школа П. П. Глобы; А. АША преполагает использование достаточно специфического логико-математического аппарата, во многом основанного на строгом структурировании Времени, Космоса и Мироздания в целом по принципу Зодиака. “Хиросима с Нагасаки сильно подрывают доверие к хиромантии <и астрологии>. Среди сотен тысяч погибших, наверное, было несколько человек с редким расположением знака: треугольником на линии жизни — верным признаком ранней насильственной смерти. Они своими судьбами подтвердили бы хиромантический прогноз. Но что же тогда сказать обо всех остальных? Молодых и младенцах. Точно так же сгоревших, в том же костре? Ведь у них этого знака не было? — У них были другие знаки, которые... — У всех? Только у некоторых? — А у остальных? Опять и еще... <...> А сколько еще было землетрясений, извержений вулканов, столкновений поездов, массовых катастроф и Бабьих Яров, в которых без разбору погибали и с такими ладошками, и с сякими, и вообще безрукие. (Между прочим, массовые катастрофы — еще один аргумент против гороскопов. Гибнут-то все подряд, вдоль всего Зодиака.)” (РодоВ) АСУРЫ (от санскр. asura = “светозарный; живой, божественный; дух, божество”), в др.-инд. мифологии — демоны-полубоги. (Сравн. СУРЫ.) “В ранний ведический период асуры наделялись добрыми качествами, суры же — отрицательными. Такое положение сохранил маздеизм (религия парсов); в индуизме же шел процесс вытеснения ведической религии; создавались мифы о развращении и падении асуров и победе суров.” (Мбх3а, Толк. слов.) АТЕИЗМ {от греч. [(a = “отрицание”) + (teos = “бог”)] = “без-божие”}, “вера в отсутствие Бога”; ”— Не верю!” (К. С. Станиславский); способ жизни и мировосприятия, основанный на отрицании существования каких-либо высших невоплощенных сущностей, стоящих у начал Мироздания и являющихся его Творцами; // почему-то, как правило, принципиальное отрицание существования Бога “небесного” неотвратимо приводит к поискам и обретению бога “земного” (иногда — в ближайшем зеркале), что, впрочем, не всегда плохо (см. ЗЛО), поскольку для любой сущности достижение состояния божественности — вопрос времени и воли. (Сравн. РЕЛИГИЯ.) “И бог — усталый древний старик, Прячущийся в облаках, Был заменен одним из своих В хромовых сапогах.” (Б. Слуцкий) “Атеизм и для индивидуума, и для общества является необходимым средством достижения более высокой истины. Иногда мы отрицаем Бога с целью найти его. Даже атеисты, правда, быть может, неосознанно восстают во имя Бога.” (Сарвепалли Радхакришнан) “Старые религии утверждали, что атеист — тот, кто не верит в Бога. Новая религия утверждает, что атеист — тот, кто не верит в самого себя.” (Свами Вивекананда) АТЛАНТИДА, (Шк.) вторая по древности (после Арктиды) цивилизация Земли; вероятное место размещения А. — район Атлантического океана; // предположительно, нравы и законы А. описаны А. С. Пушкиным в “Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”; второе, менее распространенное название А. — Туле. (См. также АТЛАНТЫ.) “По эзотерическимъ ученiямъ древней Мудрости Атлантида находилась между западнымъ побережьемъ теперешней Европы и обеими Америками. Въ незапамятныя времена обширный материкъ этотъ погрузился на дно океана, а оторвавшаяся отъ него часть, въ виде большого острова, которому Платонъ далъ названiе Poseidonis, существовала еще долго после катастрофы; она погрузилась въ воду около 9500 летъ до Р. Х. Атлантида считается родиной четвертой расы, именуемой в оккультизмh Kusha. Ея третьей подрасой были Толтеки, отъ которыхъ и произошла красная раса.” (ПисЕ) “Остатки Атлантиды нигде не могут найти из-за того, что когда цивилизация гибнет, то погибает всё, что она считает своим, всё энтропирует, даже металлы. Поэтому даже от цивилизаций с высоким уровнем развития (и технического тоже), просуществовавших очень долгое время (а Атлантида существовала 102 или 103 тысячи лет) ничего не остается. Но кое-какие данные об Атлантиде всё-таки сохранились. Последний правитель Атлантиды, незадолго до гибели цивилизации, за какие-то прегрешения отослал своего сына со свитой на северо-восток Африки. Именно ими и была создана Египетская культура. И именно поэтому в Египте и сохранились сведения об Атлантиде, так как жрецы записали всё, что оставили им последние из живых атлантов.” (ГАрС) АТЛАНТЫ, АТЛАНТИЙЦЫ, “серые в черном” (см. СЛОЖНЫЕ ЦВЕТОТИПЫ); (Шк.) представители второй земной расы: обитатели Атлантиды. АТМАН (санскр. atman = “дыхание, жизнь, существование, сущность, природа; мировая душа, высший дух”), “наибольшее, наипервейшее Я”; важнейшая из категорий древнеиндийской философии: высшее субъективное начало Мироздания. (Сравн. БРАХМАН.) “Он * "Вайшванарой (санскр. Vaisvanara = "Всечеловеческий") Атман назван здесь потому, что он приводит всех людей к состоянию, которое они заслужили, или потому, что он присутствует во всех, или же наконец потому, что все почитают его как индивидуальную сущность." (ЧхУ Комм.)
