ГеральдикаГербГербовые фигуры


ГЕРАЛЬДИКА (происх. — см. цитатн. часть статьи) = ГЕРБОВЕДЕНИЕ, свод или система знаний о законах создания гербов и их символике. (См. также ГЕРБ, ГЕРБОВЫЕ ФИГУРЫ.)

“Составление правил <создания и использования гербов. — Сост.> возложено было <в средние века. — Сост.> на лиц, известных свою доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, Heer-alt, т. е. ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной Heraldik — Геральдика.” (Гербы)

ГЕРБ (через польск./чешск. herb — из нем. erbe = “наследство”), составленное согласно определенным нормам символическое изображение, отражающее родовые заслуги, достоинства, атрибуты и социальный статус владельца, либо — идеологическую ориентацию и определенные особенности структуры/организации/территории/государства/общества; // элементы Г. традиционно делят на внутренние и внешние, при этом к внутренним относится ЩИТ, занимающий центральную часть Г., а к внешним:

шлем (металлическое наголовье или головной доспех);

корона, обычно размещаемая над щитом;

нашлемник, помещаемый над шлемом;

намёт (развевающиеся полосы иссеченной ткани, ниспадающей из-под шлема и обрамляющие щит; изначально намёт, являющийся изображением иссеченного в боях шелкового шарфа, которым рыцари закутывали нижнюю часть лица от всепроникающего пустынного песка, свидетельствовал об участии владельца Г. в крестовых походах);

девиз (афористическое изречение-лозунг, отражающее кредо владельца и размещаемое на ленте в нижней части щита);

мантия (атрибут царской власти: набрасываемое на плечи длинное одеяние, подбитое горностаевым мехом, на котором размещается щит);

сень (шатер над мантией, обычно — в государственных Г.);

большинство дореволюционных русских Г. состояли только из внутренней части, т. е. из щита, на котором размещались гербовые фигуры. (Ист. инф. — Гербы.)

“Символические изображения были в употреблении с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах и проч. Знаки эти были лишь случайными украшениями, менявшимися по произволу лица их принявшего, и, следовательно, не подчинялись никаким правилам.

В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своею доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображении в память своих деяний. Отчасти это было необходимо и потому, что закованные в железные доспехи рыцари мало чем отличались один от другого, и это стало особенно необходимо, когда крестовые походы двинули на восток для освобождения Гроба Господня рыцарство всей Европы.

По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, виденные сподвижниками-крестоносцами, являлись как бы свидетелями подвигов носителя их, а потому уже свято сохраняются в память похода не только самим рыцарем, но он завещает их и своему сыну. Таким образом, эти символические изображения становятся постоянными.

Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков, вызывавших общее к себе уважение, — запрещения ношения их лицами, не имеющими на то права, особенно когда с Х-го века появляются рыцарские турниры и бои на копьях (joutes).

Составление правил возложено было на лиц, известных свою доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, Heer-alt, т. е. ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной Heraldik — Геральдика.

Символические знаки, получившие точные правила своего употребления и изображения, стали неизменяемыми передаваться от отца к сыну и, таким образом, явились родовыми знаками.

<...> часто герб владельца был в то же время и гербом земель, ему принадлежащих.

Таким образом, создались гербы земельные или местные, заимствованные из гербов родовых. Когда же появились новые города, образовались новые государства, то необходимость употребления печати заставила и их создать гербы, в которые вносились символические изображения, указывающие местные отличия, исторические события и т. п.

Следовательно, наука о гербах — Гербоведение или Геральдика — рассматривает гербы родовые и гербы земельные. Но существует еще средняя между ними группа гербов: гербы государственные, представляющие гербы родовые — гербы Царствующих домов и гербы земельные — гербы государств.

Хотя эти три вида гербов имеют общие законы, но они имеют также и существенные особенности.

