ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellego = “ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться”), ментальная способность к низшему рациональному познанию: образованию понятий; следующую после И. ступень познания принято именовать разум, хотя еще в схоластике эти же термины употреблялись в обратных смыслах. (Сравн. также АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, РАССУДОК, УМ.)

ИНТУИТЫ (происх. см. ИНТУИЦИЯ), “люди-антенны” (Читт1); человеки, обладающие высокой интуицией.

ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio = “созерцание”, котор. — от лат. intuitis = “взгляд, зрение”),

1) “беспроволочная связь с Богом”; способность к непосредственному внерассудочному (т. е. в идеале — неискажающему) восприятию информации;

“Интуиция — это воспоминание Истины.” (Шри Ауробиндо)

“Интуиция есть непосредственное познавание, внутренним чувством, прямо сознанием. Я непосредственно ощущаю свою боль, интуиция может дать мне возможность ощутить, как свою, боль другого человека. Таким образом, интуиция сама по себе есть расширение субъективного познания. Но, может быть, возможно интуитивное расширение объективного познания.” (Усп)

2) (Шк.) один из шести уровней отражения; ключевое качество интуитов — способность воспринимать тонкие вибрации (сигналы, знаки) Мира, проявляющаяся в обостренном восприятии “неслышного другим” и отсюда — умение необъяснимым образом предвидеть события/явления и “видеть насквозь” других; негативный аспект И. — подчиненность собственному восприятию.

“У кого же развита интуиция в наибольшей степени? Во-первых, у женщин. Если вы мужчина и хотите узнать, например, стоит вам куда-то ехать или нет на следующей неделе, то спросите у жены и поймайте первый импульс, ее первую внутреннюю реакцию. Она часто безошибочно показывает — ждет вас удача или нет в вашем предприятии. Когда у женщин включается ум — она может уже сказать что-то другое, но это уже не интуиция. Интуиция проявляется в первый момент — она выходит спонтанно. Женщины меньше думают и больше чувствуют мир, больше живут сердцем и меньше головой, поэтому у них лучше способность слышать свои внутренние импульсы. Еще интуиция развита у оборотней (см. А. Ким «Белка»). Под оборотнем в данном случае подразумевается существо, родившееся в первый раз в человеческом теле, бывшее в прошлом рождении каким-то высоко организованным животным. Оборотни еще близки к природе, еще слышат ее голоса, еще не совсем стали социальными людьми.

Интуит живет в очень интересном* состоянии — он всегда начеку, он как будто все время принюхивается к явлениям, прислушивается к чему-то, невидимому окружающим. Это состояние имеет ценность для эволюции, поскольку интуит всегда бдительно относится к событиям. Мир для интуита всегда нов, каждую минуту изменяется. Негативной стороной интуиции является страх. Обычно эти люди пугливы. Возможно, что причиной этому служит то, что они много чувствуют таких вещей, которые не способны сами объяснить, понять, вставить в рамки ума по человеческим представлениям.” (Читт1)


*  “Интересном” – с точки зрения, разумеется, обычного, нормального социального человека.

“Как известно, наш головной мозг состоит из двух полушарий. Одно — правое — «заведует» преимущественно эмоциями, а другое осуществляет рассудочные логические операции. В норме оба полушария работают в режиме диалога.

Когда требуется рассуждать, решать задачи, производить логические операции, вычисления, «правый мозг» отдыхает, а его левая половина активно трудится. Если человек сильно взволнован, переживает, то правое полушарие мозга возбуждается, а у его напарника начинаются сбои, запинки, ошибки. Правда, исследователи могут испытывать эмоциональный подъем, вдохновение. В такие моменты особенно активно сотрудничают оба полушария.

В периоды бодрствования осуществить в полной мере гармоничное взаимодействие «двуединого» мозга очень нелегко. Ему постоянно приходится отвлекаться на нужды тела, внешние воздействия. Кроме того, в процессе проведения, скажем, расследования привычно доминирует левое рациональное полушарие.

Во сне подобный диктат снимается. (Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что самые фантастические сновидения мы воспринимаем в тот момент естественно, не критически, а отсутствие логики в событиях или поведении не вызывает протеста.) Сильно ослаблен контроль над телом и внешними действиями. Во время определенной фазы сна мозг активно функционирует. Именно тогда оба полушария могут взаимодействовать на равных. И если они принимаются решать задачу — как бы продолжая дневную работу, — то приобретают способность вспоминать, сопоставлять, осмысливать такие детали, разрозненные сведения, на которые в бодрствующем состоянии да еще под давлением рассудка человек не обращает внимания.

Более того, рассудок анализирует и использует только очевидные истины, факты, опирается на них и отбрасывает как лишний хлам то, что представляется бессмыслицей. Первое воспринимается как информация, второе — как шум. Во сне это ограничение снимается.

