Д

ДАКИНИ (санскр. dakini = “женщина-демон”; происх., возм., от санскр. корня di = “летать”), жестокие и свирепые (питающиеся человеческим мясом) демонические существа женского пола, образующие свиту богини Кали; в шир. смысле — всякое божество или дух женского пола.

ДАО (кит. dao = букв. “Путь, Смысл”; яп. do, to; англ. Тao), Не-, Все-, Сверх-бытие; Первоисток Бытия; одна из основных категорий древнекитайской философии; впервые в этом качестве Д. появляется в “И цзин” (“Книга Перемен”); в даосизме Д. — всеобщий основной Закон Мироздания, в конфуцианстве — Закон внутренний моральный, этический, Долг, зависящий от культуры/образования. (Сравн. АБСОЛЮТ, БРАХМА, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ. См. также ДАОДЭЦЗИН, ДАОСИЗМ, ДЭ.)

Иероглиф ДАО (типографское начертание)
Илл. 18. Иероглиф (кит.) ДАО (типографское начертание).
Иероглиф ДАО (типографское начертание)
Илл. 19. Иероглиф (кит.) ДАО (рукописное начертание).

“Один раз инь, один раз ян — и есть Дао.” (Комментарий к “И цзин”)

“Дао избранный — Дао не постоянный.

Имя данное — имя не постоянное. <...>

Дао — пуст,

но, применяя Его, — не прибавишь. <...>

Верх Его — не сияет.

Низ Его — не зияет. <...>

Такова Форма Бесформенная,

Облеченное Без-Обличие.

Таково смутно-неясное. <...>

Дао вечен,

не имеет плоти, не близится к гибели. <...>

Дао есть постоянное Не-влияние,

но нет ничего, Ему неподвластного. <...>

Дао Небес

подобен со-действию

при натяжении лука:

верхнее — пригнетается,

нижнее — воздымается,

избыточное — убавляется,

неполное — дополняется.

Дао Небес

излишнее — отымает,

неполное — дополняет.

Дао Людской — напротив:

нуждающихся — обирает,

излишествующим — пособляет. <...>

Дао Небес —

благодеяние, но без вреда.

Дао постигшего —

деяние, но без соперничества.”

(ДДЦ: I, IV, XIV, XVI, XXXVII, LXXVII, LXXXI)

ДАОДЭЦЗИН [кит. ДАО (см.) + ДЭ (см.) + (цзин = “канонический труд, трактат, священный текст”)] = (один из возможных переводов) “Основы Дао и Дэ или Канон выявления Изначального” (ДДЦ); другое (возможно, что первое) название — “Лао-цзы”; Д. — Первотекст, состоящий из немногим более чем 5200 иероглифов; предполагают, что Д. записан и составлен в IV — III вв. до н.э. [хотя анализ рифм позволяет отнести появление Д. к VII — VI вв. до н.э. (ист. инф. — ИВЛ, т. 1, стр. 163)], при этом наиболее ранний из известных на сегодня списков Д. — так называемый Мавандуйский — датируется II-м в. до н.э.; // идеологическая основа Д. — Учение о Дао и Дэ; структурно Д. представляет собой чередование рифмованных периодов (около 3/4 текста) с вкраплениями ритмической прозы; Д. — основополагающий трактат даосизма. Наиболее полное сетевое собрание переводов текста Д. на самые разные языки языки, включая русский, находится по адресу http://www.geocities.com/onkellotus, а единственный на сегодня русскоязычный сайт, целиком и полностью посвященный учению Лао-цзыhttp://www.pool-7.ru/~yukan.

“Пре-вращение — преображение Дао.

Ослабление — применение Дао.

Все, в Поднебесной сущее,

рождается в Бытии.

Бытие же — в Небытии.” (ДДЦ, XL)

ДВАПАРА-ЮГА (Д. — санскр. Dvapara = “сторона игральной кости с двумя очками” / Ю. — происх. см. ЮГА), “Медный век”; третья из четырех Юг (см.).

“ДВАПАРА-ЮГА — в мифологич. хронологии третья из 4 юг. Она длится 2400 (2000 + 200 Ч 2 «время сумерек») «божественных лет» или 864 000 человеческих. По сравнению с предыдущими двумя югами продолжается общий упадок, и дхарма опирается лишь на две «ноги». Людьми овладевают злоба и недовольство, распространяются болезни и др. несчастья.” (М. Альбедиль, ИнДжаСи)

Двойник человека
Илл. 20. Человек (внизу) и его основной двойник (вверху).

