КОАН (яп., кит. гунъань), в ряде школ дзэн-буддизма — алогичный вопрос-загадка, являющийся рекомендуемой наставником ученику темой для медитации и служащий, наряду с мондо, подготовке сознания медитирующего к достижению состояния сатори. (См. также ЯЗЫК.)

“Язык дзэн — совсем особый, уникальный язык абсурдных высказываний. Высказывания строятся в виде алогичных предложений — коан, содержащих лишь какой-то намек. Это загадки, лишенные рациональной отгадки*. Адепт дзэновского монастыря должен погрузиться в медитацию, чтобы раскрыть смысл, странным образом закодированный в необычном предложении. На это могут быть потрачены месяцы, а иногда и годы. Вот несколько примеров такого рода высказываний (они заимствованы нами из диссертации Померанц Г. С. «Некоторые течения восточного религиозного нигилизма»: Автореферат канд. диссертации, М., 1968. В надзаголовке: Институт народов Азии АН СССР):

Обладает ли пес природой Будды? <МУ!/Нет!>Ничто!

Хлопок двух ладоней издает звук; а что такое звук одной ладони?

Когда многое сведено к одному, к чему можно свести одно?

Назовите это палкой — и вы утверждаете, не называйте — и вы отрицаете. Итак, не утверждая и не отрицая, как вы это назовете? Говорите! Говорите!

<...> Коаны очень напоминают по своей логической структуре антипьесы Э. Ионеско и С. Беккета.** Здесь, как и в сюрреалистических картинах, используется то, что иногда называют «обратной стороной логики».” (Нали)


*  Строго говоря, логичные/логические “разгадки” коанов, безусловно же, существуют, однако вся штука в том, что цель/назначение любого коана состоит не в получении ответа той или иной формы / того ли, иного содержания, а в достижении пусть минимальной, но измененности состояния сознания практикующего. Потому один и тот же ответ может быть расценен как “правильный” и как “неправильный”.
**  См., например: С.Беккет “В ожидании Годо”, “Изгнанник”, Э. Ионеско “Лысая певица”.

“В отличие от <школы>

Сото школа Риндзай делает упор на так называемый коан. Вот несколько примеров коан:

Что заставляет тебя отвечать, когда тебя спрашивают?

Когда твое тело будет кремировано и пепел развеян по ветру, где ты будешь?

Каково твое первоначальное лицо, которое было у тебя, прежде чем родители произвели тебя на свет?” (Арут-Свет)

“Классическими являются также следующие коаны:

Человек держал в бутыли гуся. Гусь вырос и уже уже не мог выйти оттуда через горлышко. Нужно, не разбивая бутыли, освободить гуся. Как это сделать?

При усиленном сосредоточении мысли на проблеме должно наступить озарение, и тогда решение приходит само собою. Обучаемый вдруг осознает, что гусь — это эго, а бутыль — это мир, который он создал вокруг себя. Принимая бутыль за окружающий мир, обучаемый освобождает из нее гуся.

Как выйти из круга рождений и смерти?

Обучаемый, сосредоточиваясь на вопросе, уходит в глубокую медитацию. Решение оказывается возможным, если он применит контрвопрос: «Кто поместил меня в этот круг?»

Вам прислали зеркало. Вы держите его в руках. Чье зеркало, ваше или того, кто прислал его?

Если обучаемый скажет, что зеркало его, как же тогда зеркало могли прислать ему? Если он скажет, что зеркало того, кто его прислал, то почему же оно у него в руках?

Сосредоточившись на сущности проблемы и добившись озарения, обучаемый теряет границы своего «я» и тогда решение приходит само собою.” (Прон-Лад)

“Ду Фа-ши, одному из самых ранних буддистов в Китае (VI в.), приписывается ставший весьма популярным коан:

«С пустыми руками, но держа мотыгу, бредя пешком, но сидя на буйволе».

Монах спросил наставника Чжао-чжоу: «В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада?» «Кипарис во дворе», — ответил Чжао-чжоу.” (ЗавадЕ)

“ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШАО-ШАНЯ

Однажды монах спросил Шао-шаня: «Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?» Шао-шань ответил: «В белом облаке не увидишь ни следа уродства».