** Речь идет о том, что бесподобный Атман не может уподоблен ничему, кроме самого себя: Атмана Вайшванары. Поистине, голова этого Атмана Вайшванары — благой блеск, глаз — многообразие, дыхание — различные пути, тело — полное, мочевой пузырь — богатство, ноги — опора*, грудь — алтарь, волосы — жертвенная трава, сердце — [огонь] гархапатья, разум — [огонь] анвахарьяпачана, рот — [огонь] ахавания.»” (ЧхУ V 18, 1-2) * "Иначе говоря, голова этого Атмана — небо, глаз — солнце, дыхание — ветер, тело — пространство, мочевой пузырь — вода, ноги — земля <...>; далее следуют уподобления, связывающие Атмана с церемонией агнихотры <подношения на огне; при таких подношениях различают пять жертвенных огней, три из которых названы здесь>." (ЧхУ Комм.)
** Речь идет о том, что бесподобный Атман не может уподоблен ничему, кроме самого себя: Атмана Вайшванары. “А теперь — наставление об Атмане: Атман внизу, Атман наверху, Атман позади, Атман спереди, Атман справа, Атман слева, Атман — весь этот [мир]. Поистине, тот, кто видит так, мыслит так, познаёт так, имеет наслаждение в Атмане, удовольствие в Атмане, сочетание с Атманом, блаженство в Атмане. Он сам становится владыкой, во всех мирах он способен действовать, как пожелает. Те же, которые полагают иначе, имеют [над собой] других владык, достигают гибнущих миров; во всех мирах они неспособны действовать, как пожелают.” (ЧхУ VII 25, 2) “Без Атмaна нет Брaхмана.” (Русск. фолк) АТРИБУТ (от лат. attribuo = “придавать, давать, предоставлять”; сравн. attributum = “деньги, ассигнованные из государственной казны”), 1) “отличительная принадлежность, присвоенный кому или чему знакъ, предметъ для отличiя; доспhхи” (Даль); свидетельство права на те или иные особые деяния (сравн. РЕГАЛИЯ); 2) необходимое, неотъемлемое свойство; // А. не всегда вещественен, зачастую подлинные (а не временные) А.-ты скрыты на тонких планах бытия (см., например, ДВОЙНИК, КАПЮШОН, УРНА, а также ПОЯС КУШТИ; особо — об А.-ах варн — см. цитатан. часть ст. ВАРНЫ). “Атрибуты какого-либо божества означают его функции. Чтобы было понятно, приведу такой пример: печатают в книжке, допустим изображение богини Изиды с атрибутами, которых у нее нет, — с ожерельем из черепов. А это атрибут божества, имеющего право наказывать богов, когда между ними конфликты. И если Изиде, напечатав этот рисунок, приписали эти атрибуты, то ей надо выполнять эти функцию, но боги-то ее не признают в этой функции... Так что иногда и люди вытворяют такое, что и богам плохо становится.” (ГАрС) “У кого в аду были погоны, те и в раю будут с аксельбантами.” (С. Е. Лец) АТРИБУТИКА (происх. см. АТРИБУТ), совокупность атрибутов. АТХАРВАВЕДА [саснкр. (atharvan + veda) = “Веда Атхарвана”, где Атхарван = 1) “жрец, совершающий обряды, связанные с огнем”; 2) имя легендарного жреца из рода Праджапати и мифич. автора А., старшего из сыновей Брахмы; происх. Веда см. ВЕДЫ], название четвертой Веды — собрания заклинаний и заговоров против болезней, демонов, недругов. АУМ (санскр. AUM). (См. ОМ) “Этот звук — всё это. Вот его разъяснение. Прошедшее, настоящее, будущее — всё это и есть звук АУМ. И всё прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук АУМ. Ибо всё это — Брахман. Это Атман-Брахман. <...> Это Атман в отношении к звукам, звук АУМ в отношении к частям. Стопы [Атмана] — части, и части — стопы: звук А, звук У, звук М. Состояние бодрствования — звук А <...>. Состояние сна — звук У <...>. Состояние глубокого сна — звук М <...