“Перевертень”
Илл. 26. Шива лингамурти*. (Камень. I в. до н. э. Гудималлам. Ист. — МНМ.)

ЛИНГА/ЛИНГАМ (санскр. linga = “отметка, знак; символ; мужской половой орган”), мужской половой орган; геометрический символ Л. — равнобедренный треугольник, изображаемый вершиной вверх. (Сравн. ВАДЖРА в цитатн. части ст. МАНДАЛА, а также ФАЛЛОС.)

“ЛИНГА <...>, в древнеиндийской мифологии в различных течениях индуизма символ божественной производящей силы <...>. Поклонение Л., как одно из проявлений фаллического культа, восходит уже к протоиндийской цивилизации (изображения из Мохеджо-Даро и Хараппы) и засвидетельствовано в «Ригведе»; оно находит параллели во многих архаичных культурах <...>. Наибольшее распространение культ Л. получил в шиваизме (поклонение Л. и женскому символу — йони как символам Шивы и Парвати). Изображение Л. в виде каменного столба (обычно поднимающегося из йони) играет важную роль в ритуале шиваистских сект и служит предметом поклонения.” (МНМ)

“У индусов есть красивая легенда о споре трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы, кто из них главный. В разгар перебранки вдруг возникает пылающий лингам-фаллос бога Шивы. Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, Брахма гусем взлетает к облакам. Вернувшись несолоно хлебавши, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива.” (РябГ)


*  Лингамурти = [санскр. (linga = “мужской половой орган, фаллос”) + (murti = “форма, вид, облик”)] = “в облике линги”.

ЛИСТ МЁБИУСА = КОЛЬЦО МЁБИУСА (см.).

ЛОЗУНГ (из нем. Losung = “призыв; пароль, пропуск”, котор. — от Los = “жребий; доля, участь, судьба”), “глас вопиющего в коллективе”*; выраженное в краткой (обычно — аудиальной или графической/плакатной) форме настоятельное требование участия каждого в том или ином актуальном для призывающего деянии. (Сравн. ДЕВИЗ, КРЕДО.)


*  Либо – “вопиющего коллектива”, что, впрочем, встречается значительно реже.

ЛОТОС (из греч. lotos, котор., возм., — от евр. lot = “вид пахучей смолы”), 1) вероятно, самый священный из цветков // одной из важных особенностей Л. считается его способность соединять собою сразу четыре стихии: землю (корневище), воду (стебель), воздух (цветок), эфир (запах); 2) (в йоге) = ПАДМАСАНА (см.); // иногда Л.-ами в переносном образном смысле называют также чакры.

“ЛОТОС, род земноводных многолетних травянистых растений сем. лотосовых. 2 вида, в умер. и тропич. поясах обоих полушарий <...>. Все части растения содержат витамин С и каучук, черешки и проростки — ядовитое вещество. <...> Так называемый египетский Л. — растение из рода кувшинка.” (СЭС)

“ЛОТОС. Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа — творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда — более специальные символические значения Л.: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Л. связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твердость, непрерывность, солнце.

В Древнем Египте известны изображения Л. в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. <...> Как эмблема Верхнего Египта Л. противопоставляется папирусу — эмблеме Нижнего Египта. <...>

В Индии символ Л., соотнесенный с женским детородным органом — йони, олицетворяет богиню-мать, космический Л. как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Л. связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. <...>

<...> Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Л., на котором находится «лотосорожденный» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Л. растет вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Л. изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Л. — демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Л., обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусочек земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Л. также связывается начало новой космической эры. <...> В буддийской традиции в Индии создается особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Л.», т. н. «Лотосовая сутра» ‹= «Ваджраччхедика-Праджняпарамита-сутра», кит. «Цзиньган божо боломи цзин»›, сыгравшая особую роль в китайском буддизме V в. н. э.; сравн. также «Лотос истинного Закона» <«Саддхармапундарика-сутра» = «Сутра Лотоса Благого Закона»> — величайший памятник махаянического буддизма). <...>

<...> В джайнском каноне Л. в руке — символ 6-го Джины, и в Тибете — эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула — «Ом мани падме хум» («Om mani padme Hum»= по приблизительному толкованию, — «Да будет так, драгоценный камень-лотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. <...> Образ Л. и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда* впервые открылся на горе Сумеру <...>. Об укорененности темы Л. в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации <см. ПАДМАСАНА>, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов <...>. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Л. <...> Красный Л. — эмблема современной Индии.” (МНМ)


*  Санскр. adi­buddha = "Перво-пробужденный, Перво-Будда".