Нёген*:

Шао-шань стал преемником Чжа-шаня, суровость которого была хорошо известна среди монастырей. Но когда он прошел через суровость Чжа-шаня, он научился выражать глубокое учение одним словом или одной короткой фразой.

В действительности монах спросил: «Что есть истина: настоящая свобода или освобождение» Большинство из нас ведет борьбу в противоречиях истинного и ложного, приятного и отвратительного. Дзэн превосходит эти дуалистические мысли. Однако в тот момент, когда кто-либо говорит о своем Дзэн, пары чудовищ возникают перед ним. Шао-шань не упомянул ни об абсолютности, ни об единстве, ни о каком-либо другом религиозном понятии. Он осветил это так: «В белом облаке не увидишь ни следа уродства».

Генро:

Ни истина, ни ложь.

Я дал вам высказывание.

Храните его тридцать лет,

Но не показывайте никому.” (ЖелФле)


*  Как это ни странно, но и в учении, “не полагающемся на слова и писания”, точно так же, как и в догматически-текстовых культах, существует особый, очень, кстати, развитый просветительско-комментаторский жанр духовной литературы. Здесь приводится фрагмент одного из таких собраний коанов (ЖеФле), написанных Генро (XVIII в.), Мастером Дзэн школы Сото и переизданного в Японии в 1961 г. Нёгеном Сендзаки с использованием комментариев других Знатоков Дзэн.

“ВЫМОЙ МИСКУ

Монах сказал Дзёсю: «Я только что пришел в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня».

— А ты уже поел рисовой каши? — спросил Дзёсю.

— Поел, — ответил тот.

— Так вымой лучше миску, — сказал Дзёсю. В этот миг монах обрел просветление.

Комментарий Муммона. Дзёсю — человек, который [едва] открыв рот, показывал свое сердце. Но я сомневаюсь, что монах действительно увидел сердце Дзёсю. Надеюсь, что он ничего не напутал.

Это даже слишком просто —

Оттого и непонятно.

Шел огонь искать болван,

Прихватив фонарь зажженный,

Знай он суть огня, так смог бы

Рис сварить намного раньше.” (ПлоКоДз)

КОДЕКС [из лат. codex = “ствол, пень; бревно, чурбан; бран. дубина, колода; книга (древние писали на навощенных дощечках)” (ЛРС)], более или менее внутренне непротиворечивый свод законов, подлежащих непременному соблюдению — как по отдельности, так и в целом — в той или иной структуре. (См. также Приложение: 1.)

КОЖА [общеслав., происх. от той же основы, что и коза; первонач. кожa = “козья (шкура)”], покров, внешняя граница физического тела.

“КОЖА ж. верхняя оболочка, наружная одежда животнаго тhла; она соединена съ тhломъ мездрою и клетчаткою, покрыта извнh кожицею, тонкимъ роговатымъ слоемъ, и болhе или менhе шерстью, перьями, чешуей ипр.”(Даль);

“Человек Божий обшит кожей.” (Русск. фолк.)

“<Кожа> Защищает организм от внеш. воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции. У взрослого человека площадь К. составляет 1,5–2 м². Клетки наружного слоя К. обновляются за 20 суток. Поверхность имеет строго индивидуальный рисунок, не меняющийся с возрастом.” (СЭС)

“Кожный покров всегда считался непромокаемым — полагали, что потовыводящие каналы работают лишь в «одну сторону», то есть проницаемы они только изнутри на поверхность, а не наоборот. Ученому из Киева <д-ру мед. наук П. Слинько> удалось показать, что в течение нескольких минут после окончания потоотделения эти каналы открыты, и не просто пропускают, а активно втягивают внутрь любые растворы с поверхности. Уже через считанные секунды сквозь стенки каналов растворы попадают в толщу кожи, а затем в кровь и лимфу.

У открытия есть как бы два значения. Во-первых, надо понимать и помнить, что эти несколько минут после окончания потоотделения кожа человека представляет чуть ли не открытую рану. Поэтому опасно потному после парилки бросаться в общий бассейн (лучше встать под холодный душ). Так же опасно в жаркий день потным и не остывшим бросаться в водоем, в котором могут быть токсичные вещества и бактериальные загрязнения. <...>

Во-вторых, проницаемость кожи может быть использована для введения целого ряда лекарственных средств. Например, если после сауны нанести на кожу порошок минеральных солей, то эффект получится значительно больший, чем от соляной ванны. Известно, что молочные ванны — вещь дорогая и малодоступная. Но вот был изготовлен из почти что бросовой молочной сыворотки порошок, сдобренный, кроме того, витаминами и аминокислотами. Припудривание этим порошком после сауны дает эффект, не уступающий молочной ванне.” (Новодв)

Двузвучный колокол
Илл. 24. Примерная форма (фас — профиль)
двузвучного колокола (Китай).

