КРЕДО (от лат. credo = “верить, веровать; полагать, считать”), “символ веры”: лозунг, афоризм, вербальная формула, выражающая основной принцип бытия того или иного индивидуума, организации, структуры. (Сравн. ЛОЗУНГ.)

КРИТА-ЮГА (С. — санскр. krta = “сделанный, исполненный; хороший” / Ю. — происх. см. ЮГА), второе название Сатья-Юги, “Золотой век” — первая из четырех Юг (см.).

КРИШНА (санскр. Krsna = букв. “черный, темный, темно-синий”), третий аватара Вишну.

“Кришна — воплощение Вишну в облике человека. Очень важная и популярная аватара Вишну. В великом эпосе «Махабхарата» описан как историческое лицо вождь племени Ядавов. В эпической битве на поле Курукшетры был возничим на колеснице Арджуны (главного героя из пяти братьев Пандавов). Кришна был наставником и другом Арджуны, он ободрял его перед битвой и предсказал победу Пандавам. После обработки брахманами этого исторического предания Кришна и Арджуна получили символический смысл, отражавший основные положения религии и философии индуизма. Однако в скульптуре из металла Кришна чаще изображается не как эпический герой, а как божественный идеал любви к Радхе*, в виде прекрасного пастуха, играющего на свирели (мурали). Именно с этим его аспектом связано движение бхакти. Этот образ подразумевает идиллическую картину, которая часто воспроизводится в индийской живописи: Кришна Муралидхар («Играющий на свирели») или Венугопала («Коровий пастух»), окруженный прекрасными танцующими молочницами (гопи) из пастушеских семей, влюбленных в него, и стадом коров.


*  Радха или Радхика – возлюбленная Кришны-Гопалы (санскр. gopala = “пастух; царь, правитель”), героиня мифических сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаване. (Ист – ИнДжаСи)

Кришна, пляшущий на Змие, иллюстрирует один из подвигов юного божества (когда он называется Калийя-даман), одержавшим победу над Великим Змием Калийя, обитавшем в реке Калинди и похищавшим коров. Калийя имеет туловище человека, которое переходит в змеиное, с пятью клобуками, образующими фон позади фигуры Кришны и осеняющими его голову <ср. КАПЮШОН>. Воздавая почитание Кришне — так как по просьбе нагинь, жен Змия, он был пощажен победителем и лишь изгнан из реки, — он сложил ладони рук в приветствии анджали.

Кришна танцует, опираясь левой ногой на туловище Змия и держа левой рукой кончик змеиного хвоста, подняв его вертикально. Правая рука Кришны в положении абхайя-мудра. Поза танца, когда вся тяжесть тела опирается на одну ногу (согнутую в колене), а другая нога приподнята и тоже согнута, называется аиндра. Поза означает господство.

Излюбленным является также изображение Балакришны (Кришна-дитя), когда он ползет на коленях, держа шарик масла в руке, или Маханчора («Вор масла»), когда он танцует, похитив дома кусочек масла. Кришна одинаково популярен как танцор и музыкант, пастух, возлюбленный, герой и праведный правитель в своей столице, крепости Дварка. Но больше всего в позднем средневековье в народном представлении он связан с Радхой (как идеальные возлюбленные) и с весенним цветением природы.

<...> Раджагопала: группа, где Кришна-пастух окружен молочницами из пастушеских семей, в правой руке он держит посох, а левая покоится на плече супруги Рукмини, стоящей рядом. Если около Кришны изображена его вторая жена Сатьябхама, тогда у него четыре руки: две верхние держат диск и раковину, две нижние — свирель.

Иногда Кришна не имеет никаких атрибутов, свидетельствующих о том, что он аватара великого Вишну. В таком случае он предстает с двумя женами и поза его канонична. Он стоит с перекрещенными ногами, с тройным изгибом фигуры и держит около губ свирель. Его одежда и украшения довольно просты, головной убор скромный и не напоминает корону, в левом ухе круглая серьга, как и у его жен, Рукмини и Сатьябхамы, стоящих рядом. В таком виде Кришна также именуется Венугопала. В этом образе он приближен к человеку.

Иногда Кришна Муралидхар связывается с Вишну. Тогда он кроме свирели держит чакру и раковину, так как у него четыре руки. Его корона так же высока, как и у Вишну; от плеч до колен спускается цветочная гирлянда (ванамала); драгоценные украшения, как и ткань вокруг бедер, тщательно и изящно разработаны. Здесь подчеркивается значение Кришны Муралидхара как значительного вишнуистского божества.

