“МОНА ЛИЗА” (итал. Mona Lisa), “ДЖОКОНДА” (итал. La Gioconda), название самого известного и загадочного из портретов кисти Леонардо да Винчи (1452–1519); “М.Л.” датир. ок. 1503–1506; второе название происходит от предполагаемого имени мужа женщины, изображенной на портрете; // вероятно, Леонардо да Винчи связывало c портретом М.Л. особое отношение: он всегда и везде возил его с собою; // нынешнее местоположение “М.Л.” — Лувр (Париж); // существует версия, что “М.Л.” является автопортретом великого Леонардо (подобнее см. в цитатн. части наст. статьи); // “М.Л.” — фетиш, янтра: идеальный образ Школы Гуру Ар Сантэма.

“Мы <представители Школы Гуру Ар Сантэма> считаем, что это <“Мона Лиза”> — портрет идеального человека, у которого заполнены все уровни отражения. Заполнение всех шести уровней — подтверждение человеческого уровня.” (ГАрС)

Портрет Моны Лизы/Леонардо да Винчи.
Илл. 33. Исследовательница Лилиан Шварц демонстрирует “синтетический” портрет Моны Лизы/Леонардо да Винчи.

“Всемирно известная «Джоконда» — не что иное, автопортрет Леонардо да Винчи. Такую сенсационную гипотезу выдвинула американская художница и исследовательница Лилиан Шварц.

Как сообщает журнал «Артс энд антикс» <...> она
сопоставила изображение Моны Лизы с известным ав-
топортретом великого флорентийца, выполненным в 1518 году. Использовав перевернутое изображение ав-
топортрета, она с помощью компьютера привела картины к единому масштабу таким образом, чтобы расстояние между зрачками на обоих портретах было одинаковым. В результате, по словам журнала, получилось зеркальное отражение одного и того же лица.” (“МК” от 26 декабря 1996)

“Немецкий искусствовед Магдалена Зейст  заявляет,  что
установила личность загадочно улыбающейся молодой женщины известной как «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Это не жена миланского купца и даже не автопор-
трет самого Леонардо, как предполагают некоторые рьяные исследователи, а незаконная дочь миланского герцога Галеаццо — Катерина Сфорца, графиня Форли (1462/1463–1509). В основе аргументации Магдалены Зейст лежит недавно обнаруженный портрет Катерины Сфорца, написанный малоизвестным художником XV века Лоренцо ли Креди. Магдалена Зейст убеждена, что на двух картинах изображена одна и та же женщина, только с интервалом в 15 лет: на картине ди Креди; ей 25, а на картине Леонардо — 40. Если это действительно так, то загадочная улыбка Моны Лизы выглядит иначе: Катерина Сфорца была одна из самых ярких и решительных женщин своей эпохи. Впервые она была выдана замуж в 14 лет, родила первого ребенка в 15. Всего же у нее было 11 детей, трое мужей и несчетное количество любовников. Она пережила всех троих своих мужей, осады в замке, народные восстания против своего правления и умерла от болезни печени в возрасте 46 лет.” (“МК” 19 марта 2002 г.)

“Hи в одной дpyгой каpтине Леонаpдо глyбина и дымка атмосфеpы не пеpеданы с таким совеpшенством, как в «Моне Лизе». Это воздyшная пеpспектива лyчшая по исполнению. Однако пpежде взгляд зpителя останавливается на лице изобpаженной дамы. «Монy Лизy» копиpовали чаще всех дpyгих каpтин. «Эта кpасота, к котоpой стpемится изболевшаяся дyша, весь опыт миpа собpаны здесь и воплощены в фоpмy женщины... Животное начало в отношении к жизни в Дpевней Гpеции, стpастность миpа, гpехи Боpджиа... Она стаpше скал, сpеди котоpых сидит, как вампиp*, она yмиpала множество pаз и познала тайны гpобницы, она погpyжалась в глyбины моpей и пyтешествовала за дpагоценными тканями с восточными кyпцами, как Леда, была матеpью Елены Пpекpасной, как святая Анна — матеpью Маpии, и все это было для нее не более чем звyком лиpы или флейты».” (Р. Уоллэйс “Миp Леонаpдо”)


*  Желающие лично убедиться в “вампирстве” описанного выше портрета могут просто установить себе на “обои” его репродукцию, наиболее качественную из доступных. И побудьте с нею подольше... :)

“Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очереденой раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит «83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости».

Во время анализа шедевра Леонардо да Винчи тщательно осматривались губы Джоконды, а также складки кожи вокруг глаз. Программа позволила сопоставить полученную информацию с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка, сообщает «Интерфакс». Результаты исследования опубликованы в британском научно-популярном журнале New Scientist.

Попытки разгадать секрет загадочной улыбки Джоконды предпринимались не один раз. Так, в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину.

К такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она «что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли».

За год до этого в Гарварде также разгадали секрет загадочной улыбки Моны Лизы. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке в Денвере (штат Колорадо) представила свою теорию объяснения этого феномена. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже — тени. «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением», — заявила Маргарет Ливингстон.

За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.

В прошлом году ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.

Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой — написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра «Джоконду», чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.” (http://www.newsru.com/; время публикации: 15 декабря 2005 г.)

Реклама