>. Не имеет частей четвертое — неизреченное растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук АУМ и есть Атман.” (МУпа) “В Индии существует неисчислимое количество книг, посвященных толкованию сокровенного слога АУМ, имеющего эзотерическое и мистическое значение. Оно означает три аспекта индуистской Троицы: Брахма, Вишну и Шива, а также Брахмана, «Единого без иного», философии адвайта-веданты. Оно выступает в качестве символа невыразимого Абсолюта, как предельное слово, за которым может следовать только молчание. Шри Шанкарачарья называет его «опорой медитации», а в «Мандука-упанишаде» утверждается, что АУМ есть лук, посредством которого «самость» индивида достигает всеобщего «Того» (санскр. tat), что невозможно определить ни как бытие, ни как не-бытие. Индийцы рассматривают АУМ также и как звук-творец, созидающий миры. Если йогин достигает способности слышать одновременно все бесчисленные звуки и голоса всех существ и вещей, которые существуют и пребывают в движении в необъятной Вселенной, то он услышит именно этот уникальный звук — АУМ. Тот же самый АУМ звучит в наисокровеннейших глубинах его души. Тот, кто может правильно произнести этот звук, способен творить чудеса, а тот, кто знает его истинное безмолвное звучание и произношение, достигает наивысшего освобождения.” (ДэНе-ППТ) “Чужой АУМ не идет на ум.” (Фолк) АУРА (лат. aura = “воздух; испарения; призрак; блеск, сияние”), совокупность всех нефизических тел/оболочек, образующих в сочетании своеобразный фильтр восприятия; подчиняя А. контролю сознания, сущность способна превратить А. в эффективный инструмент взаимодействия с окружающим миром. (См. также ДУША, ТЕЛА) АШВАТТХА (санскр. acvattha = букв. “лошадиная стоянка”), пиппала, пипал, бодхи, инжир, смоковница, фиговое дерево; растение семейства фикусов (лат. название ficus religiosa). (См. также ФИКУС РЕЛИГИОЗНЫЙ. Cр. БАНЬЯН.) “Наверху — корни, внизу — ветви, се — смоковница вечная. Это — чистое, это — Брахман, это зовется бессмертным.” (КатУ II 3, 1) “В Индии издревле известен ритуал, в котором с царем последовательно соотносится каждое из четырех сакральных деревьев, из которых изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн. Чашу из ашваттхи подносит вайшья, из ньягродхи — знатный друг, из удумбары — кшатрий, из палаши — жрец.” (МНМ) АШРАМ [санскр. acrama = “уединение, отшельничество; обитель отшельников”), 1) ступени духовной/религиозной жизни брахмана (существуют четыре ступени: 1) brahma-carya (“брахмачарья”) = “ученичество с соблюдением воздержания”; 2) grha-stha (“грихастха”) = “домохозяин, семьянин”; 3) vana-prastha (“ванапрастха”) = “отшельник, живущий в лесу”; 4) sannyasin (“саньясин”) = “монах-странник”; первые три ступени А. доступны также для кшатриев и вайшьев); 2) монашеская община в Индии. (Подробнее о каждом из А. см. соотв. словарн. статьи.) “В Индии «ашрам» — это обычно духовная или религиозная община, члены которой, направляемые Учителем, отрекаются от всего мирского, предаются медитации, концентрации и йогическим упражнениям для того, чтобы достигнуть «освобождения» <мукти>.” (Сатпр) “Ашрам? Это коммуна. Сколько у нас в стране не пытались создавать коммуны, их всегда разгоняли. Раньше ссылали за это в ГУЛАГ, а сейчас просто разгоняют. На данный момент те структуры, которые находятся у власти, не допускают создания коммун. Да и экономически ситуация у нас в стране сейчас такая, что создавать ашрам, учитывая, что у нас занимаются далеко не самые богатые люди, довольно сложно.” (ГАрС) АЮРВЕДА {санскр. {(ajur = “нестареющий; непреходящий”) + [veda = ВЕДА (см.)]} = “Учение о нестарении”}, “Знание долгой жизни”; одна из частей Вед, представляющая собою, говоря современным языком, собрание информации об энергетико-физиологических способах продления человеческой жизни и, в частности, — о неразрушающих методиках контроля всего человеческого организма в целом и любого из его органов/компонентов в отдельности (см., например, ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА). |