ДЕВИЗ (из франц. devise = “краткое изречение”), надпись на эмблеме или гербе, отражающая основной принцип жизни и деятельности владельца; Д. — один из необходимых атрибутов любой Школы. (Сравн. КРЕДО, ЛОЗУНГ.)

“Идеалистичное — Идеальное — Реальность: К вершинам — чтобы вернуться.” (Девиз Школы Гуру Ар Сантэма)

Маска демона
Илл. 21. Маска демона Хувавы.
Ассирия. VIII-VI вв. до н. э.
Ист. инф. — БМ.

ДЕМОН [ст.-слав. демонъ — из греч. daimon = “божество (как доброе, так и злое), бог; судьба; добрый гений, гений-покровитель; злой дух, дьявол”], “бог данного мгновения” (Г.Узенер); ныне в наиболее общем виде Д-ы. — невоплощенные (хотя порою воплощающиеся или воплощаемые) сущности локального значения: хозяева/покровители/защитники предметов, малых пространств и т. п.; в узк. смысле — злые духи, “посредники и слуги Рока”; // в русской/российской мифологии (а точнее — в язычестве) Д-ам соответствует, по всей видимости, т. н. “низшая нечисть”: бесы, лешие, водяные, озерники, домовые, баенники/банники и проч.*, а сам термин Д. появляется на Руси с появлением христианства, для представителей коего Д. — нечисть абсолютная. (Сравн. ДУХ.)


*   Подробнее об этих и прочих представителях языческой “низшей нечисти” см. великолепную этно-энциклопедию С. В. Максимова "НЕЧИСТАЯ, НЕВЕДОМАЯ И КРЕСТНАЯ СИЛА" (любое издание), а также не менее достойное издание: ААф

“— Не веришь в существование демонов? Ты, конечно, можешь не верить и в существование тигров, однако это вряд ли поможет тебе при встрече с реальным тигром, тогда как знание его повадок...” (Дзэнская притча)

ДЕМОНОЛОГИЯ [от ДЕМОН (см.) + ЛОГОС (см.)], см. АНГЕЛО/ДЕМОНОЛОГИЯ.

ДЕНЬ БРАХМЫ/БРАМЫ (Д. — общеслав. индоевр., ст.-слав. дьнь; сравн. санскр. dina = “день”, лит. dienа, лтш. diena с тем же знач. / Б. — происх. см. БРАХМА) = КАЛЬПА (санскр. kalpa = правило, положение; обычай, обряд; отрезок времени), в ведических учениях — временной период, соответствующий проявленности Мира и образуемый 1-ой тысячью божественных Юг (махаюг); Д.Б. = 4 320 000 земных лет.

“В нашей Вселенной сейчас День Брамы. День Брамы начинается из Золотого Яйца, когда оно взрывается. Золотое Яйцо — это жизненное пространство, в котором сконцетрировано огромное количество энергии. Как говорится во многих источниках: «В начале было Слово». Это Слово (ОМ или АУМ) повлияло на Золотое Яйцо и произошел взрыв, который и положил начало нашей Вселенной и Дню Брамы. Сколько длится День Брамы (а это миллиарды лет), столько же длится и Ночь Брамы — период, когда вся Вселенная будет находиться в Золотом Яйце в состоянии относительного покоя.” (ГАрС)

Деньга
Илл. 22. Денга. Серебро.
2-я половина XVI в.
(ориг. размер ˜ 1,5 × 1,7 см).
(Ист. инф. — ГоЗн.)

ДЕНЬГИ (от др.-русск. деньга, заимств. из тюркск.: татарск. tenke = “денежная единица, серебряная монета”), конвенционально-универсальные (т. е. действительные там, где принята конвенция/договоренность об их хождении) грубые эквиваленты энергии. (См. также ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ.)

“ДЕНЬГА, деньга ж. полкопейки, две полушки. // Деньги, капиталъ, богатство, истинникъ, достатокъ.” (Даль)

“ДЕНЬГИ, особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Стихийно выделились на определ<енном> истор<ическом> этапе. В докапиталистич<еских> формациях роль Д. выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара.” (СЭС)

“То не беда, что денегъ просятъ; а то беда, какъ и даешь, да не берутъ.” (Фолк, Даль)

Десять самых старых
действующих валют мира
 Английский фунт
 Русский рубль
 Доллар США
 Французский франк
 Греческая драхма
 Швейцарский франк
 Канадский доллар
 Финская марка
 Итальянская лира
 Шведская крона
775 г.
2-я пол. XIV в.
1786 г.
1799 г.
1841 г.
1850 г.
1857 г.
1860 г.
1862 г.
1873 г.
Ист. инф. — “МК” от 16.02.1998

“Мы говорим не о различии между богатым и бедным.