Исходя из такой модели умственной деятельности во сне или при определенных условиях наяву, можно найти рациональное объяснение «вещим сновидениям», «ясновидению», интуитивным прозрениям.” (БалаР)

"Способность допускать минимальное количество ошибок при минимальном объёме имеющейся информации это и есть интуиция." (Н. Бехтерева)

“Золотая Инь-Ту-И-Ци-Ян...

Эту рыбку о двух головах

я увижу во сне.”

(Юз-Фу)

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio = “разъяснение, изложение”), внешнее, постороннее знание, не ставшее личным опытом. (Особо об ИНФОРМАЦИИ см. также цитатн. часть ст. РЕЗОНАНС.)

“Информация — энергия, сформированная в соответствии с получателем, для которого она предназначена.” (Арг)

“Космос выдает всю информацию мужчине, а женщина может ее воспринять только от мужчины, которого она любит. <...> Женщины думают, что мысли, идеи и т. д. приходят к ним сами, а на самом деле всё идет через мужчину.” (ГАрС)

“— Виктуар, перестаньте бренчать, — сказал Голем.

— Как угодно, — сказал Виктор. — Вы очень старательно и более или менее ловко уклоняетесь от моих вопросов. Я это заметил. Глупо. Я все равно узнаю, а вы потеряете возможность придать выгодную вам эмоциональную окраску этой информации.” (А. и Б. Стругацкие "Гадкие лебеди")

ИНЬ/ЯН (кит.), два взаимодополняющих аспекта первичного деления Единого (или — Ци): взаимообращающиеся первосубстанциональные начала Мироздания, обеспечивающие динамическую полярность всех возможных пар оппозиций: Небытийного-Бытийного, тайного-явного, лунного-солнечного, женского-мужского, высшего-низшего и т. п. и т. д.; при этом И. не просто неотделимо от Я., но дополняюще компонентно ему, так что максимуму И. соответствует минимум Я., и наоборот. (См. также ТАЙЦЗИ; сравн. ДИАДА.)

“Дао родил Единое.

Единое родило Двойственное <Инь и Ян>.

Двойственное родило Триаду <Гуны>.

Триада же — всё сущее.

Сущее окутано Инь,

но и объемлет Ян,

всё пронизано Ци,

предполагает Гармонию.” (ДДЦ, XLII)

ИНЬ (кит.), один из двух аспектов первичного деления Ци (второй аспект этого деления — Ян), соответствующий негативно-теневому (женскому) началу Мироздания: И. есть Не-бытийное, темное, сокрытое/тайное, лунное, женское, высшее, хладное... (См. также ИНЬ/ЯН.)

ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis = “сущность, основание”), форма проявления, представления сущности, соответствующая одному из ее состояний; в индийской иконографии различают четыре И. божеств:

— Бхога;

— Абхичарика;

— Вира;

— Йога;

в христ. служит для обозначения каждого из лиц Троицы. (Сравн. АСПЕКТ.)

ИРОНИЯ [через польск. ironia или франц. ironie, нем. Ironie из лат. ironia от греч. eironeia = “вопрос”, позднее — “вопрос, ставящий в тупик; тонкая насмешка” (Фасм)], “имение в виду другого”, “веселье исподтишка”, один из аспектов смеха: неочевидное/скрытое проявление превосходства над кем-/чем-либо. (Сравн. УЛЫБКА.)

“ИРОНIЯ <...>

насмешливая похвала, одобренiе, выражающее порицанiе; глумъ.” (Даль)

“ИРОНИЯ (от греч. eironeia, букв.— притворство), филос.-эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики становления.

Историч. развитие категории И. даёт ключ к её пониманию: в Др. Греции начиная с 5 в. до н. э. «И.» перерастает из обыденных «издевательства» или «насмешки» в обозначение риторич. приёма, становится термином. Так, по определению псевдоаристотелевской «Риторики к Александру», И. означает «говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т. е. называть вещи противоположными именами» (гл. XXI). Подобный приём распространён не только в лит-ре, но и в повседневном разговоре; на последовательном его применении строятся целые произв. сатирич. жанра — у Лукиана, Эразма Роттердамского («Похвала глупости»), Дж. Свифта. Риторич. толкование И. как приёма сохраняло свою значимость вплоть до рубежа 18–19 вв. Однако уже в Др. Греции «сократовская И.», как понимал её Платон, переосмысляла обыденную И.-насмешку в ином направлении: И. предстаёт здесь как глубоко жизненная позиция, отражающая сложность человеч. мысли, как позиция диалектичная, направленная на опровержение мнимого и ложного знания и установление самой истины. Сократовское «притворство» начинается с внеш. позы насмешливого «неведения», но имеет своей целью конечную истину, процесс открытия к-рой, однако, принципиально не завершён.