“Этому цветку на роду было написано стать священным. Уже самые древние, первобытные египтяне заметили его подчеркнутую индивидуальность: только лотос всплывал на воду и распускался при заходе солнца, а при восходе закрывался и погружался в Нил. Поэтому нет ничего удивительного, что египтяне именно лотосу приписали порождение бога солнца Ра, который, родившись, от счастья заплакал, и из его слез возникли люди. Скоро, однако, египтяне разглядели, что урожай их страны напрямую зависит от разливов Нила, при этом чем больше разлив, тем больше распускалось лотосов. Когда же вода спадала, лотосы оставались лежать на земле, как бы умирали. Естественно, что цветок тут же был посвящен богу плодородия — ежегодно умирающему и воскресающему Осирису и заодно его <супруге> Исиде, которая, впрочем, привычки умирать и воскресать не имела. В благодарность по всему Египту украшали этими цветами статуи и алтари Осириса, украшались и головы его жрецов и фараонов, которые сами посмертно становились осирисами <...>, а на пирах лотосами устилали полы. Интересно, что первые колонны египетских храмов (вообще первые в мире) представляли собой цветок лотоса на стебле. Но такой всенародной любви лотос был обязан не только своей красоте, а еще и тем, что доставлял пропитание всем без исключения египтянам. <...> Сделать это было не так уж сложно: если проголодался. а в доме нет ни крошки, спустись к реке и пожуй папируса или собери лотоса. Корневища его обычно сушили и ели в отварном виде, как мы картошку, тем более они и на вкус напоминали картофель, только вызывали непомерную жажду*. Зерна лотоса размалывали в муку и пекли хлеб. Из семян также изготавливали лекарство «ненуфар», но что им лечили — неизвестно. Видимо, всё сразу. Даже плоские, блюдцеобразные листья шли в ход: из них делали сосуды для питья. <...>


*  Вероятно, корневища лотоса, как и клубни картофеля, содержат изрядное количество быстроусваиваемых углеводов, избыток которых в организме вызывает жажду, служащую требованием притока воды для вымывания излишков углеводов.

Таким же поклонением, каким пользовался белый и голубой лотос в Египте, пользуется его красный собрат и теперь у буддистов в Тибете. <...> Так как, по верованиям этой религии, сотворение мира является как бы последовательным творением бесчисленных лотосов, заключающихся один в другом такое количество раз, которое ум наш не в состоянии сосчитать.

Много связывает Будду с лотосом и у индийских буддистов. По их сказаниям творец мира был преследуем и побежден своим непримиримым врагом — всеуничтожающей водой (понимай — потопом). Нигде он не находил ни покоя, ни защиты, пока не укрылся в розоподобных цветах лотоса. Здесь дождался он в безопасности удобной минуты, вышел из своей чудесной темницы в еще большем великолепии и стал сеять всюду богатство и пищу. Поэтому индусы возлагают цветы лотоса и его плоды на жертвенник своих богов. <...>

Не меньше буддистов обожают лотос и поклонники Брамы <Брахмы>. Одарённые богатой фантазией и любовью к созерцательности, брахманисты видят в цветке символ вечно изменяющихся и плодотворных сил природы. По их словам, покрытая лотосами вода, когда блестит под яркими лучами солнца и при серебряном свете луны, испускает нежное благоухание и позволяет видеть и чувствовать, как совершается созидание организма из жидких элементов, а в самом лотосе можно наблюдать воплощенный обмен между и водой, между твердым и жидким. Потому-то Брама, отец всего сущего, как и Будда, изображается всегда с лотосом в руке или покоясь на лотосе. <...>

Однако, по верованиям индусов, в отличие от египтян, цветы лотоса способствуют не возбуждению и пробуждению природных сил, а умерению страстей. <...>

В прежние времена это растение водилось и у нас в заводях Волги вблизи Астрахани и называлось чульпанской розой, по Чульпанскому заливу, где оно часто встречалось. Осенью, когда созревали его крупные, содержащие зерна плоды, на заводи отправлялась с песнями, с гармонями деревенская молодежь. Главную привлекательность зерен составляло то, что их можно было щелкать, как семечки подсолнуха или кедровые орешки. Но блаженные времена прошли: человеческая жадность привела к полному исчезновению этого растения под Астраханью.” (ЗолотН)

Статуя лоханя
Илл. 27. Статуя лоханя.
Китай, XI или XII век.
(Ориг. высота — 127 см.)
Ист. инф. — БМ.

ЛОХАНЬ [также алохань, кит. транскрипция санскр. arhat = АРХАТ (см.), архан; кор. нахан, арахан; яп. ракан, аракан], в кит. буддизме - высшая ступень духовного развития на пути превращения в будду. (Сравн. СВЯТОСТЬ.)

“ЛОХАНЬ <...>. В Китае, Корее, Японии понятие о Л. как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даосским представлением о мудром отшельнике (сянжэнь), достигающего долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. <...> Группа в 16 Л. впервые перечислена в «Путешествии на Запад при Великой Тан» Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 индийских мифологических и легендарных деятелей буддизма, такие, как старший сын Шакьямуни и один из первых его учеников Рахула; Пиндола (кит. Бинь-тоу), задача которых - хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи <...>. В поздних смешанных даосско-буддийских культах Л. индийского происхождения всё более заменяются, особенно в народных представлениях, персонажами, прообразами которых были реальные деятели китайского буддизма. <...> Существуют и другие, гораздо более многочисленные наборы Л., вплоть до 300 или 500 Л., скульптурные или живописные изображения которых нередко заполняют большую часть китайских буддийских и смешанных даосско-буддийских храмов. <...> Многочисленны и атрибуты Л.: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т. д.”* (МНМ)


*  К этому можно добавить, что в ушу существует один из классических комплексов/тао, называемый по кит. Ши ба лохань шоу = “Восемнадцать рук святых” (или, как говорят иногда, – “Восемнадцать рук лоханей”).
Реклама