Кришна изображается и как наставник Арджуны, и тогда у него четыре руки: в верхних он держит эмблемы <т. е. знаки-атрибуты> Вишну, а в одной их нижних — связку бумаг. Кришна может иметь более чем четыре руки, быть похожим на Вишну, его может сопровождать Гаруда, но тогда его легко отличить по свирели.” (ТюлС)

КУКЛА [через греч. koukla (с тем же знач.) из лат. cuculla = “капюшон, куколь; кукла”; сравн. кукольник = стар. “фокусник”], 1) человекообразная фигурка-игрушка; простейшие К., некогда вручную изготавливаемые для детишек в деревнях, не имели лиц: считалось, что в безликую К. не может вселиться дьявол (дух, бес, демон); 2) предмет-инструмент, используемый в симпатической магии.

“Годом рождения куклы как произведения искусства считается 1672-й, когда в Англии сделали куклу-монахиню из папье-маше тиражом 12 экземпляров. Единственная сохранившаяся из них в 1996 году «ушла» на аукционе Сотби за 68 тысяч фунтов стерлингов.” (КрылО)

“<Рассказывает москвичка Юлия Вишневская, обладательница самой крупной и дорогой в России коллекции старинных кукол:> — Исторически сначала были деревянные куклы, их вырезали, а потом вырезали им лица. Они весьма примитивные, но есть люди, которые собирают именно их. Потом были фарфоровые куклы, но только у них всё было из фарфора, даже волосы, только тело было тряпичным. Где-то с XVIII века стало развиваться ремесло по изготовлению восковых кукол. И те, и другие отливались в специальных формах. Представляете, какой точной должна быть форма, если от нее зависит выражение лица на всю кукольную жизнь?

Волосы у всех старинных кукол натуральные и очень тонкие, вообще-то это волосы давно умершего человека. Их можно по-разному причесывать и накручивать. Самое ценное в таких куклах — это голова, потому что всё в принципе можно восстановить. У некоторых через приоткрытый рот даже виднеются миниатюрные зубки. К мягкому тельцу фарфоровая головка и такое же декольте прикрепляются двумя стежками через две специальные дырочки. Год изготовления и марка мастера обычно обозначены на затылке, под волосами. А волосы, в общем-то, — съемный парик, под которым пустота. <...> Причем для того, чтобы ее диагностировать ее состояние, внутрь светят миниатюрным «синим» фонариком, и если в головке есть трещины, то они просвечиваются. Если есть хоть малейшая трещинка, то кукла сразу падает в цене. А если обозначения на затылке нет, то всегда можно найти аналог в каком-нибудь из нескольких издаваемых на Западе каталогов. Просто по внешним признакам — по особенностям остекленевших глаз, по нарисованным или жестким щетинным ресницам, по хрупкому носику (который часто страдает, больше всего от времени — стесывается или вообще откалывается).

Куклы бывают парселиновыми, то есть предназначавшимися когда-то для игры, и будуарными. Будуарные сделаны для того, чтобы их усаживали на туалетные столики, они в основном француженки по происхождению. У будуарных совершенно другое выражение лица, они вообще взрослее, чем куклы-дети для игры. К тому же они еще более хрупкие и мягкие — они созданы только для того, чтобы ими любовались и не таскали за собой за руку. Тело у них из папье-маше, а руки-ноги гнутся или за счет суставов (тряпочных или кожаных), или просто потому, что туго набиты опилками. Но и у тех, и у других обязательно очень тщательно сделана вся многослойная одежда — она должна легко сниматься, — шляпки, даже цветочки на шляпках.

В основном антикварные куклы с фарфоровыми лицами и руками или французские, или немецкие, в России их практически не делали. У тех, которые производились здесь, фарфоровые, крашеные волосы. Они напоминают бабу на чайник с прической кренделями. Так что наши барчуки и маленькие дворянки играли только «импортными». В конце прошлого века — начале этого кукол делали в мастерских в очень маленьких количествах и продавали в основном очень богатым людям. <...> Серийной считается кукла, у которой было около пяти одинаковых подружек. <...>

Наиболее часто встречающийся рост старинных красавиц — 70 и 40 сантиметров, но это для игральных кукол, будуарные девушки бывают абсолютно разными. <...>

Многие собирают не только кукол, но и антикварную мебель для них. Мужской класс коллекционеров такого рода — это любители медведей Тедди. <...>

Сколько человек в Москве занимаются таким коллекционированием?