ДВОЙНИК (от общеслав. индоевр. дъва = “2”; сравн. лат. duo, др.-инд. duvau, duva, dvau, dva ...), “кто над нами вверх ногами”; основной или человеческий (Шк.): атрибут человека, тонкоэнергетическая структура, всегда повторяющая форму (а в большинстве случаев и позу) тела ее обладателя; Д. принадлежит физическому телу; топологически основной или человеческий Д. у стоящего прямо и находяшегося в спокойном состоянии человека располагается над ним вверх ногами, на расстоянии около 20 см от его головы (см. Илл. 20); // возможно сознательное управление (т. е. и использование) Д.; утрата человеческого Д. делает его бывшего носителя автоматом; // кроме человеческого различают также Д. дополнительные (так назыв. черный, белый и серый Д.) и номенклатурные (применительно к порядковым мирам), количество которых, по информации Шк. Гуру Ар Сантэма, может доходить до 21.

ДВОРЯНЕ (от дворъ = “люди, окружающие монарха”; отмечается в памятниках начиная с XIII в. в значении “челядин князя”), “особы, приближенные к императору”; особый социальный статус, присваиваемый гражданину монархом за особые заслуги “перед правителем и отечеством”; // как правило, Д. по сравнению с большинством других граждан государства обладали значительными привилегиями (см. цитатн. часть статьи); атрибуты Д.: кроме прочего, гражданин, ставший Д., получал определенный дворянский титул (в России — с 1722 г.), а также — право на официально (Высочайше) утверждаемый личный либо родовой/фамильный герб, а в некоторых странах — и на соответствующую приставку к родовому имени (либо — на соответствующее такого имени окончание), свидетельствующую о принадлежности ее обладателя к Д.: в Англии это Sir, во Франции — de или d’, в Швеции — fon, de и окончание shern; // в настоящее время в большинстве стран Д. сохранилось как аристократическая часть общества. (См. также АРИСТОКРАТИЗМ, ТАБЕЛЬ О РАНГАХ.)

“Дворянинъ <...> начально придворный; знатный гражданинъ на службе при государе, чиновникъ при дворе; званiе это обратилось въ потомственное и означаетъ благороднаго по роду или по чину, принадлежащаго къ жалованному, высшему сословiю, коему одному только предоставлено было владеть населенными именьями, людьми. Родовой, коренной дворянинъ, котораго предки, в нескольких поколенiяхъ, были дворяне; столбовой, древняго рода; потомственный, который самъ, или предокъ его въ недальнемъ поколенiи, выслужили дворянство; личный, выслужившiй дворянство за себя, но не за детей своихъ.” (Даль)

“В процессе юридического оформления дворянского сословия в России ведущее место принадлежит Табели о рангах. В начале XVIII в. господствующий класс, разделенный на различные сословные группы, был сплочен в единый класс — сословие. Тогда же вырабатывается и единый термин, обозначающий это сословие. Вначале было использовано польско-немецкое слово шляхетство, но уже к 20-м годам оно заменяется старинным русским словом — дворянство.” (РоссЗак)

“Дворянство, высшее сословие в России. Дворяне, дворовые люди, первонач. состояли из низших разрядов вольных слуг и холопов; за службу им жаловали поместья. Постепенно к двор. стали примыкать и высшие разряды вольных слуг, вотчинников, бояре и дети боярские; в XVI в. с утратой права свободного отъезда от одного князя к другому, бояре и дети бояр. окончательно сливаются с дворянами. Иоанн Грозный в 1550 наделил поместьями вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг; из них образов<овались> так назыв. московские дворяне, из которых обыкновенно назначались высшие чины; прочие двор. служили по городам и назыв. городовыми дворянами. Петр Вел. в табели о рангах 1722 постановил, что чин обер-офицера в военной службе и колл. ассесора в гражданской давал потомств. Д. (низшие чины давали личн. Д.); все, кто владел землями должны были служить и учиться, причем с 1714 уничтожено всякое различие между родовой вотчиной и полученным под условием службы поместьем. Преемники Петра Вел. ослабили эти требования, а манифест Петра III 18 февр. 1762 освободил дворян от обязательной службы. Екатерина II жалов. грамотой 21 апреля 1785 подтвердила маниф. 1762 и даровала Д. значит. привиллегии:

  — свободу от службы,

— от личных податей,

— от телесн. наказаний,

— исключит. право владеть крестьянами.