И. как жизненная позиция, как диалектич. инструмент филос. рассуждения приобретает особое значение в кон. 18—19 вв. (параллельно с отходом от риторич. понимания И.). Складывающееся в это время новое понимание И. является вместе с тем расширением и переносом риторич. толкования И. на жизнь и историю, включающим опыт сократовской И. Нем. романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др.), глубоко задумывавшиеся над сутью И., предчувствуют реальную И. историч. становления, но ещё не отделяют её от внутрилит. «цеховых» проблем: их И. направлена прежде всего на лит. форму, на эксперимент с нею, оказывающийся для них символич. актом снятия всего неподвижного и застывшего. Зольгер в понимании И. исходил из представления, что мир есть реальность и идея одновременно, идея «до конца гибнет» в реальности, в то же время возвышая её до себя. «Средоточие искусства, ... которое состоит в снятии идеи самой же идеей, мы называем художественной иронией. Ирония составляет сущность искусства...» («Лекции по эстетике», см. в кн.: Зольгер К.-В.-Ф., Эрвин, М., 1978, с. 421).

С резкой критикой романтич. И. выступили Гегель, затем Кьеркегор («О понятии И.», 1841), согласно к-рому И. романтиков есть искажение («субъективизация») сократовского принципа субъективности (отрицания данной действительности новым, позитивным моментом — напротив, И. романтиков подменяет реальность субъективным образом).

На рубеже 19–20 вв. в лит-ре возникают концепции И., отражающие сложность взаимоотношений художеств, личности и мира, — напр, у Т. Манна: субъект, наделённый полнотой переживания и ищущий истины, ощущает трагич. связь и раскол с миром, чувствует себя реальным носителем ценностей, к-рые вместе с тем подвергаются глубочайшему сомнению.

К. Маркс и Ф. Энгельс дали глубокое истолкование понятия И. применительно к реальной диалектике развития человеч. общества. Так, анализируя опыт бурж. революции, Энгельс отмечал: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 36, с. 263). Наряду с этим «И.» употребляется и как традиц. термин теории лит-ры." (ФЭС)

“ИРОНИЯ <...> — 1) в стилистике — тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис. 2) Романтическая И. у немецких писателей начала 19 в. Л. Тика, Новалиса и др. и у некоторых русских поэтов (А. Блок) как способ подняться выше будничности и обывательщины. 3) Сатирическая И. характерна для таких писателей на Западе, как Вольтер, Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, в России — Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский. Высшая степень И. — сарказм.

На И. целиком построено стихотворение Н. Некрасова «Калистрат», полное горькой усмешки:

  Надо мной певала матушка,

Колыбель мою качаючи:

«Будешь счастлив, Калистратушка!

Будешь жить ты припеваючи!»

  И сбылось, по воле божией,

Предсказанье моей матушки:

Нет богаче, пет пригожее,

Нет нарядней Калистратушки!

  В ключевой воде купаюся,

Пятерней чешу волосыньки,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

  А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою,

Пуще мужа наряжается —

Носит лапти с подковыркою.” (Квят)

ИСКУПЛЕНИЕ (искупити = “выкупить”; ст.слав. коупити — от лат. caupo = “лавочник, трактирщик; хозяин постоялого двора”), отработка вины, возмещение причиненного ущерба. (См. также ИЗВИНЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.)

ИСКУССТВО (от ст.-слав. исксоусъ, исксусъ = “испытание, проверка”), 1) “иная реальность”* (?); эмоционально-интуитивный способ познания Мира через его воспроизведение и моделирование посредством звуков, знаков, образов и форм, творимых либо сочетаемых человеком; различают пространственные (изоИ., фото, скульптура, архитектура...) и временные (музыка, литература, хореография, театр, кино...) виды И., наиболее конкретным (земным) из которых признается архитектура, а наиболее абстрактным (небесным) — музыка; // с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма высшее назначение И. — образно-эмоциональное запечатление духовных аспектов Вселенских принципов, а также Природных и Понятийных Законов**; 2) = Мастерство: высшая ступень технического владения приемом или орудием/инструментом, соответствующая званию Мастер. (См. также МЕТАФОРА, ПОЭЗИЯ, РИФМА, ЭСТЕТИЗМ-АРТИСТИЗМ; сравн. НАУКА, РЕЛИГИЯ.)


*  Необходимо, вероятно, отметить, что применительно к Искусству речь идет об “иной реальности, не наносящей вреда бытию”, и в этом смысле те же, скажем, наркотики оказываются вне пределов настоящего разговора.
**  При этом утилитарным аспектом Искусства является, безусловно, передача духовного опыта и гносеологической ин-фор-ма-ции, накопленных или одномоментно постигнутых Артистом/Художником, а также создание временных (или, скажем так, эпохальных) образцов/идеалов Красоты/Гармонии.