Кроме меня — двое. Господин Романов — у него коллекция кукол советской эпохи, в основном пятидесятых годов. У него есть очень причудливые игрушки, в основном заводского производства, но у большинства из них очень интересные судьбы — у него есть, например, мишка, который пережил блокаду Ленинграда. Я бы не смогла, наверное, жить с ним в одном доме. Ведь наши коллекционные вещи проживают судьбы своих хозяев. Это такая штука — мистическая. У меня есть куколка из гетто... представляете, сколько она пережила?

А второй человек — мадам Окуджава <Ольга Владимировна, супруга Булата Ш. Окуджавы>. Когда-то в городе Мышкин (это на Волге) она организовала музей игрушечных мышек, а потом, приехав в Москву, решила здесь заняться музеем кукол.” (ДейкМ)

КУЛЬТУРА (от лат. cultura = “возделывание, обрабатывание, уход; разведение; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание”), 1) определенный уровень развития способности человека к взаимодействию с окружающим миром, а также — степень его знакомства с совокупностью “всех тех богатств, которые выработало человечество”*; 2) сама совокупность “всех тех богатств, которые выработало человечество”; 3) уровень “умственнаго и экономическаго развитiя человечества” (МЭС, ст. Культурная исторiя).


*  “Коммунистом <т. е. – культурным> можно стать лишь тогда. когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.” (В.И.Ленин)

“КУЛЬТУРА <...> образованiе, умственное и нравственное.” (Даль)

“Культурологический мир профессионален. Профессиональность, в данном случае, предполагает оригинальность, информационное (или художественное) творчество. Человек культурологического мира — это Человек Творящий, Homo Creator. Человек субкультурного мира <...> — это Человек Простой, Homo Simplex. <...>

На протяжении истории Простой Человек не выказывал претензий на мир культуры. Великая Революция началась в середине прошлого века и сложилась из двух компонентов — успешной борьбы народных масс за свои права и прогресса цивилизации. Об этой Великой Революции ярче всех писал Хосе Ортега-и-Гассет, философ, чьи пророчества пережили и Карла Маркса, и Владимира Ильича Ленина. Что же произошло? «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» («Восстание масс»). Простой Человек наконец ощутил себя хозяином мира и стал диктовать свои условия. Отличие человека культуры от человека массы, в первую очередь, кроется в самомнении: «Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение, и наивная вера в собственное совершенство у него не органична, а внушена тщеславием и остается мнимой... Напротив, сегодняшней заурядности, этому новому Адаму, и в голову не взбредет усомниться в собственной избыточности». В «результате восстания» началось проникновение и доминирование Человека Простого в культурологическом мире. Так родилась массовая культура, или общеизвестная попса. <...>

Человек Простой, в отличие от Человека Культурологического, восседает на «трех слонах»:

— непризнание авторитета;

— непризнание системности знания, свойственной знанию академическому (Человек Простой — всегда Кулибин, а не Ломоносов);

— безоговорочной убежденности в собственной правоте.

<...> Вот примеры*:

— Попробуй почитать Ф.Ницше «Воля к власти» — книга о развитии нигилистических взглядов в Европе. По крайней мере, основную мысль схватишь.

— Я воспринимаю мир через призму собственных воззрений/убеждений/ценностей.

Именно так — Ницше читать не нужно, достаточно собственных взглядов. А то, что эти взгляды — банальны и примитивны, не суть важно. <...>

А вот еще:

— Я, как «идеалист», могу сказать о себе лично только следующее: хочу, чтобы моя более высокая деятельность полностью заключалась в преданном служении Верховной Личности Бога, абсолютной истине и причине всех причин. Есть просто такая идея и она мне очень нравится.

Красиво написано. Собственно, ничего плохого, что человек стремится к высотам духа и самовыражает себя в красивых словах. Плохо, что человек не хочет (или не может) усвоить простую истину: прежде чем вещать свои мысли, нужно ознакомиться с мыслями других. <...> Есть непременное право на слово, и это право нужно заслужить. Вечное Ученичество — вот главное отличие Человека Культурологического от Человек Простого.” (ГолС)


*  Здесь и далее в цитируемом тексте в качестве иллюстраций используются фрагменты оффлайновой переписки из так называемых эхоконференций альтернативной компьютерной сети FidoNet.