Это просто две противоположности, подобные богу и дьяволу, болезни и здоровью, миру и войне.

Мы говорим о суждении «процветание» и суждении «бедность»: о двух пространствах, допускающих либо исключающих наличие у нас денег в определенный момент времени.

Утверждение «Я богат, просто сейчас у меня нет денег» совместимо с нашим образом*.

«Я беден, и хотя у меня есть деньги, их вечно не хватает» — также действительно, но в пространстве «бедность».

Пространство процветания — основа Бытия.

Яблони по самой своей природе богаты яблоками.

Но порою яблок на них нет.

Отсутствие яблок не обязательно означает бедность.

Изобилие создается прежде всего разумом.

Работа на 98% состоит из творческой (внутреннее действие) и лишь 2% ее приходится на внешнее проявление.

Большинство людей к тем же целям идут иным — кружным — путем при, соответственно, худших результатах.

Процветание — естественное состояние нашей Сущности. <...>

Щедрость включает в себя дарение и обретение, равно как и признание естественного процесса обращения всего.

Хотите обрести деньги — дарите деньги.

Хотите обрести любовь — дарите любовь.

Щедрость всегда начинает первой.

Живите в круговороте благополучия.

Щедрость и изобилие — естественные состояния бытия. <...>

Освободите людей, и они сами определят свое истинное положение, впрочем, как и сами вы.

Хотите быть свободны — предоставьте свободу другим.

Хотите процветания — предоставьте свободу деньгам.

Попытки удержать капитал ведут к его застою и иссяканию.

Отдавая деньги с любовью, мы открываем двери к их обретению.

Хотите обрести возможности — создавайте их другим. <...>

Деньги — разновидность энергии.

Чем больше ее вы отдаете, тем больше возвратится вам.

Выражайте больше, чтоб она циркулировала в вашей жизни.

Если мы перекрыли кран, поток иссякает.

Если у нас нет денег, мы, вероятно, недостаточно щедры.” (Уор)


*  См. ОБРАЗ-2.

“За всё надо платить.” (Фолк)

“Когда астрологи, гадатели, хироманты работают с обратившимся к ним человеком, у них с ним возникает невидимая связь. Эта связь необходима для проникновения в пространственно-временной континуум кверента, то есть, попросту говоря, для установления с ним оккультного контакта, иначе никакой информации не придет.

То же относится к ясновидящим и тем, кто не пользуется никакими вспомогательными средствами (гороскоп, ладонь, карты, кофейная гуща).

Такие связи существуют у них со многими людьми: это родственники, друзья, близкие знакомые.

Если же вы работаете профессионально, то есть принимаете хотя бы пять человек в месяц, количество этих связей растет, и рано или поздно вы рискуете оказаться в положении Гулливера, привязанного лилипутами к тысяче колышков и неспособного даже пошевелиться.

В оккультном плане это означает невозможность дальнейшей работы — наступает предел, кризис, ступор, а в чисто практическом (физиологическом) может означать болячку: человек принял на себя заботы и проблемы другого.

Потому еще древние сформулировали закон необходимости прерывания этих невидимых связей посредством получения гонорара (он же вознаграждение, подарок, жертва, взнос на храм и так далее). (“Священнодействующие питаются от святилища”, ап. Павел, 1 Кор. 9.13)

О форме, размерах и наименовании гонорара уже можно спорить, тут разные могут быть варианты. Наверное, это не обязательно должны быть деньги. Пакетик кофе в зернах или пачка писчей бумаги — это тоже гонорар, невидимая связь прерывается, всё в порядке.

Гонорар может и не быть материальным — человек может что-то сделать для вас, оказать какую-то помощь или услугу, научить чему-то, что умеет сам, и так далее. В оккультном смысле гонорар — это не предмет даже, а сам акт передачи-принятия, факт обмена, прерывающий невидимую связь и освобождающий вас для помощи следующим кверентам. <...>

Ясно, что когда речь идет о людях близких, невидимая связь с которыми постоянна, вопрос о гонораре теряет смысл. Есть и некоторые категории лиц, брать гонорар с которых не позволяет неписаный закон: в России это беременные женщины, заключенные и рядовые срочной службы. Здесь решение вопроса о прерывании невидимой связи уже дело вашей совести, и то, что “недоплатил” кверент, возместит космос, которому вы служите, но в другое время и в другом месте.” (Анон)

“Стукну по карману — не звенит,

Хлопну по другому — не слыхать...