Рассматривая наши <Российские дореволюционные> земельные гербы, легко заметить, что большинство их составлено без соблюдения строгих геральдических законов, хотя и на основании неких неизменяемых правил: значение той или другой помещенной в гербе фигуры редко символическое, а большею частью свидетельствует о фактическом существовании изображенного предмета в данной губернии, области или городе.” (Гербы)

“Герб государственный есть внешний символ государства, выражающий религиозную или политическую идею и изображаемый на государственной печати, монетах, правительственных установлениях и проч. В настоящее время <1899 г.> государственный герб <России>, в основных своих чертах, представляется в следующем виде: в золотом щите черный двуглавый орел, украшенный двумя императорскими коронами, над которыми помещается третья большая корона с двумя развевающимися концами ленты ордена св. апостола Андрея Первозванного; орел держит золотой скипетр и державу; на груди его — герб московский: в червленом щите св. великомученик и победоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьем. Герб, как и титул, имеет три вида, различающиеся между собою подробностями и сохраняющие одну и ту же основную форму. Из титула и герба составляется государственная печать, имеющая те же три вида. Большая государственная печать — с изображением большого герба и с помещением на ней полного титула — прилагается к государственным актам наибольшей важности, напр. к государственным законам, к статутам орденов, брачным договорам членов императорской фамилии и проч.” (МЭС)

ГЕРБОВЫЕ ФИГУРЫ (Г. — происх. см. ГЕРБ / Ф. — возм., через польск. figura — из лат. figura от fingo = “образовывать, давать форму”), геральдический термин, объединяющий все располагаемые на гербовом щите изобразительные элементы герба; Г. ф. делятся на геральдические и негеральдические; геральдические Г. ф. в свою очередь делятся на почетные или первостепенные (Илл. 14) и простые или второстепенные (Илл. 15); негеральдические Г. ф. делятся на

естественные "(созданные самою природою):

— бесплотные силы и святые;

исторические лица;

— изображения человека;

— изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, ракообразных и мягкотелых;

— изображения растений;

— изображения планет, звезд и стихий” (Гербы);

искусственные (созданные рукою человека):

“— вензельные изображения Высочайших имен;

— государственный герб, помещаемый в городских или иных гербах;

— предметы быта, атрибуты и символы профессий и искусств;

— литеры буквенные и годовые” (Гербы);

и фантастические (заимствованные из поэзии или мифологии):

“— мифологические божества, символические фигуры” (Гербы).

“Главное отличие простых фигур от почетных то, что первые могут располагаться по направлениям последних: т. е. в столбе, в поясе, в кресте и т. д., и помещаться на них. <...> Простые фигуры иногда изображаются не сплошными, но с отверстием посередине. В этом случае они называются сквозными — когда внутренние контуры параллельны наружным, и просверленными — когда внутренние контуры представляют окружность.” (Гербы)



Глава

Пояс

Оконечность

Столб

Перевязь

Вольная часть

Кайма

Стропило

Щиток

Прямоугольный или геральдический крест

Андреевский крест

Вилообразный крест

Илл. 16. Почетные или первостепенные геральдические фигуры и их наименования.


Клин1

Острие2

Треугольник

Квадрат

Брусок3

Ромб4

Шар5

Монеты6

Дуга

Веретено7

Гонт8

Титло9
или турнирный воротник

Илл. 17. Простые или второстепенные геральдические фигуры и их наименования.


1  Клин — “прямоугольный треугольник, помещенный обыкновенно в правом верхнем углу щита” (Гербы).
2  Острие — “треугольник, имеющий основанием основание щита или одну из его сторон” (Гербы).
3  Брусок — прямоугольник с основанием равным 1/2 высоты. (Гербы).
4  Ромб может изображаться и горизонтально. (Гербы).
5  Шар — круг из финифти (сравн. c «монетой»). (Гербы).
6  “«Монета» изображается металлическим кружком (сравн. с «шаром»); иногда именуется византийской, так как первые монеты, попавшие в Европу, были привезены рыцарями из Византии” (Гербы).
7  Веретено — сквозной ромб.
8  Гонт — прямоугольник с высотой равной 1/2 основания; “гонты одного металла или финифти, покрывая щит или фигуру, образуют стену; очертания гонтов в этом случае называются швами” (Гербы). (Гербы).
9  Титло — “служит указанием, что герб, в щите которого он находится, — тот же, что и основной герб провинции, наместничества или княжества” (Гербы).

Реклама