“Если задаться вопросами, что есть русская культура, ответы для славянофила-патриота могут оказаться весьма огорчительными. Откуда русская иконопись? Из Византии, от греков. Откуда русский балет? Из Франции. Откуда великий русский роман? Из Англии — от Диккенса. Пушкин без ошибок писал по-французски, а по-русски — с ошибками. А ведь он — самый русский из поэтов! Откуда русский театр? Русская музыка?.. Русская культура впитала в себя влияния и с Запада, и с Юго-Запада, с бассейна Средиземного моря, и с Востока. Не думаю, что одной лишь русской культуре это свойственно — впитывать разнообразные культурные модели, ассимилировать художественные стили. Но в России отзывчивость на разнородные веяния особенно велика. Именно это имел в виду Достоевский, говоря о всемирности русской литературы.” (КонАн)

“Культура — память вне нас.”(?)

КУНДАЛИНИ (от санскр. kundalin = “змея”), “змеиная огненная сила”; особая разновидность внутренней жизненной энергетики, средоточием которой является муладхара-чакра; поднимаясь вдоль сушумны, пробужденная К. способствует радикальному раскрытию чакр; // существуют различные техники пробуждения и подъема змеи К., однако ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОДОБНАЯ ОПЕРАЦИЯ ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ НЕПРЕМЕННО ПОД КОНТРОЛЕМ ОПЫТНОГО НАСТАВНИКА (В ИДЕАЛЕ — УЧИТЕЛЯ), несоблюдение этого правила зачастую приводит к непоправимым изменением в психике, а также в жизнедеятельности физического тела практикующего, вплоть до прекращения всех жизненных функций.

“По описаниям Рамакришны*, до восхождения Кундалини в четвертый круг (сердце) <речь идет об анахата-чакре: санскр. cakra = “круг, колесо, диск”>, где начинает проявляться божественное сияние, человек, сосредоточиваясь, может говорить. Когда восходящая энергия достигает горла <т. е. вишудха-чакры>, он не может больше ни говорить, ни слышать ни о чем, кроме бога. Затем наступает безмолвие. На уровне ресниц <аджна-чакра> является в самадхи (экстазе) видение высшей души — Параматман <санскр. param@tman = “высшее начало, мировая душа>; только один туго натянутый покров отделяет человека от Абсолютного Существа; кажется, что растворяешься в нем, но это не так: можно еще спуститься на четвертую ступень <анахата-чакра>, не ниже. Нужен вообще двадцать один день, чтобы отсюда достичь седьмой плоскости <сахасрара>, где слышен «ОМ», совершенный звук, обнимающий громадную симфонию вселенной. Всё кончено. Это — Нирвикальпа-самадхи, откуда может вывести только чудо.

Само собой разумеется, что этот страшный подъем, вызывающий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он доведен до конца, — и на какой ступени ни остановиться, его действие никогда не лишено опасности. Рамакришна говорит о мурашках, бегающих с самого начала по телу, с головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся туманы, расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпично-красно-золотистый оттенок. Всё тело горит. Во время страстных экстазов в честь Кришны у Рамакришны выступают на коже мельчайшие капельки крови. В течение другого периода, после тантристских обрядов, цвет его кожи изменяется, становится золотистым; золотой амулет на груди больше не выделяется, от тела исходит какое-то сияние. При выходе из этих состояний экстаза глаза его красны, «как от укусов муравьев»; однажды вечером из его раздраженного нёба потекла черная кровь, которая свертывалась; «Садху» <санскр. s@dhъ = “аскет, подвижник; святой”>, увидевший это, сказал ему, что это кровотечение спасло его от кровоизлияния в мозг. У Вивекананды после углубленной медитации также появляются скопления крови в глазу. Многие экстатики умирают в таком экстазе от мозговых кровоизлияний. И весьма вероятно, что рак горла, от которого умер Рамакришна, вызван был постоянным раздражением слизистой оболочки во время таких экстазов. <...>

И никто не высказывается более резко против бесконтрольного употребления экстаза, чем Вивекананда. Никто так резко не предостерегает молодых учеников от приема этих средств, которые могут повлечь за собой умственное расстройство или даже моральное разложение. <...> Жизнь коротка, к цели можно прийти более простым путем, естественными чувствами. Мы слышали, что заявлял Рамакришна: «Эти обряды не для нашего времени... Они не имеют другой цели, кроме как сосредоточение духа, а этого легко достигнуть благочестивыми размышлениями». <...>

И мужественный Вивекананда говорил юному бенгальцу, изнуренному поисками духовного сосредоточения:

— Дитя мое! Если вы верите мне, откройте прежде дверь вашей комнаты и посмотрите вокруг себя, вместо того чтобы закрывать глаза... Если хотите покоя души, служите другим. Вот мое слово.