Д. могло быть утрачено лишь по суду; кроме того, были дарованы также корпоративные права: по губерниям организованы двор. общества с правами эридич. лиц; органами этих обществ являются собрания, предводители губернский и уездные, депут. собрание и опека. Еще ранее с 1766 Д. допущено к участию в местном управлении. <...> Д. в Зап. Европе (noblesse, Adel, nobility), образовывалось главным образом из вольных слуг короля, вассалов, получивших лены и феоды; эти вассалы в свою очередь раздавали лены подчиненным; так явилось высшее Д., сохранявшее долго (в Германии) суверенные права, и низшее, постепенно сливавшееся с другими сословиями (особ. в Англии, Италии и Нидерландах). В новое время привиллегии Д. уменьшились или исчезли совсем (во Франции с революции 1789); они сводятся главным образом к праву на титул, к участию в палате господ или лордов и некот. другим почетным правам. <...>

Помимо происхождения, дворянство приобретается пожалованием, получением чинов и орденов, по особым ходатайствам; этим объясняются и те шесть разрядов дворянства, которые упоминаются в законе <1899 г.>; сюда относятся:

  1) дворянство жалованное или действительное;

2) дворянство военное;

3) дворянство по чинам и орденам;

4) иностранные дворянские роды;

5) титулами отличенные роды;

6) древние благородные дворянские роды.

Дворянство различается, далее, как потомственное и личное. Первое сообщается жене, детям и всему потомству; последнее приобретается на государственной службе получением чина коллежского асессора или какого-либо ордена и сообщается только жене.” (МЭС)

“Наши миряне родом дворяне: работы не любят, а погулять не прочь.” (Фолк)

“Не новгородский дворянин, и сам сходишь.” (Фолк)

ДЕВАНАГАРИ {санскр. devanagari = [(deva = “небесный, боженственный; бог”) + (nagara, nagari = “град, город”, при том, что nбga = “гора”)] = “град Божий”}, слоговая азбука, восходящая к др.-инд. письму брахми, используется в языках северной Индии: пали, хинди, маратхи, непальском, а также в санскрите (см. Табл. 3 ).

“Письменность ДЕВАНАГАРИ — сравнительно поздний тип слогового письма, употребляемый для записи санскрита <...>. Каждый знак [АКШАРА (санскр. aksara = “неиссякаемый; слово, слог; знак азбуки”)] обозначает слог, состоящий либо из одного гласного, либо из согласного в сочетании с гласным «а». Прочие гласные после согласного <любого> обозначаются приписыванием к знаку сверху, снизу, слева или справа дополнительных знаков. Отсутствие гласной при согласном обозначается подстрочным знаком ВИРАМА. При сочетании согласных в слоге акшары сливаются по вертикали или горизонтали своими характерные элементами, образуя особые сложные знаки ЛИГАТУРЫ (как правило, для этого используется вся акшара целиком или ее характерная часть, которая выделяется путем снятия верхней горизонтальной черты, а также «ствола» — основной вертикальной черты), общее количество которых приближается к 600. Правильная горизонтальная лигатура строится слева направо и состоит из характерной части 1-й акшары и полного знака 2-й, тогда как правильная вертикальная лигатура изображается сверху вниз и состоит из полного знака 1-й акшары и характерной части или полного знака 2-й. Кроме того, существуют также нерасчленяемые или сильно измененные правильные лигатуры, написание которых приняло вид отдельных акшар. <...> Графика деванагри передает фонетическое звучание санскрита. Направление письма — слева направо. Слово попадает под общую горизонтальную черту над алфавитными знаками. Слова внутри фразы могут писаться слитно, кроме слов, оканчивающихся на гласную. Письмо занимает три строки:

средняя — основная,

верхняя — для надстрочных,

нижняя — для подстрочных знаков.

Отдельно стоящие знаки пунктуации и (danda) приблизительно соответствуют точке с запятой и точке. В стихах ставится в конце строфы, — в конце полустрофы. В европейской традиции принята латинская транскрипция письма деванагари.” (Санскр. курс Шк. Гуру Ар Сантэма)

Знак Фонема Знак Фонема Знак Фонема Знак Фонема
-долгое

Табл. 3. Алфавит Деванагари.

Знак Фонема Знак Фонема Знак Фонема Знак Фонема

Табл. 4. Дополнительные способы слогообразования в санскрите.
Реклама