КОЛОКОЛ (общеслав.; вероятно, происх. от удвоения звукоподражательного корня кол-; то же — в санскр. kala-kala = “беспорядочный шум, крики; гудение; звук, тон; пение”; сравн. также греч. kaleo = “зову”), “гулкая икона”; самозвучащий (звоновый) культовый и оповещающий музыкальный инструмент; в России получил распространение раскачиваемый тип К. (с одной верхней точкой подвески), тогда как западная традиция остановилась на т. н. вращающемся типе К. (с горизонтальной осью вращения, опирающейся на две вертикальные стойки), отсюда ощутимая разница как в размерах, так и в частотах/тембрах звучания двух этих типов К.; известен также древнекитайский, ныне восстановленный т. н. двузвучный тип К., обладающий, как следует из названия, двумя частотами звучания, каждая из которых возникает при ударе (наносимом колотушкой снаружи, а не изнутри, как в российских и европейских К.) на определенном уровне (примерная форма двузвучного К. представлена на Илл. 24).

“КОЛОКОЛЪ м. звонъ, црк. кампанъ вылитый изъ меди (съ примесью олова, серебра ипр.) толстостенный колпакъ; с развалистымъ раструбомъ, с ушами для подвески и с привешеннымъ внутри биломъ или языкомъ. Большiе колокола употрб. почти только при церквахъ, и потому зовутся также Божьимъ гласомъ.” (Даль);

“Колокольный звонъ не молитва, а крикъ — не беседа.” (Фолк, Даль)

“<...> колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.

В Ветхозаветной церкви <...> верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.

В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. <...>

После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами.

Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии — это деревянные доски, а клепала — железные или медные полосы, согнутые в полукруг.

Наконец, определелился самый усовершенствованный способ созыва верующих к богослужению — это колокольный звон.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому (= 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний по этому поводу. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы — колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ приказал отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Георгия Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. <...>

На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться во второй половине IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. <...> Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века. <...> Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. <...> На церковном языке колокол именуется «кампан» — от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. <...>

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является «Царь Колокол», стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он <...> был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 годах. <...>

Общий вес Царя Колокола — 12 237 пудов и 19 фунтов или 200 тонн <...>. Диаметр колокола — 6 метров 60 см или 21 фут 8 инчей.

Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами <...>. Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорелись, их стали заливать водой. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11 500 килограмм.” (ЗакБож)

“Колокола и колокольные звоны <на Руси> играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Упомянем некоторые из таких функций: колокола

а) звонили при встрече высокого гостя или начальства <...>;

б) извещали о пожаре <...>;

в) сообщали о приближении неприятеля <...>;

г) висели на маяках, были и колокольни-маяки <...>, во всех севернорусских деревнях били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти к жилью;

д) размеряли время; в общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени <сравн. традиционный новогодний бой кремлевских курантов. — Сост.> <...>;

е) сообщали о важных государственных или местных событиях;

кроме этого, колокольный звон развивался как разновидность народного искусства. <...>

Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они заучивали при помощи частушек и поговорок.

На вопрос: «Как звонили на колокольне?» — старый звонарь поморского поселка Нлнокса ответил:

— А как звонили, парень... Вот заберемся мы с напарником на колокольню, веревки от колоколов в руки возьмем, смотрим друг на друга да приговариваем. Он себе фигуры отмеряет на малых колоколах так:

Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!

Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!

А я большие меряю:

Голи-ком приткнем!

Голи-ком приткнем!

— Голик, — это что? — не понял я сначала. А звонарь отвечает:

— Голик — веник по-нашему. Он в поговорке ни про что, а для ладу. А во время звона так весело — прямо плясать хочешь! <...>

Отношение к колоколу — как к оберегу, к звону — как к спасению от злых сил на Севере в конце XIX в. было распространено повсеместно.