Или более энергично:

— Если хотите обрести бога, служите человеку.” (РолР)


*  “Любопытно, что Рамакришна также различает пять различных восходящих движений: 1 – движение бегущих муравьев, 2 – прыгающих лягушек, 3 – развертывающегося змея, 4 – порхающих то наверху, то внизу птиц и 5 – бросающейся с дерева на дерево большими прыжками обезьяны.” (Прим. автора цитаты.)

КУШАН СУУМ (майянск. KUXAN SUUM = букв. “Дорога на небо, ведущая к пуповине Вселенной”), “невидимые галактические жизненные нити, опосредуемые Солнцем” (Арг); одна из основных категорий мировоззрения майя: тонкоэнергетический информационный резонансный канал, связывающий человека и планету Земля с Хунаб Ку.

“Кушан Суум <...> определяет невидимые нити или волокна галактической жизни, которые связывают как индивида, так и планету через Солнце с галактическим ядром, Хунаб Ку. Эти нити или волокна есть то же самое, что и светящиеся нити, исходящие из солнечного сплетения, которые описывает провидец Дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды «О мудрости племени яки» <в русск. переводе — Кастанеда К. “Учение дона Хуана (Путь знания индейцев яки)”, Киев, 1992> <...>.

В любом случае эти волокна, или Кушан Суум, определяют резонансный путь, который подобно переносной рации обеспечивает непрерывный канал связи, космическую линию жизни. Через Кушан Суум каждый из нас имеет связь, идущую из солнечного сплетения через отражательную мембрану планетарного поля к Солнцу и, в конце концов, к галактическому ядру <подробнее см. Хунаб Ку, а также — указ. ист.>.” (Арг)

КШАТРИИ (санскр. ksatra = “господство, власть; сила, могущество; воин”), представители второй из “чистых” варн: воины и правители. (Ср. КАЗАКИ.)

“Для кшатрия главное — Дхарма, или выполнение долга*. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов — другие. Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того — им это предписывается <внутренним> законом: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Но при этом поступки кшатрия определяются и регламентируются предписываемой Дхармой.” (ШЙ)


*  Долг при этом состоит в защите либо (в период Кали-Юги) в завоевании, но никак не в гибели. Погибший, но не защитивший (не завоевавший) ничего/никого кшатрий не выполнил долг (при этом Сост. согласен признать предлагаемую здесь трактовку долга кшатрия принадлежащей исключительно той же Кали-Юге, однако при Сатья-Юге – будет при Сатья-Юге, там, видно, придется уточнять :).

Л

ЛАКШМИ (санскр. laksmi = “признак, добрый знак; счастье; красота"), “лотосовая богиня богатства” (В.Н.Топоров, МНМ); богиня счастья, богатства и красоты; второе имя Л. — Шри (по сути, Л. и Шри — две ипостаси одной богини); Л. — супруга Вишну; иногда Л. отождествляют с Сарасвати, но известны тексты, где Сарасвати и Л. — две соперничающие между собой супруги Брахмы.

“Существует несколько мифов о рождении Л. Согласно одному из них, Л. — дочь Бхригу и Кхьяти. Согласно другому, когда боги и асуры пахтали океан, Л. появилась из него с лотосом в руках (или сидя на лотосе). По иным представлениям, Л. возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда такие ее имена, как Падма или Камала («лотосная»). В числе других ее имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»). Вишну и Л. олицетворяют основные начала и стихии бытия. В некоторых течениях индуизма Л. — шакти Вишну. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д.” (МНМ)

ЛЕВИТАЦИЯ (от англ. levitate = “подниматься, взлетать, возноситься, воспарять”; сравн. лат. levitas, levitatis = “легкость, легковесность; подвижность, проворство”), “парение на воздусях”; 1) способность преодолевать закон Всемирного Тяготения, а также процеcc, связанный с проявлением этой сиддхи; 2) алхимический термин (см. в цитатн части ст. АЛХИМИЯ).