“Искусство — это сумма психического и магического." (К. Юнг)

“Передача эмоциональных переживаний и эмоционального понимания составляет цель искусства. В сочетаниях слов, в их смысле, в ритме, в музыке, в сочетаниях смысла, ритма и музыки; — в звуках, в красках, в линиях, в формах — люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить и передать просто в словах. <...> Искание красоты — цель искусства, так же, как искание Бога и правды — цель религии. И точно так же, как искусство, религия останавливается, когда она перестает искать Бога и правду и думает, что нашла.” (Усп)

“Особое место отводил Шри Ауробиндо искусству, считая его одним из главных средств духовного развития. К сожалению, творческие и художественно одаренные натуры обычно наделены сильным эго, что преграждает им путь и является основным препятствием. Религиозный человек, который работает над тем, чтобы растворить на пути к совершенству свое эго, может продвинуться дальше, но ему редко удается достичь универсальности своими индивидуальными усилиями.” (Сатпр)

“Подобно другим символическим формам деятельности целью искусства является не воспроизведение реальности, но ее открытие. Однако это открытие естества совершается в искусстве по-иному, чем в языке и в науке. Если последние неизбежно приводят в обеднению реальности в процессе абстракции, то искусство, напротив, стремится к ее сгущению и интенсификации. Искусство не интересуется качествами или причинами явлений, оно дает нам узрение форм вещей.” (ЛялД)

“В искусстве можно что-либо понять, только войдя в законы, в систему единиц этого искусства. И поэтому люди, смотрящие живопись кубистов в системе единиц передвижников, ошибаются, спрашивая: «А это что? Нога? Такой ноги не бывает». Совершенно верно: в другом искусстве такой ноги не бывает. В другом искусстве совсем другая нога. Подобно тому, как в физической системе мер нельзя измерять длину килограммами, так в новом искусстве нельзя измерять правду жизни реалистическими ногами.

<...> В большом искусстве плохие портреты и невыразительные пейзажи происходят не от несовершенства, восполняемого чем-то другим, а от закона эстетики этого искусства. <...>

Конечно, и искусство может быть в определенном смысле способом познания действительности. Но цель этого познания при всех обстоятельствах заключается не в том, чтобы поскорее добраться до данного пункта, но в том, чтобы, идя по трудной дороге, как можно больше увидеть в пути. <...>

Кроме этого, разные люди ищут в искусстве разные вещи.

С современным искусством и особенно с живописью происходит нечто похожее на то, что произошло с первыми аэрофотосъемками в 1916 году: думали, что снимки никуда не годятся, а потом выяснилось, что их просто не умели читать.” (БелинА)

“Искусство должно быть понятно? Безусловно! Но только для тех, кому оно адресовано.” (С. Е. Лец)

“Когда искусство удаляется от бизнеса, оно сильно приближается к политике.*” (МалИ)


*  В цитируемом тексте речь идет о социальном искусстве.

“В. И. Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является то, которое требует жертв».” (КнышА)

“Искусство есть искусство есть искусство...

Но лучше петь в раю, чем врать в концерте.

Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства.”

И. Бродский “Два часа в резервуаре”)

ИСТИНА* (от ст.-слав. исто = “наличность, капитал”, но и “заем, долг”, и истота = “сущность, естество”), “Точка сборки Мира”, “Вечный свет на горизонте познания”; 1) (в шир. смысле): Пра-, Пред-, Перво— или Все-закон: Закон Законов — “конечный объект Познания”; И., понимаемая в этом смысле (хотя, если можно так выразиться, зачастую в несколько меньшем масштабе), — неотъемлемый атрибут как любой “отдельно взятой” структуры так и Бытия в целом: так же, как правила (читай: Закон) любой игры (см. также МАЙЯ) придают ей смысл, так и единая И. — краеугольный камень, на коем зиждется Мироздание; // в силу своей беспредельности и неисчерпаемости, И. недоступна познанию (а еще точнее — познаванию на уровне рассудочно-ноуменальном**) как процессу протяженному, однако постижима одномоментно: озарением/просветлением ли (см., например, сатори) — т. е. на уровне феноменальном; // в принципе, для крушения Мира (или — утраты смысла Бытия) достаточно изъять из него один-единственный элемент: лишить его И.; 2) (в узк. смысле) объективная квинтэссенция опыта; // что же до распространенной формулы “практика есть критерий И.” (К. Маркс), то — безусловно, с той только оговоркой, что, вероятно, единственным подлинным (или уж, во всяком случае, — очевидным) практическим проявлением постижения Истины может быть только мудрость [“<...> всё прочее — литература!”*** (ВерлП)]. (Сравн. ДАО; см. также ЗНАНИЕ.)