А. Балов отмечал глубинную связь колокольного звона с культом бога-громовика, полагая, что «как св. пророк Илия отчасти заменил в понятиях наших предков, с принятием христианства, Перуна — бога-громовика, так и колокольный звон сделался символом грома небесного»; и далее: «Природу возбуждает ото сна, по верованию славянина-язычника, все тот же бог-громовик своим громовым гласом». <...>

Наконец, колокольный звон связан и с представлениями об умерших, бытовавшими в среде северно-русского крестьянства. Как и в остальной России, крестьяне считали, что «пожертвование на новый колокол лучше всего может облегчить участь грешной души в загробном жизни», что колокольный звон имеет способность «возбуждать усопших от их непробудного сна».

Магия колокола и колокольного звона проникла и в народную медицину. Здесь уместно вспомнить о бытовавшем на Севере предании, будто висевший на одной из колоколен Сольвычегодска разбитый колокол — это тот самый колокол, который в свое время известил Углич об убиении царевича Димитрия, был за это сечен кнутом и сослан в Тобольск. Народ считал этот колокол чудотворным. Описывают связанный с ним магический обряд: «Почти каждый день можно было слышать глухой звук этого колокола: это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду унося в «туеске» домой, как средство против детских болезней». Логика рассуждений тут, скорее всего, такова: колокол, возмутивший народ, «защитник» невинного убиенного младенца, несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцелять их. <...>” (ДавА)

“Безусловно, самые знаменитые русские звоны были в Ростове Великом. Они всегда славились своей слаженностью, выражавшейся прежде всего в их ритмической стройности; к тому же три самых тяжелых из ростовских колоколов согласованы и гармонически, образуя до-мажорное трезвучие. Но для русских звонов не характерно гармоничное начало с его выверенным звоном. Колокола зачастую собирались на одну звонницу случайно, изготовленные согласно разным канонам формы и из сплавов разного состава. А значит и имеющие неодинаковый тембр.

Выдающийся звонарь 1920-х годов, так мечтавший сделать государственную концертную колокольню, отделенную от церкви, К. К. Сараджев <о Конст. Сараджеве см. кн.: Цветаева А., Сараджев Н. “МАСТЕР ВОЛШЕБНОГО ЗВОНА”, М., “Музыка”, 1986, 1988. — Сост.>, обладавший фантастическим слухом, на вопрос о том, на каких, в смысле подбора, колоколах он предпочитает звонить, отвечал, что ему все равно, подобраны ли колокола в музыкальную гамму или никакой гаммы не составляют. Он руководствовался только характером индивидуальности колокола. Для него не имело ни малейшего значения, если данный колокол в сочетании с соседом своим давал диссонирующий звук. В колокольной музыке нет никаких диссонансов, как, впрочем, нет их и в народной песне.”<...>

Многие технические принципы и приемы игры, присущие ростовским звонам, получили свое дальнейшее развитие в практике звонарей из других мест России.

Сходным образом устроена звонница на колокольне Троице-Сергиевой лавры. В самый большой из висящих здесь колоколов, «Лебедь» (7 тонн), названный так за его мягкий, «полетный» звук, играет, ударяя в оба края, один звонарь. Главный звонарь играет на остальных. В правой руке у него — связанные в один узел веревки от четырех «зазвонных» колоколов, висящих в переднем проеме колокольни; на них исполняются разного рода трели. Тросы от «альтовых» колоколов привязаны вторыми концами к невысокому столбику и выполняют роль клавиш. Ударяя по ним, звонарь в определенном ритме издает те или иные звуки. От языков «теноровых» колоколов, висящих в дальнем проеме, через систему блоков тросы протянуты к ножным педалям; нажимая на них, звонарь получает нужные звуки.” (ЛохВ)

“<Из беседы со старейшим звонарем Москвы, 90-летним В.И.Машковым:>

— Впервые я взобрался на колокольню, когда мне было 4 года. В 1920 году я впервые ударил в колокола в Богоявленском соборе. <...> С этого времени я постоянно стал подниматься на звонницу. До 1931 года приходилось совмещать службу государственную со службой на колокольне. А потом вышел запрет на колокольный звон. Я в это время работал на заводе «Манометр» и помню, как приходили грузовики с битыми колоколами, которые должны были идти на переплавку. Но оказалось, что этот сплав ни на что другое, кроме как на церковный колокол, не годится. Так что зря всл порушили... После войны снова разрешили звонить в колокола. <...>

— А не трудно управляться с такими махинами? Для этого требуется физическая сила?