“Левитация — способность летать без каких бы то ни было технических приспособлений. Широко известна левитация птиц, летучих мышей и насекомых.” (Арк. и Бор. Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”)

“Давно известно, что при невесомости сила тяжести отсутствует и кровь человека распределяется по его организму абсолютно равномерно. При этом организм меньше расходует внутренней энергии. <Парящий в невесомости> Космонавт восстанавливает свои силы быстрее, чем пеший землянин.

Однако и нам — не летающим — добиться подобного эффекта совсем нетрудно. Ученые установили, что, если человека положить на плоскость под углом в 6-8 градусов, да еще вниз головой, через некоторое время он почувствует себя... Гагариным. Кровь равномерно разольется по всему телу. Вот и вся невесомость. <...>

Стать космонавтом репортер «МК» никогда не мечтал, но поставить столь «бесчеловечный» эксперимент на самом себе всё же решился. В конце концов, чем я хуже Гагарина? Руководитель эксперимента Валерий Михайлов убедил меня, что для того, чтобы почувствовать первые симптомы, достаточно продержаться вниз головой всего сутки.

Дело было в воскресенье. Все нормальные люди отдыхали на дачах и пляжах. Я нашел в гараже старую деревянную дверь, вытащил на балкон, подложил под нее несколько книг, чтоб ноги оказались выше головы, лёг на дверь и закрыл глаза. Пролежал час. После чего у меня основательно заложило нос. Я открыл рот. Ещё через сорок минут загудело в висках. Голова стала тяжелой, как свинцовый шарик. Я мужественно терпел, потому что отрывать ее от поверхности по правилам эксперимента не разрешалось. Прошло четыре часа. Я ворочался с боку на бок. В носу чесалось, я яростно чихал. Какой умник предположил, что в этом состоянии можно читать? Не то, что читать, даже думать вниз головой и то трудно. Судя по всему, на пятый час у меня основательно отекли веки. Глаза болели, смотреть на свет было мучительно больно, и они закрывались сами собой, однако заснуть я не мог. Организм мой явно бунтовал против такого насилия. Однако всерьез я заволновался за свое здоровье, когда ко всему прочему прибавилась резкая боль в пояснице. Меня аж подбрасывало на «ложе». Только усилием воли я заставил себя остаться лежать. Иногда в голову приходили мрачные мысли <...>. Еще я думал о космонавтике. В нашей школе на стене висел портрет великого космического мечтателя Циолковского. Ему хорошо было мечтать... сидя.

Тем временем подошло время что-нибудь покушать. Обед мне принесли на балкон. Родные взирали на меня с жалостью и с некоторым опасением. Я попытался изобразить улыбку. Хотя впору было плакать. Суп я засасывал маленькими глоточками, как пылесос. Вообще кушать было очень неудобно. Я давился через раз и очень беспокоился о том, как бы всё, что я ел, не вывалилось внезапно наружу. Запить съеденное вообще не представлялось возможным. С питанием пришлось отложить.

Пока лежал в одиночестве, пытался заговорить с собакой. Голос у меня был сиплый и глухой, что очень раздражало умное животное. Вскоре мне удалось заснуть и стало немного полегче. Однако минут через сорок закололо в стопе и вспучило живот, словно я переел винограда.

В пол-одиннадцатого вечера я решил прекратить эксперимент. Он явно удался. <...> Однако завязать с лежбищем оказалось не так просто. Как только я попытался приподняться, тут же рухнул. Ноги мои были словно набиты ватой, голова кружилась, перед глазами прыгали кровавые «зайчики». Всю ночь просидел в кресле, поскольку лечь обратно в постель я себя заставить не мог...

Доктор Михайлов долго смеялся, пока слушал рассказ о моих ощущениях.

- Не беспокойтесь, это длится всего пару недель, — говорил он, — человек ко всему привыкает. Через месяц ощущение дискомфорта проходит почти без следа. Остается лишь легкое покалывание в стопах. Человек спокойно соображает, аппетит отменный, а то, что кушать приходится снизу вверх, так это испытуемый и не замечает вовсе.” (Рохл3)

ЛЕМУРИЯ (от лемур = название животного семейства полуобезьян отряда приматов), второе — неточное — название Хиттиды (по названию распространенного в этой цивилизации животного).

ЛЕНТА МЁБИУСА (Л. — из диал. нем. Linte = “полоска ткани”, котор. — из лат. lintea = “полотняный” / М. — имя собств.) = КОЛЬЦО МЁБИУСА (см.).

Реклама