*  Здесь, глубоко внизу, в “подвале”, шепотом из уст — в ухо признаемся друг другу, что нет ничего проще, чем говорить о том, чего — вслух сказать — не ведает никто: пойди, проверь нас! И тем не менее...
**  И в этом смысле познавание так называемой Абсолютной Истины в качестве суммы называемых не так истин относительных — вещь более чем перспективная, ибо конца не имеет.
***  Ну, в самом крайнем случае — философия.

“ИСТИНА ж. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть*; ныне слову этому отвечаeтъ и правда <...>. Истина отъ земли, достоянiе разума человека, а правда съ небесъ, даръ благостыни. Истина относится къ уму и разуму; а добро или благо къ любви, нраву и воле. <...> Благо во образе (т. е. доступное понятiю) есть истина. Светъ плоти — солнце; светъ духа — истина.” (Даль)


*  “Все, что есть, то истина; не одно-ль и то же есть и естина, истина?” (прим. Даль)

“Такой вещи, как абсолютное заблуждение, не существует — есть только фрагменты Истины.

<...> мы так сильно привязаны к своей скудости и заблуждениям — мы чувствуем, что за ними присутствует истина, которая растет, как говорил Шри Ауробиндо, как бы защищенная этой самой скудостью и нашими заблуждениями. Если бы нам была дана вся истина сразу, то мы превратили бы ее в гнома по собственному образу и подобию в данный момент! Истина не имеет ничего общего с мыслью или хорошими поступками — хотя они могут быть стадиями на пути — она связана с широтой существа. Но рост совершается медленно и болезненно. «Ошибки, заблуждения, преткновения!» — кричат они. Как блистательны и прекрасны Твои ошибки, о Господи! Твои заблуждения сохраняют Истину живой; Твоими преткновениями мир совершенствуется.” (Сатпр)

“<...> истина определяется как адекватность мышления бытию.” (ФЭС, в ст. Адекватный)

“ИСТИНА, согласiе нашихъ мыслей съ действительностью, а также въ формальномъ смысле — согласiе нашихъ мыслей съ общими логическими законами.” (МЭС)

“ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания*.” (ФЭС)


*  Сост. не совсем понимает здесь, каким макаром познающий (т. е., стало быть, обладающий сознанием?) субъект будет отображать объект “вне и независимо от сознания”... (Но это просто к слову.)

“Истина духа есть истина бытия и сознания, а не истина мысли.” (Шри-Ма)

“Истина — это не польза и не выгода, ибо выгоду могут получать и дезинформаторы. Истина — не мнение большинства или меньшинства, ибо богословы и политические деятели принуждали и принуждают верить в то, что им выгодно: в легенды, идолов, во всякий бред, который выдают люди под видом науки и т. п. Истина — это не мысль, выраженная словами, — в ней лишь намеки на истину. Информация, которую получают объекты Природы, не истинна и не ложна. О ее истинности, как и о ценности золота, драгоценных камней, бумаг, изделий и т. п. могут сказать лишь люди или другие системы.” (ГАрС)

“Мы никогда не должны забывать о <...> невыразимости. Это признак истины, признак реальности. То, что может быть выражено, не может быть истинно.” (Усп)

“Нет лучшего способа отвратить от жизни, как заставить искать истину. <...>

Если Вам обещают подарить истину, то это значит, что ее именем непременно лишат свободы. «Истина — пожиратель жизни», — сказано в апокрифическом Евангелии Филиппа. Истина — это ловушка, волчья яма, в которую Вас хотят поймать, потому сторонитесь ее, как бубонной чумы. Поиски истины — источник вечных страданий человечества, ибо, найденная, она пожирает несчастного искателя.” (АвдВ)

“Помни: никогда не изменяй истине! Изменяй истину.” (С.Е.Лец)

“Истины текущего момента ПРАВДА-5”*


*  Последнее – наименование еженедельника, первое – колонтитул в нем [стр. 2 и 4: 2–9 августа 1996 года № 33 (62); издания АО "Правда интернэшнл"). Замечательно, собственно, само сочетание в одной строке (а всё это именно одна строка колонтитула) неопределенного множества сиюминутных истин со строго отмеренным количеством правды.

“В каждой Истине есть доля шутки.” (Фолк)

“Истина — Ключ к Миру. Познавший Истину исчерпал Знание.” (?)

ИСТОРИЯ (ст.-русск. гистория = “рассказ, повествование” — через лат. historia — из греч. historia = “исследование, изучение; рассказ, повествование о прошедшем, об узнанном”), 1) “река Времен” (Г. Р. Державин); объективный процесс, состоящий в проявлении хода времени применительно к социуму; 2) “мемуары, написанные теми, кого тогда не было”; наука о фактах и событиях прошедшего времени: способ постижения Мира и Законов его развития посредством сбора, систематизации и изучения информации, касающейся фактов и событий, некогда (либо предположительно) имевших место в жизни; // И. как наука неразрывно связана с хронологией.