— Сила требуется для того, чтобы подняться наверх по крутым ступенькам. А управляться с колоколами нужно умение. Есть так называемый «рояльный звон». Сейчас попробую объяснить. В правой руке я держу 4 колокола — деревянная держалка соединяет первый колокол с третьим и второй с четвертым. Эти колокола называются зазвонными. Левая рука — на пульте, куда подтянуто 8 колоколов, они называются подзвонными. И два спаренных колокола под ногой. Я нажимаю на педаль, и получается удар в 770 пудов. <...>

— Владимир Иванович, расскажите, какие бывают виды звонов?

— Начинается звон с благовеста — один колокол перед началом богослужения бьет минут восемь с перерывом в три секунды, за это время язык колокола, ударив одну стенку, перелетает к другой. Если идет архиерейская служба, то в тот момент, когда архиерей подъезжает к храму, начинается трезвон. В нем участвуют все колокола. После благовеста перед началом богослужения идет три трезвона — каждый по две минуты. Далее следует перебор или перезвон — по одному звонарь ударяет в каждый колокол, от самого большого — к самому маленькому. Ударит самый маленький колокол — и сразу же одновременно нужно ударить в несколько колоколов. Мне удается бить сразу в 4-5. Перезвон бывает во время Всенощного богослужения, на третьей неделе Великого поста, при выносе Плащаницы.” (ТавЛ)

“Красный звонъ, при церквахъ и монастыряхъ, согласный подборъ колоколовъ погласицей, гамой <...> Искуство это заброшено; встарь, хорошiе звонари ценились и упражнялись краснымъ звономъ, распетливались по рукамъ и ногамъ, качались на зыбке и звонили согласно въ дюжину колоколовъ.” (Даль)

“Примером переосмысления может служить сочетание малиновый звон (в значении «приятный, стройный звон колоколов»), ассоциирующееся с названием ягоды: оно восходит к наименованию бельгийского города Малин, где находится старинный собор, при котором имеется специальная школа звонарей, своеобразных «малиновских» музыкантов на колоколах.” (РозТел)

“Отлить точную копию знаменитого Царь-колокола <...> намерено уже в этом <1996> году Московское объединение литейных мастерских «Красный звон».

Проект создания Царь-колокола-2 практически готов. Специалистам-акустикам удалось смоделировать на компьютере тональность его звона и другие характеристики. Сейчас идут переговоры авторов уникальной программы воссоздания русских звонов с правительством Москвы о месте установки 200-тонного колокола. От идеи построить еще одну колокольню в Кремле отказались практически сразу. Обсуждаются предложения поставить «говорящую икону» на Воробьевых горах и на самом высоком месте Москвы недалеко от станции метро «Коньково». После принятия окончательного решения в этих районах проведут специальные изыскания и акустическую экспертизу, сделают оценку вибрационного воздействия Царь-колокола на окружающую среду.

Отлить самый тяжелый колокол России планируется на одном из крупных оборонных заводов.” (ЦК-2)

“Бывает, что колокола раскачивают звонарем.” (С. Е. Лец)

Кольцо Мёбиуса
Илл. 24. Кольцо Мёбиуса.

КОЛЬЦО МЁБИУСА (общеслав. индоевр. К. — от ст.-слав. коло с тем же знач.; / М. — имя собств.), “трехмерная двухмерность”; простейшая односторонняя поверхность, образующаяся при склеивании полосы в кольцо при том, что если обозначить верхнюю и нижнюю точки узкого левого края прямоугольной полосы как А и В, а такие же точки правого ее края как А' и В', то точки А и В необходимо совместить с точками В' и А' соответственно, что достигается предварительным скручиванием на 180° (вдоль продольной оси) одной из этих сторон полосы относительно другой стороны; // К.М. впервые описана нем. математиком Мёбиусом (Möbius) Августом Фердинандом (1790–1868); К.М. любопытно ведет себя при неоднократном продольном разрезании (оно не распадается каждый раз на два, а...), но в этом лучше убедиться самому.