А вот если буду знаменит,

То поеду в Ялту отдыхать.” (Н. Рубцов)

“Позже всех <стран бывшего СССР> к освоению собственной валюты приступила Грузия. Грузинский лари, введенный в 1995 году, сумел пока <на начало сентября 1996> с небольшими колебаниями удержаться на первоначальном уровне — 1,25 лари за 1 доллар. Помимо жесткого регулирования денежной массы аналитики в Грузии нашли забавное объяснение стабильности лари. Перед самым введением новой национальной валюты группа грузинских экстрасенсов «колдовала» над уже отпечатанной денежной массой и навела на нее «защиту». А еще на грузинских монетах на ребре имеются некие магические знаки, защищающие деньги.” (КорЕ-ВарМ)

“Денег никогда не бывает много, а налогов — мало.*” (А. Новиков, московский ресторатор)


*  См., к слову, ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ.

“ — Мое богатство в том, что оно мне не нужно.” (Ф. Г. Раневская)

ДЕЯНИЕ (из ст.-слав дети = “делать”), произвольное (сознательное) вмешательство в сложившееся/существующее положение дел или естественный ход событий. (Сравн. НЕ-ДЕЯНИЕ; особо см. цитатн. часть ст. ДОБРО.)

“Не нужно помогать расти колосьям,

выдергивая их.” Ян Ванмин, цит. по Кобз)

“Всё то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: а единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который общ нам со всеми одушевленными существами, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Потому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда одна только выгода, более или менее правильно понятая, более или менее близкая или отдаленная. Как бы ни было правильно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя нам никогда не удается: в желаемое нами для других мы всегда подставляем нечто свое.” (ЧаадП, II)

“Нам кажется, будто мы знаем, что правильно для других, хотя зачастую не представляем себе, в чем заключается суть правды.

Может быть, мы похожи на обезьян, «спасающих» рыбу из воды и затаскивающих ее на деревья, полагая, будто теперь-то она в безопасности.” (Уор)

“Что ни/не делается* — всё к лучшему.” (Фолк)


*  Самое замечательное в этой мудрой формулировке (а точнее – в этом Понятийном Законе) – частица -ся в глаголе делается, означающем в итоге: "делает-себя"; т .е. и здесь речь идет о невмешательстве в иное, внешнее.

ДЖА (англ. Ja, имя собств.), имя божества в религии раста; / символ культа раста — трилистник конопли, из которой получают марихуану; наиболее известным из музыкальных проповедников культа Д. был исполнитель песен и композиций в стиле рэгги* Боб Марли (Роберт Неста Марли: 6.02.1945 — ?.05.1981).


*  Англ. Reggae.

“Культура Ямайки еще в середине прошлого века вылепилась из смеси традиционных культур африканцев — бывших рабов (рабство там было отменено в 1834 году) и колонизаторов-англичан. В отличие от «цивилизовавшихся» американских негров ямайские оставались гораздо ближе к корням, к традиционной африканской культуре. У простого народа это прежде всего проявилось в доступных ему формах творчества — в музыке и в создании религиозных мифов. Один из них, распространяемый на рубеже веков полубезумным проповедником Маркусом Гарви, вскоре распространился повсеместно. Гарви объявлял черных жителей Ямайки народом богоизбранным (за которого по ошибке уже несколько тысячелетий принимали евреев), и звал их переселиться в «землю обетованную» — в Эфиопию. Попасть туда с Ямайки в те времена и богатому-то человеку было практически невозможно, и поэтому можно было без особой опаски объявлять ее раем. А в 1930 году власть в этой самой далекой Эфиопии получил Рас Тафари Макконен, коронованный в императоры под новым именем Хайле Селассие. Это вызвало всплеск новой веры, последователи которого стали под именем своего бога на земле называть себя «растафари»*, или попросту «раста». Они говорили, что Хайле Селассие всемогущ, что ему подвластна даже ядерная энергия, что он — прямой потомок царя Соломона и царицы Савской, и что, наконец, Джа, (как они его называли), бессмертен... Когда в 1976 году Хайле Селассие скончался, американские и ямайские растафарии долго отказывались верить «лживой империалистической прессе». Среди ритуалов новой веры было обязательное исполнение религиозных гимнов и песен, восхваляющих Джа в «народном» стиле регги, а также курение огромных количеств марихуаны, называемой ими «кайя» (этим же словом называлось дерево и мужской половой орган), считавшейся единственным средством для достижения единства с идеями раста и понимания божественного происхождения Джа.