“ИСТОРIЯ <...>, въ тесн. знч. бытописанiе, дееписанiе, бытословiе, деи, описанiе происшествiй, повесть о событiях, о быте и жизни народовъ.” (Даль)

“Всё следует понимать исторически. При таком взгляде на вещи (а это единственно правильный взгляд) смена эпох заметна только в дни, когда происходит это процесс. Если исследователь процесс прозевал, то через несколько дней он уже ничего не заметит.” (БелинА)

“Появившиеся несколько лет назад работы известного математика, профессора механико-математического факультета МГУ, самого молодого (51 год) академика РАН <Российской Академии Наук> Анатолия Фоменко и группы его коллег, в очередной раз не только перед историками, но и перед всем человечеством проблему правильности глобальной хронологии. В сущности, результаты математических исследований указывают, как пишет сам Фоменко, на «необходимость существенного ‘омоложения’ многих древних дат, что сдвигает соответствующие исторические события ближе к нам во времени». В итоге автором была построена новая «статистическая хронология», которая согласуется с традиционной только в интервале с XIII по XX век н. э. и существенно расходится с ней в более раннее время. <...>

Существующая сейчас хронология придумана учеными-историками в XVI веке; основополагающими работами здесь являются труды Скалигера <1540 — 1609> и Петавиуса. По гипотезе академика Фоменко, люди, составлявшие свою версию истории ошиблись. <...> До Фоменко этой проблемой <датировки исторических событий, основанной на привязке их к тем или иным астрономическим явлениям> занимались многие уважаемые люди, в том числе сэр Исаак Ньютон, русский ученый-энциклопедист <а также поэт и народоволец. — Сост.> начала века Н. А. Морозов <1854-1946>, американский астроном Роберт Ньютон <...>. Прежде всего надо сказать, что сущность работы состоит в том, что сегодня группа математиков разработала абсолютно новые методы датирования исторических событий. Новые математические методы были проверены на основе совершенно достоверных материалов XV — XX веков и не дали ни одного сбоя. Как только авторы применили метод датировки к событиям, лежащим во времени ниже XV века, сразу же начались странности — несовпадения событий, раздвоение исторических личностей и другие. <...>

Искажение информации могло получиться в результате случайного изменения записанных словесными формулами дат. <...> фразу «III век от Христа» могли сокращенно записывать как «X.III», где Х — первая буква имени Христос*. Потом она стала читаться уже как тринадцатый век. Такая гипотеза хорошо согласуется с итальянскими наименованиями столетий в средние века: треченто (трехсотые годы) — XIV век, кватроченто (четырехсотые годы) — XV век, и так далее. <...>

Главными источниками, на основании которых историки восстанавливают древнюю историю Руси являются несколько летописей, тщательно изученных историками. Самой древней считается Радзивилловская летопись, найденная при Петре I в Кенигсберге и изданная в Петербурге в 1767 году. При построчном сравнении летописей выясняется, что все известные списки являются вариантами или сокращениями «Повести временных лет», т. е. Радзивилловской летописи. Но ведь все они были открыты в совершенно разных городах по всей России, что показывает, что все они списаны с первоначального оригинала. Анализ данных показывает, что, по-видимому, все «древние летописи» — это копии созданной в XVI веке Радзивилловской летописи. Этот факт косвенно подтверждает то, что до XVIII века ни одно (!) русское произведение не содержит в себе упоминания о «Повести временных лет». <...> Официальная версия русской истории была написана в XVIII веке придворным немецким историком Миллером, который также как будто столкнулся с проблемой отсутствия источников. Все дальнейшие версии — Карамзина, Ключевского, Соловьева — являются только более подробными разработками основы, заложенной Миллером...” (ГорАл2) (См. также КАРЛ ВЕЛИКИЙ.)


*  Стоит, вероятно, заметить, что подобное предположение выглядит вполне правдоподобным применительно к греческим или российским текстам, тогда как в латинских хотя написание слова Христос и выглядит как Christus, однако сокращение С. в лат. традиции было принято исключительно в судейской практике и означало оно condemno = "осуждаю".

