КОММУНИЗМ (от лат. communis = “общий”), гипотетическая идеальная форма социального устройства, при которой обществом учитываются индивидуальные особенности каждого из членов общества по принципу “Всестороннее развитие каждого — условие развития всех”; // в 1961-м г. в существовавшем тогда СССР (Союзе Советских Социалистических Республик) была разработана (и принята на XXII-м съезду КПСС) «Программа построения К.» за 20 лет “в одной отдельно взятой стране” (том же СССР) и выдвинут несколько иной основной принцип К.: “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям”, а также провозглашен “Моральный Кодекс Строителя Коммунизма”. (Сравн. СОЦИАЛИЗМ, ФАШИЗМ.)

“Комунизмъ м. политическое ученiе о равенстве состоянiй, общности владенiй, и о правахъ каждого на чужое имущество.” (Даль, словарн. ст. Комуникацiя)

“Коммунизмъ, одно из направленiй соцiализма, вполне отвергающее всякую частную собственность, нередко также бракъ и семью. Важнейшия попытки практического осуществленiя коммунистич. идеаловъ: анабаптисты въ Мюнстере, заговоръ Бабефа во Францiи 1796, Икарiйская община 1847 в Техасе, американскiя религiозныя общины.” (МЭС)

“КОММУНИЗМ <...>, сменяющая капитализм общест.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства произ-ва; в более узком смысле — вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации <...>. «Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1977, с. 62).” (СЭС)

“Копенкин немного задумался о прежней угнетенной жизни.

— Уж дюже хорошо у тебя в Чевенгуре, — печально сказал он. — Как бы не пришлось горя организовать: коммунизм должен быть едок, малость отравы — это для вкуса хорошо.

Японец почувствовал во рту свежую соль — и сразу понял Копенкина.

— Пожалуй, верно. Надо нам теперь нарочно горе организовать. Давай с завтрашнего дня займемся, товарищ Копенкин.” (А. Платонов “Чевенгур”)

“Федя достал из-за пазухи связку гранат, а из нагрудного кармана фотографию.

— Маша! Передай полковнику Петренко его портрет. И скажи: если я погибну, пусть считают меня коммунистом!

— А если погибнут они? — с надеждой указала Мэри на танк.

Федя на миг задумался и решил:

“— Тогда пусть их считают коммунистами!” (Инин)

“Общая черта коммунизма, нацизма и фундаментализма Хомейни — агрессивное насильственное упрощение жизни, втискивание развития в прокрустово ложе мифа. Какого именно мифа — вопрос второстепенный. Мы привыкли к уточнениям, основанным на мифе о рациональном будущем, и чуждый нам фундаментализм ислама воспринимаем как социалистический утопизм наизнанку. однако можно поменять местами термины сравнения и говорить о фундаментализме наизнанку. Такая же игра возможна с терминами «коммунизм» и «фашизм» (нацизм). Их общая черта — стремление насильственно упростить общество, освободить человека от тяжести выбора, дать всему народу одну идею.” (Г. С. Померанц «Корни будущего»)

Реклама