*  Т. е. “люди раста”.

Кстати, и отчественные (т. е. российские. — Сост.) «люди раста», к которым в первую очередь относятся полулегендарный уже «Комитет Охраны Тепла» <...> и гораздо менее «загрузочные», но тоже очень интересные «Джа Дивижн»* не устают напоминать в немногочисленных интервью о религиозной основе собственной музыки и даже о якобы имеющихся у них растафарианских корнях (чтобы принять на веру последнее, надо, впрочем, очень любить их музыку).” (МхеГ)


*  И первое и второе – музыкальные составы, исполняющие музыку в стиле регги

ДЖАЛА-БАНДХА (jala + bandha = “сеть, сетка; решетка”), “горловой замок”; одна из основных бандх; методика выполнения Д.-б.: спина — прямая, опустить подбородок на грудь и подтянуть его по груди вверх; // У.-б. ни в коем случае не должна затруднять дыхание, поскольку, как любая бандха, является прежде всего энергетическим, а не физическим замком.

ДЖАПА [санскр. japa = “шуршание, шепот”, но japaka = “молящийся; жрец (шепчущий молитвы)”], медитативная практика, состоящая в длительном (обычно — почти неслышимом для посторонних) повторении мантр.

ДЖИНА (санскр. jina = букв. “победитель”), эпитет будды Шакьямуни*, а также — звание буддийского/джайнского святого. (Сравн. СВЯТОСТЬ.)


*  Применительно к Будде под “Победителем” подразумевается “Победивший себя”.

ДЖОКОНДА = МОНА ЛИЗА (см.).

ДЗАДЗЭН ( яп.; аналог кит. цзочань бигуань = “сосредоточенно сидеть, уставившись [взглядом] в стену”), сидячая форма медитации, практикуемая в основном в дзэнской школе Сото.

“Школа Сото придает выработке правил поведения во время созерцания особенное значение. Вот несколько советов начинающим практиковать дзадзэн:

«— твой желудок не должен быть ни пустым, ни полным;

— регулируй часы сна;

— мойся ежедневно;

— не думай ни о плохом, ни о хорошем;

— не думай ни о прошлом, ни о будущем, настоящий момент должен составлять для тебя всю вселенную;

— если ты почувствуешь головокружение во время дзадзэн, сосредоточься на мысли о лбе;

— если ты чувствуешь себя больным, сосредоточься на мысли о пальцах ног»* и т. п. Из всего этого видно, что главное в дзадзэн — это жесткая самодисциплина, постоянная психическая тренировка, умение отрешиться от всех мыслей, а если это необходимо — сосредоточиться на какой-то одной, определенной мысли. ” (Арут-Свет)


*  “Zen. Way to a Happy Life” The Headquarters of Soto Zen Sect, Tokyo, 1962. (Прим. автора цитаты.)

“Обучаемые усаживаются в дзадзэн лицом к стене, слева пристраивается мастер дзэн. В глубоком молчании группу обходит специально назначенный монах. В руках он торжественно держит дубинку (кёсаку). Если он замечает, что кто-то занимает неправильную позу, он слегка ударяет его дубинкой по правому плечу. Виновник складывает руки как на молитве и исправляет позу. Когда кого-либо одолевают посторонние мысли или кто-то чувствует, что засыпает, он поднимает выше одно плечо, готовясь получить освежающий удар. Спать не разрешается. <...>

Дзадзэн — это сидение в медитации, т. е. самососредоточении. <...>

Дзадзэн складывается из процедур по отработке навыков принятия позы, установления дыхания и самососредоточения. Успех тренировки зависит от места ее проведения. <...> Поскольку процедура связана с длительным сидением, то непременным атрибутом дзадзэн являются специальные подушки.