“Вся история человечества — конец без конца. <...>

Если бы через тысячу лет после нашей гибели археологи нашли бы ленты с магнитофонными записями, то что бы они с ними сделали? И как бы они отличили чистую ленту от ленты, в которой заключена информация? <...>

Проспект-путеводитель внутренних авиалиний США: «Вы можете забронировать Ваше место откуда угодно. Эта заявка на броню записывается электронным роботом. Другой робот закрепляет для Вас место на том самолете, который Вам желателен. Врученный Вам билет будет перфорирован в соответствии...» и т. д. Подумайте о том, что это даст в переводе на диалект индейцев с берегов Амазонки, да еще сделанном людьми, никогда не видевшими самолете, не знающими, что такое «робот», и не знакомых с названиями городов, перечисленных в путеводителе. А теперь представьте рядом с этим текстом эзотеризм, восходящий к источникам древней мудрости и представляющий собой учение о поведении души человека. <...>

Похоже, что принципы видения историков вовсе не эволюционировали, и история в их изложении, история застывшая, — фальшивая история.” (УтМа)

“Как только в сознании человечества совершаются великие нравственные перевороты, где-то рядом начинают гореть секретные архивы.” (АвдВ)

“Тайная история — история подлинная.” (?)

“Я считаю, что в истории, и особенно в истории современной, невозможно ничего понять без демонологии.” (ИонЭ’79)

“История — собрание фактов, которых не должно было быть.” (С.Е.Лец)

“Пусть династию Сунь

сменяет династия Вынь —

лишь бы счастлив был Ян,

лишь бы кончила Инь...”

(Юз-Фу)


Й

ЙИМА, царь, “первый правитель ариев, правивший в «золотой век», когда зло еще не успело овладеть умами” (ТГл). (См. также цитатн. часть ст. РУССКИЕ.)

ЙОГ (происх. см. ЙОГА), “человек, способный достигать состояния Самадхи. Человек может вообще ничего не знать о Йоге, ничего другого не уметь, но если он умеет входить в Самадхи — он уже йог” (ГАрС); (Шк.) четырнадцатая ступень развития на Земле. (Сравн. ЙОГИН.)

“15. Йог погибает от переедания, тяжелой физической работы, чрезмерных разговоров, соблюдения ненужных обетов*, неразборчивых компаний и неустойчивости.


*  Комментарий. К числу ненужных обетов относятся: купание в холодной воде или ранним утром, прием пищи ночью и соблюдение постов. (СваСват)

16. Йогу содействуют: жизнерадостность, настойчивость, мужество, истинное знание, твердая вера в слова Гуру и отсутствие компании.” (СваСват)

ЙОГА (санскр. yoga = “связь, союз, слияние, соединение, равновесие”), 1) “удержание энергии мысли от воплощения в образы” (ЙС1); природный образ жизни на Земле, следование 42-м (минимум — 12-ти, преподаваемым в просветительско-оздоровительных группах Школы Гуру Ар Сантэма) Природным Законам; 2) одно из четырех состояний/испостасей божеств в индийской иконографии, соответствующее медитативному, углубленному аспекту божества [“И ни с какими просьбами не следует обращаться к божеству в аспекте Йога. Вообще никому нельзя мешать, если он находится в медитации” (ГАрС)]. (См. также ЙОГА КЛАССИЧЕСКАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ.)

“Йога доступна любому человеку в здравом рассудке.” (ВасТ)

“Йога, по сути дела, это та точка нашего развития, когда мы от бесконечных витков естественной эволюции переходим к самосознательной и контролируемой эволюции — это процесс контролируемой эволюции.” (Сатпр)

“Под Йогой в Школе <Гуру Ар Сантэма> понимается способ жизни на Земле, включающий в себя по меньшей мере три основных аспекта:

а) физический, состоящий из систематических занятий определенными физическими упражнениями, объединенными в комплексы, позволяющий поддерживать необходимое для полноценной гармонической жизнедеятельности состояние всего организма;

б) психический, подразумевающий определенные методы индивидуального психического тренинга, способствующие стабилизации и здоровому функционированию мозга и психики индивидуума, а также — расширению их возможностей;

в) духовный, заключающийся в методичном расширении, углублении и усвоении индивидуального Знания, связанного с устройством Природы и Общества и теми важнейшими Законами, усвоение и соблюдение которых обеспечивает гармоничное внеконфликтное неотрицающее развитие индивидуума в любых условиях и при любых обстоятельствах” (УстШк).

