ВИШУДХА-ЧАКРА {санскр. [(vicuddha = “очищенный; безупречный”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра очищения, безупречности”}, “шестнадцатилепестковый лотос”, “горловой центр”; одна из семи чакр физического тела (пятая при счете снизу вверх); условно В-ч. располагается: по горизонтали — на уровне яремной ямки, по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; В-ч. Соответствуют: стихия — эфир, мантра — ХАМ [в других традициях — ХАНГ (лайя-йога), или — Е (Уор)] и янтра, представляющая собою санскритский слог ha> (см. Илл. 10); // по Шк. информации графический аналог В-ч. (см. Илл. 11) представляет собою изображение шестнадцатилепесткового лотоса черного цвета, в который вписан синий круг со вписанным в нем голубым треугольником йони с символом лингама, в треугольник, в свою очередь, вписан еще один — белоснежный — круг, в котором присутствуют изображения: янтры ham и под нею — синего слона с приподнятым хоботом (ср. МАНИПУРА-ЧАКРА); на лепестках лотоса В-ч. изображаются янтры: , , , , , , , , , , , , , , , * сами же лепестки символизируют ряд определенных стихий-состояний, подлежащих отработке для получения соответствующих им сиддх. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*  Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.

“Изображение этой чакры — серый круг, окруженный 16 лепестками цвета индиго. В круге помещен белый треугольник, а в треугольнике — другой серый круг.” (Пет­Ник)

Янтра ham
Илл. 10. Янтра ham.
 
Вишудха-чакра
Илл. 11. Вишудха-чакра.

“Пятая чакра — горловая.

Это второй (после сексуального) творческий центр.

Мы творим посредством голоса, служащего нам средством коммуникации.

Это первый центр, который мы контролируем сознательно.

Это центр речи и слуха.

Важно, чтобы мы ощущали ответственность за то, как говорим и слушаем.

Если мы скрываем, сдерживаем, подавляем или утаиваем свои чувства, если лжем или просто скрываем правду, то тем самым загрязняем горловую чакру, и все наши проблемы сосредоточиваются в этой области.

Физическими органами, связанными с горловой чакрой, являются легкие, горло, рот и уши.” (Уор)

“Вишуддха-чакра или Бхарати-стхана (обитель белой речи) с шестнадцатью лепестками дымно-пурпурного оттенка <...>.

Здесь центр белого круга акаши или таттва эфира, биджа которого ha> . Акаша одет в белое и сидит на белом слоне. Его мандала имеет форму круга. <...> Здесь находится Садашива и его андрогин или Ардханаришвара Мурти, в которой половина тела белая*, а другая половина — золотая**. Здесь также белая Шакти Сакини. Ее форма — Свет. Здесь также область Луны, «Ворота великого Освобождения». В этом месте джнани видит «Три формы времени». Так как все вещи в Атма, джнани, реализовав Атму, видит их.

Выше Вишуддхи, у корня нёба, находится маленький центр, называемый Лалана, а в некоторых Тантрах — Кала-чакра <...>. Это — красный лотос с 12 лепестками, порождающий следующие качества: вера, довольство, сознание заблуждения, самоконтроль, гнев, привязанность, чистота, отрешенность, волнение, аппетит.” (Авал)


*  "<...> и представляет Шиву", добавляет МукЭ.
**  "<...> и представляет Шакти. Божество с пятью лицами, тремя глазами, держащее в руках трезубец, топор, меч, ваджру (разряд молнии), огонь, Змея Ананту, колокол, стрекало и петлю и делающее мудру, изгоняющую страх. Ее энергия — Шакини — сияюще белая, с пятью лицами, тремя глазами, четырьмя руками, держащая петлю, стрекало, лук и стрелу. <...> Животное — небесно-лунный слон без привязи — Айравата, с шестью хоботами, проводник ведического бога Индры. Жизненное дыхание — удана." (МукЭ)..