Обучаемый обычно усаживается на пол и обращается лицом к стене. Под колени он подкладывает специальную подушку или в несколько раз свернутое одеяло. На другую подушку, обычно меньшую по размеру, но более толстую, он садится. Всё это делается для того, чтобы при длительном сидении не нарушилось кровообращение. Как правило, используются две основные позы — кэккафудза (полный лотос <см. ПАДМАСАНА>) и хэнкафудза (полулотос). Известны также бирманская и японская позы. Обращается внимание на то, чтобы не изгибался позвоночник. Для этого нужно слегка выпятить грудь, что вызовет выдвижение вперед нижней части живота. Это делается для того, чтобы сконцентрировать основной вес тела в его нижней части. При этом плечи должны быть опущены, шея расслаблена, руки положены на колени, большие пальцы слегка касаться друг друга; глаза могут быть закрыты или слегка прикрыты. При соблюдении всех этих условий увеличивается напряжение в брюшной полости, что оказывает влияние на дыхание.

Обучение дыханию в системе дзэн-тренировки приравнивается к искусству. <Подробнее см. цитатн. часть ст. ДЫХАНИЕ>“ (Прон-Лад)

ДЗЭН (яп., происх. см. ЧАНЬ), одна из оригинальных* ветвей буддизма [японского, а изначально — китайского (подробнее см. ЧАНЬ)], образовавшаяся из слияния традиционного индийского буддизма и китайского даосизма и ориентирующая последователя на достижение так называмого сатори или просветления (или, вообще говоря, — на постижение невыразимой Истины бытия) и основывающаяся на устранении праздного и/или формального мышления; основной принцип Д. — “Не полагаться на слова и писания!”; // в пределах традиции Д. различают несколько самостоятельных школ, различающиеся между собой практическими способами достижения состояния сатори (см. цитатн. часть). (См. также ЧАНЬ, КОАН.)


*  Можно, вероятно, определить дзэн/чань как редкую – внеидеологическую – разновидность духовного учения.

“Дзэн — это:

— учение о просветлении или познании своей истинной сущности (природы Будды);

— образ жизни, воплощающий это просветление;

— субъективное понимание правильного, «дзэнского» поведения;

и, наконец,

— сама наша истинная природа, текущий через нас поток единого Бытия.” (НелВ)

“Дзэн-буддизм — это нечто большее, чем религиозно-философская система; это своеобразная культура, странным образом вкрапленная в наш мир.

Основной мотив мировоззрения дзэн — это внеязыковой аспект, восприятие мира вне логического осмысливания, без словесной коммуникации. Реальность, утверждается там, надо пережить — бесполезно пытаться выразить ее в словах. Это, наверное, единственная система мировоззрения, не имеющая своей доктрины.

Дзэновское состояние достигается с помощью трех приемов:

— дзадзэн <кит. цзочань бигуань> — дзэновской формы медитации;

— коан <кит. гунъань> — кратких, абсурдно звучащих загадок без логических отгадок;

— мондо — <кит. вэнь-да> бесед «огневой скорости».

Коаны и мондо служат только для того, чтобы «открыть глаза», освободить сознание от словесно-логических ловушек.” (Нали)

“Среди сект, получивших распространение в Японии в XII — XIII вв., наибольшей поддержкой правящих кругов пользовался Дзэн. Учение этой секты оказало влияние на многие стороны жизни современной Японии. <...>

Однако Дзэн — не чисто японская секта, хотя наибольшее развитие она получила в Японии. Основание Дзэн приписывают индийскому священнику Бодхидхарма (по-японски — Бодай Дарума, или просто Дарума). Об этой личности сохранились только легенды. Согласно одной из них, Дарума в начале VI в. пришел из Индии в Китай, где и начал проповедовать Дзэн. Затем он удалился в один из монастырей <Шаолиньский>, где в течение девяти лет просидел, поджав под себя ноги и погрузившись в созерцание. От этого длительного сидения ноги у него отнялись. По традиции его так и изображают недвижно сидящим, завернувшись в плащ. А в Япония эта традиция породила самый древний и популярный в стране вид игрушек, японских ванек-встанек, называемых «дарума».

В Китае наибольшего расцвета учение Дзэн <кит. чань> достигло в период Сунской династии (960 — 1278). В конце XII и начале XIII в. оно начало распространяться в Японии. В 1191 г. вернувшийся из Китая священник Эйсай начал проповедовать Дзэн в интерпретации последователей одного из ответвлений этой секты — Риндзай (Линь Ци). В 1227 г. другой проповедник — Догэн — приступил к распространению учения Дзэн школы Сото (Цао Шань). Значительно позже, в 1665 г. уже в самой Японии возникло еще одно ответвление Дзэн — Обаку.