“Йога там, где есть свобода, удовольствие и радость, и где нет насилия.” (ГАрС)

“Йогой нельзя заниматься как, к примеру, футболом. Мы не занимаемся — мы живем йогой. Кроме йоги есть множество других способов жизни на Земле, не все они равнозначны, но мы считаем, что наша цивилизация только выиграла бы, если бы как можно больше людей на нашей планете приняли для себя йогу как способ жизни. <...>

Трактовки йоги как пути соединения с божеством — это трактовка Кали-юги. Сливаясь с божеством, вы утрачиваете индивидуальность, все свои наработки вы вливаете в это божество и прекращаете рождаться на Земле, т. к. становитесь частицей этого божества. Душа ваша перестает существовать, навсегда исчезая из пантеона душ Космоса. Наша Школа <Гуру Ар Сантэма> практикует другой путь — путь раскрытия индивидуальности, позволяющий человеку подняться до уровня бога, тем более, что человек сам — самое высокое божество.” (ГАрС)

“В Гаруда-Пурана говорится, что ступени развития <человека> в Йоге следующие: рождение женщиной, затем шудрой, вайшьей, кшатрием, а затем — брамином, лишенным милости. Затем постепенное совершенствование, пока он не станет йогом, а затем джнани*.” (СваСват)


*  Джнани – от санскр. jna = "знать, быть осведомленным".

“Слово «йога» означает «связь», «соединение», «сопряжение» и родственно русскому слову «иго» (ср. новозаветное «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» — Мф. 11:28-30) и английскому yoke <...>. Здесь нужна одна оговорка. Обычно слово «йога» (кстати, по одной из версий слово «религия» также означает «связь») интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого такого соединения не предполагает. Корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает прежде всего «запрягать коня»; поэтому «йога» скорее всего — связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания.

В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях и одном второстепенном, хотя, быть может, и первичном. Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения — «освобождение» (мокша, мукти, кайвалья, нирвана и т. п.). В этом смысле йога характерна для всех религий традиционной Индии, почему и можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т, п. Во вто-ром, узком смысле это слово употребляется для обозначения одной из даршан (религиозно-философских систем) ортодоксальной индуистской (брахманской) философии (астика). Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги»). <...> И наконец, в третьем, второстепенном значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности — «йогини» тантрических текстов — это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки).” (ТорчЕ-РМ)

“И что такое вообще йоги и что это за властвование их над своим организмом? Они могут только поставить себе клизму, и то — так изощренно, что она им не помогает.” (Ероф)

ЙОГА КЛАССИЧЕСКАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ; детально учение Й.к.в. изложено в “Йога-Сутре” Патанджали, где, в частности, сказано:

“Восемь частей <ступеней*> йоги таковы:

— <яма> самоконтроль,

— <нияма> строгое соблюдение предписаний <обетов>,

— <асана> овладение телом,

— <пранаяма> контроль дыхания,

— <пратьяхара> отвлечение (чувств),

— <дхарана> сосредоточение,

— <дхьяна> медитация,

— <самадхи> растворение.” (ЙС3 II, 29);


*  В оригинальном (санскритском) тексте они названы yoganga, т. е. букв. "средства йоги".

при этом в принятой системе классификации первые пять частей Й.к.в. именуются внутренними, а три завершающих — внешними.

ЙОГА-СУТРА (санскр. yoga-sutra, где yoga — см. ЙОГА, sutra = “нить, шнур, волокно; изречение, афоризм; свод изречений, наставлений”), также — ПАТАНДЖАЛИ-СУТРА: первотекст, излагающий основы Йоги как Учения и образа жизни (см. также ЙОГА КЛАССИЧЕСКАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ), официально датируемый достаточно неопределенно: от II в. до н. э. до IV в. н. э. (ист. инф. — ЙС4) и приписываемый перу легендарного индийского философа и языковеда Патанджали.

“Несколько слов о датировке «Йога сутр» Патанджали. Если мы вслед за традицией будем отождествлять личность их автора с личностью знаменитого грамматиста Патанджали, то их следует датировать II в. до н. э. Однако, по мнению такого авторитета, как Дж. Вудс, текст сутр написан в IV в. н. э. Большинство же исследователей считают, что сутры не могли быть написаны позднее III в. н. э., поскольку в это время их цитирует джайнский философ Умасвати в своем трактате «Таттвартха адхигама сутра».

Что касается авторитетнейшего комментария Вьясы, то он обычно датируется IV в. н. э., однако, как показали В. И. Рудой и Е. П. Островская, его содержание свидетельствует о детальном знакомстве автора с важнейшим буддийским трактатом «Абхидхармакоша» Васубандху и, следовательно, не мог быть написан ранее времени создания «Абхкдхармакоши» (V в.).” (ТорчЕ-РМ)

ЙОГИН (санскр. yogin = “связанный, совпадающий с чем.-л.; сторонник системы йога; аскет”), практикующий йогу. (Сравн. ЙОГ.)

ЙОНИ (санскр. yoni = “лоно, чрево, матка; родина, происхождение”), букв. — женский половой орган; // геометрический символ Й., используемый, в частности, в графических аналогах чакр, — равнобедренный треугольник, изображаемый вершиной вниз. (Сравн. ЛИНГА.)

ЙОНИ-МУДРА (происх. см. ЙОНИ, МУДРА), одна из основных мудр хатха-йоги ?


Реклама