КОММУНИЗМ (от лат. communis = “общий”), гипотетическая идеальная форма социального устройства, при которой обществом учитываются индивидуальные особенности каждого из членов общества по принципу “Всестороннее развитие каждого — условие развития всех”; // в 60-е годы в существовавшем тогда СССР (Союзе Советских Социалистических Республик) была разработана программа построения за 20 лет К. “в одной отдельно взятой стране” (том же СССР) и выдвинут несколько иной основной принцип К.: “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям”, а также провозглашен “Моральный Кодекс Строителя Коммунизма”. ? (Сравн. СОЦИАЛИЗМ, ФАШИЗМ.)

“Комунизмъ м. политическое ученiе о равенстве состоянiй, общности владенiй, и о правахъ каждого на чужое имущество.” (Даль, словарн. ст. Комуникацiя)

“Коммунизмъ, одно из направленiй соцiализма, вполне отвергающее всякую частную собственность, нередко также бракъ и семью. Важнейшия попытки практического осуществленiя коммунистич. идеаловъ: анабаптисты въ Мюнстере, заговоръ Бабефа во Францiи 1796, Икарiйская община 1847 в Техасе, американскiя религiозныя общины.” (МЭС)

“КОММУНИЗМ <...>, сменяющая капитализм общест.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства произ-ва; в более узком смысле — вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации <...>. «Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1977, с. 62).” (СЭС)

“Копенкин немного задумался о прежней угнетенной жизни.

— Уж дюже хорошо у тебя в Чевенгуре, — печально сказал он. — Как бы не пришлось горя организовать: коммунизм должен быть едок, малость отравы — это для вкуса хорошо.

Японец почувствовал во рту свежую соль — и сразу понял Копенкина.

— Пожалуй. верно. Надо нам теперь нарочно горе организовать. Давай с завтрашнего дня займемся, товарищ Копенкин.” (А. Платонов “Чевенгур”)

“Федя достал из-за пазухи связку гранат, а из нагрудного кармана фотографию.

— Маша! Передай полковнику Петренко его портрет. И скажи: если я погибну, пусть считают меня коммунистом!

— А если погибнут они? — с надеждой указала Мэри на танк.

Федя на миг задумался и решил:

— Тогда пусть их считают коммунистами!” (Инин)

КОМПЛИМЕНТ {заимств. в XVIII в. [“начиная с Петра, который пишет также «кумплюмент»” (Фасм)] из франц. языка; франц. compliment = “приветствие, поклон” — произв. от complimenter = “поздравлять, приветствовать”}, “тонкая приятность”; словесный или интонационный оборот, подчеркивающий, выделяющий либо преувеличивающий то или иное ценное свойство/качество адресата (в пределе — его им попросту наделяющий); // К. — неотъемлемый компонент грамотно исполняемого ритуала приветствия, особенно при первичном посещении; дамам тут, впрочем, беспокоиться особо не резон, потому как К. — бремя и привилегия джентльменов // уточнения ради: К. — не ложь, а ментальный или астральный подарок/подношение (или — взятка, если угодно; ну в самом крайнем случае — ошибка: “Я его/ее вообще первый раз вижу!”); // а вообще хороший (т. е. тонкий и умный) К. дорогого стоит. (Сравн. ЭПИТЕТ.)

“КОМПЛИМЕНТ <...>, похвала, лестные слова.” (СЭС)

КОНТИНУУМ (лат. continuum = “связанный, систематический, не имеющий ни скачков ни пробелов”), “слиянная непрерывность”.

КОНЬЯК (франц. Coqnac, от назв. города во Франции в долине реки Шаранта), спиртной, безусловно, напиток изрядного качества (особенно — если настоящий; что же до прочих, то см. ниже пример анализа одной из этикеток поддельного К.). (См. также АРМАНЬЯК. Сравн. МЕДОВУХА, ПИВО, ЦАРСКАЯ ВОДКА, ШАМПАНСКОЕ.)

“КОНЬЯКЪ м. виноградная водка; гонятъ его и изъ другихъ плодовъ” (Даль)

“Как должны выглядеть <коньячные> бутылочные этикетки, какие знаки на них обязаны стоять и что вообще каждый из этих знаков собой представляет. <...>

1. Значок «5 звездочек» (). Он знаком всем, кто хоть мало-мальски разбирается в наших отечественных коньяках. Каждая звездочка обозначает <один> год выдержки. Значит, судя по этому знаку, коньяку пять лет от роду.