ВКУС (смысловая калька франц. goût = “запах, дух; разборчивость; охота, склонность”), “чувство гармонии”; способность отличать низкое от высокого, низменное — от возвышенного, подложное — от подлинного. (См. также ПОШЛОСТЬ, ЭСТЕТИЗМ / АРТИСТИЗМ.)

“ВКУСЪ м. <...> // *Понятiе о прекрасномъ, въ художествахъ; чувство изящнаго, красоты, приличiя и угодливости для глазъ.” (Даль)

ВЛАСТЬ (от ст.-слав. власти = “владеть, господствовать”), “жесточайшая из страстей”; возможность и право распоряжаться и повелевать (в пределе — всем и всеми); // В. — организующее и упорядочивающее, но неизбежно и подавляющее, начало; В. это верховная страсть: когда в материальном смысле достигнуто всё, стремятся к В. (См. также АВТОРИТЕТ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.)

“ВЛАСТЬ ж. право и сила надъ чhмъ, свобода дhйствiй и распоряженiй; начальствованiе; управленiе.” (Даль)

“Власть есть такая же профессия, как и всякая другая. Если кучер запьет и не исполняет своих обязанностей, его прогоняют.” (Шульг)

“После своего падения Хрущев* говорил, что вот всем пресыщаешься: едой, женщинами, даже водкой, только власть — такая штука, что чем большее ее имеешь, тем больше ее хочется. Побывавший сам на вершинах номенклатуры Джилас** назвал власть «наслаждением из наслаждений».” (ВослМ)


*  См. ПРАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА.
**  Джилас М. — югославский политик (член Политбюро ЦК компартии Югославии), ученый и писатель, автор монографии о номенклатуре "Новый класс. Анализ коммунистической системы", Нью-Йорк, 1957.

“О высшем властителе знают лишь то,

что он существует.

За ним следует тот,

о ком — добрая слава.

За этим же тот,

кого страшатся.

За тем — тот,

кого презирают.

Кто не преисполнен доверия,

тому и не доверяют.” (ДДЦ, XVII)

“Мягкое слабое одолевает твёрдого сильного.

Рыбе нельзя выплывать из омута.

Власть же не должно

выказывать людям.” (ДДЦ, XXXVI)


ВЛАСТИ СВЯТЫЕ (В. — происх. см. ВЛАСТЬ / С. — см. СВЯТОСТЬ), (в христ.) — тонкоэнергетические сущности 4-го Ангельского чина, составляющие вместе с Господствами и Силами вторую (среднюю) степень/триаду Ангельской Иерархии.

“<...> наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных Озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к нему приводящее.” (ПДА)

ВОДА (общеслав., индоевр. от санскр. uda-, udaka = “вода, жертвоприношение водой”), одна из пяти традиционных стихий; // в силу понятных причин В. издревле признавалась людьми символом/спутником не только благого, но и очищающего и даже освящающего начала; кроме обычной — физической — В. в мифологии множества народов (в том числе и русского) различают В. живую и мертвую; обработка мертвой В. поврежденной биологической плоти способствует восстановлению ее физической целостности (срастается разъятое/разрубленное), тогда как последующая обработка той же плоти живой В. полностью восстанавливает жизнедеятельность этого некогда умерщвленного организма. (Сравн. ВОДКА.)

“Высшее благо подобно воде.

Вода благоволит всему сущему,

но — ни с кем не соперничая.

Обитает в местах,

полагаемых многими низменными.

Оттого приближена к Дао.” (ДДЦ, VIII)

“Великий пророк <Зороастр или Заратустра, основатель зороастризма> опустил кувшин в середине реки, чтобы зачерпнуть чистой воды, и увидел свою Авесту, а спустя две с лишним тысячи лет Мухаммед уронил свой кувшин и, пока тот падал на землю, увидел свой Коран.*” (АвдВ)


*  К ним можно добавить также и Иоанна Крестителя, приобщающего к новой религии погружением в воду.

“Еще в 60-е годы отечественные ученые установили, что дистилированная, т. е. очищенная, «неживая» вода опасна для организма — уже на второй месяц ее употребления изменяются многие характеристики жизнедеятельности организма, что ведет к различным заболеваниям.