<...> Последователи Дзэн считают, что истину невозможно передать посредством письменного или устного слова. Всё, что выражено таким образом, ложно. «Не полагаться на слова!» — основной принцип Дзэн. Для Дзэн не существует всё то, что можно классифицировать как научное. Дзэн полностью отвергает такие средства познания истины, как изучение письменных источников, их анализ, сравнение, комментарии. Истина, по Дзэн, может быть достигнута лишь путем самоуглубления, созерцания. В процессе созерцания на человека внезапно нисходит просветление — САТОРИ, и вот тогда-то он и познаёт «истину Будды». Сатори означает новый взгляд на жизнь, на свое место в ней, новое отношение к действительности. Это нечто такое, что не может быть понято разумом, объяснено или описано словами. Никто из тех, кто не достиг сатори, не может знать, что это такое. <...>

Сатори, учит далее Дзэн, доступно каждому человеку. Само по себе сатори — акт внезапный. Толчком к нему может послужить любое сильное переживание, потрясение, сильное впечатление. Но для того, чтобы всё это послужило толчком, необходима постепенная подготовка, психическая тренировка. Лучшим видом подобной подготовки следует считать тот, который практиковал сам основатель буддизма. Легенда рассказывает, что Гаутама достиг просветления тогда, когда он сидел, скрестив ноги, под деревом бодхи у реки Найранджана в северной Индии. После этого Гаутаму и стали называть Буддой, т. е. Просветленным. Следовательно, всякий, кто стремится достигнуть сатори, должен подражать Будде: сесть, поджав под себя ноги, принять идеальное спокойное положение тела, отрегулировать дыхание и абсолютно ни о чем не думать. Такая практика называется дзадзэн.

<...> Однако дзадзэн не единственный путь к достижению сатори. В отличие от Сото, школа Риндзай делает упор на так называемый коан. Коан — это вопрос, который учитель Дзэн задает своему ученику, стремясь возбудить в нем интуицию, иными словами — вызвать сатори. <...>

Многие дзэновские проповедники учили также, что сатори может быть достигнуто и в процессе труда. «День без труда — день без еды,» — говорили они. Если человек стремится довести свое дело, какой бы характер оно ни носило, до художественного совершенства, он может достигнуть сатори. Сатори рождается так же и из углубленного созерцания красот природы.” (Арут-Свет)

“В ряде случаев кроме дзадзэн применяется кинхин, т. е. медитация во время прогулок по залу. При передвижении руки держат сложенными у груди и делают ритуальные шаги: ступня одной ноги передвигается на полступни вперед, при этом делается вдох, вторая ступня повторяет то же самое, и при этом производится выдох, и так далее.” (Прон-Лад)

“Дзэн характеризуется тремя состояниями: «Великой верой» (дайсинко), «Великим сомнением» (дайчидан), «Великой решимостью» (дайфунсин). Вспомним одного из наставников этого учения в Китае — Линь-цзи: «О ревнители истины! Если хотите узнать, что такое дзэн, не позволяйте другим обманывать себя. Если натолкнетесь на препятствие, внутреннее или внешнее, разбейте его без жалости. Встретишь будду, убей будду! Встретишь патриарха, убей патриарха... Убейте их всех без колебаний — это единственный путь быть свободным. Не позволяйте предметам завладевать собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо и будьте свободны!” [Watts A. W. «The spirit of Zen» N. Y., 1960]” (ГригТ’79)

“ — Считается, что каждый имеет природу Будды. Имею ли ее я? — спросил монах у мастера дзэн.

— Не имеешь, — ответил мастер.

Тогда монах спросил:

— Если буддийское писание утверждает, что всё наделено природой Будды, почему же ее нет у меня? Деревья и камни, горы и реки — всё имеет природу Будды. Если это так, почему же я не имею ее?

— Кошки и собаки, горы и реки — всё имеет природу Будды, но ты — нет.

— Но почему?!

— Потому что ты спрашиваешь!” (Д. Т. Судзуки “Пробуждение дзэн”, цит. по ПлоКоДз)

ДИАДА (от греч. duas = “двойственное, двоичное; двоица”), символ первичной неопределенности, неоформленности, первичной множественности и состояния минимального выбора (сравн. МОНАДА); Д. — первая эманация монады, первичный продукт деления единого. (Сравн. ИНЬ/ЯН.)

Реклама