2. <...> «12 ANS D’AGE». Это тоже не вызывает затруднений. Благодаря этой надписи мы узнаем, что напиток выдерживался уже 12 лет.

3. <...> Слово «BRANDY» (бренди). Если на этикетке стоит слово «бренди», то срок выдержки этого напитка в дубовых бочках перед розливом всего-навсего 3 года. Вообще среди гурманов всего мира бренди считается недоделанным коньяком. Для французов даже то, что мы называем армянским, азербайджанским, грузинским коньяком, — это не более чем высококачественное бренди. Коньяк же для французов — это только тот напиток, который произведен в одноименной французской провинции.

4. <...> Надпись «NAPOLEON» («Наполеон»). Да будет вам известно, что «Наполеон» — это вообще не название коньяка, а обозначение срока его выдержки. Подобная надпись означает, что коньяк этот выдерживался в дубовых бочках как минимум 15 лет и выше. <По преданию, император любил арманьяки и коньяки именно этого “возраста”. — Сост.> Это коньяк высочайшего класса. <...>

5 — 6. Вообще во Франции принята очень строгая система буквенного обозначения качественного коньяка. Вот как она выглядит:

V.O. — очень старый;

V.O.P. — очень старый, светлый;

V.S.O. — очень качественный, старый;

V.S.E.P. — очень качественный, специальный, светлый;

V.S.O.P. — очень качественный, старый, светлый <7–8 лет>;

V.V.S.O.P. — очень-очень качественный, старый, светлый;

X.O. — экстра, старый <до 15 лет>.” (КомаС)

“Счастье близко-близко-близко:

Есть коньяк болгарский «Плиска».

Если ты к поэту пылкий —

Выбей чек на три бутылки.” (В. Шефнер)

КОРОЛЬ [от имени Карла Великого (лат. Carolus Magnus)], глава монархического государства (королевства); = царь; // традиционные имена франц. К. — Анри, Луи, Франсуа, Шарль, Филипп.

КОСМОС (от греч. kosmos = “расчлененный порядок, мирострой, мир”), пространство за пределами Земли; различают ближний — расширяемый — К., исследуемый человеком при посредстве космических летательных аппаратов, и дальний К. — недоступный такому исследованию; для многих эзотерических Школ К. — средоточие Знания и Энергии [и то и другое, строго говоря, — разновидности одного и того же третьего (см, напр., АБСОЛЮТ, БРАХМАН, ДАО, ЗЕРВАН)]; .

КРАСОТА (от общеслав. краса, вероятно, родств. др.-исл. hrosa = “хвалиться”, нов.-исл. hros = “слава”),; форма проявления Истины; позитивная субъективная оценочная категория человеческого сознания, связанная с понятием прекрасное.

“Красота ж. свойство прекраснаго, отвлеченное понятiе красиваго, изящество” (Даль, слов. ст. Краса)

“Все в Поднебесной прознали

о красоте красивого

и явилось уродливое...” (ДДЦ, II)

“Красота приглядится, а ум вперед пригодится.” (Русск. фолк)

“Я назову красотой всё, что кажется полным. Неполнота или увечность — совершенно безобразны. Венеру Милосскую ребенок найдет безобразной. Если чистая мысль позволит представить себе ее полной, то она станет прекрасной. Рука, неотделимая от ее обладателя, может казаться красивой. Отрубленная рука — безобразна. Но всё, что нас окружает — это часть чего-то, что само является частью другого, этого мира, и нет ничего прекрасного, видимое всегда промежуточно между красотой и безобразием. Только Вселенная полна, только Вселенная прекрасна.” (Чарльз Г. Форт)

“Вещи становятся красивыми или не столь красивыми в зависимости от того, кому принадлежат и как относится автор к их владельцу. В связи с этим же вещи утрачивают только эстетическую ценность и получают соответствующий моральный паритет: красивые становятся хорошими и некрасивыми — плохие.” (БелинА)

“РАЗМЫШЛЯЮ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА.

Лучшее в мире стихотворение

накарябала кончиком ветки ива

на чистой глади Янцзы.

Им стрекоза зачитывалась,

умершая этим летом...

Ее глаза мне казались

каплей чистой слезы.”

(Юз-Фу)

“Красота не в пустыне, а в душе верблюда.”

(АлЮз)

Реклама