Какую же воду следует пить? Как выяснилось, вкусовые ощущения нас не обманывают — пить следует ту воду, которая кажется вкусной. Более того, выяснилось, что все наиболее выдающиеся государства и народы пили гидрокарбонатную воду, содержащуе соли кальция и кадмия. А народы, употреблявшие хлоридно-сульфатную воду, существенных следов в истории человечества не оставили.” (ГоломЕ)

“Много внимания уделили <на подмосковном симпозиуме молодых российских ученых «Негативные влияния современного города на организм человека»> питьевой воде. Про московскую сказали однозначно: если и пить, то только после очистки специальным мембранным фильтром.” (КазаС)

“Есть вода, холодная вода...

Пейте воду, воду, господа!” (В. Высоцкий)

ВОДА ОСТОЯННАЯ = ОТСТОЯННАЯ ВОДА (см.).

ВОДКА [собств.-русск. производное от ВОДА (см.); первонач. = “спиртовой лекарственный настой”; нынешнее значение, возм., — под влиянием польск. wodka, котор. — свободная калька лат. aqua vita = “алкоголь” (букв. — “вода жизни”)], “С2Н5ОН + Н2О”; изрядно-крепкий (порядка 40% об.) спиртной* напиток, иногда — с добавками (“перцовка”, “зубровка” и т. п.); // точной даты “открытия” В. Сост. установить не удалось: разные источники называют разные века (а иногда — и годы) появления ее на свет, при этом в одном из таких видео-аудиальных источников (TV) солидный авторитетный мужчина очень убедительно заявил как-то, что, мол, этиловый (т. е. единственный пригодный для питья) спирт родом “из Аравии”, а в Европу он оттуда проник только в 1290 году, в Россию же — и того позже: лишь в 1397, ни раньше — ни позже (другие варианты см. ниже). (См. также МЕДОВУХА. Сравн. КОНЬЯК, ПИВО, ЦАРСКАЯ ВОДКА, ШАМПАНСКОЕ.)


*  В идеале – напрочь очищенный от сивушных масел и прочих вредноносных примесей.

“Жомини да Жомини,

А об водке ни полслова...” (А.С.П.)

“<...> вoдка, вудонька, вудочка <...>; водкою обычно называют перегонное вино, хлhбное, а иногда изъ плодовъ, как нпрм. кизлярка, изъ винограда.” (Даль)

“Водка, смhсь извhст. крhпости спирта (этиловаго) съ водой. Различаютъ обыкнов. В. (хлhбное вино), спецiальную В. и фруктовую В. Обыкнов. В. по русскому законоположенiю представляетъ 40% растворъ спирта въ водh (по Траллесу). Употребляемый спиртъ должен быть очищенъ отъ сивушного масла. <...> Лучшая В. готовится изъ ректифицированного спирта. Cпецiальныя В. готовятся растворенiемъ въ обыкновенной В. или спиртh разныхъ эqирныхъ маселъ и ароматическихъ веществъ, напр. для приготовленiя англiйской горькой настаиваютъ 3 дня 1¾ ф. померанц. корки, ¾ ф. калгана, 1¾ горечавки, ¼ золототысячника, ¼ ф. квассiи, ¼ ф. канадского чесноку на 1½ вед<ра> 90° спирта. Сливши и отжавши, прибавляютъ 2 вед. спирту и 2½ вед. воды. Для полученiя фруктовой В. спhлыя ягоды раздавливаютъ, сокъ отжимаютъ, подслащиваютъ и заставляютъ бродить (прибавивши дрожжей); перебродившее сусло перегоняютъ.” (МЭС)

“Спиртной напиток, смесь очищенного этилового <увы, не всегда очищенного и не всегда этилового. — Сост.> спирта (40 — 56 объемных %) с водой, обработанная активированным углем.” (СЭС)

“Способ приготовления алкоголя из очищенного негашеной известью винного спирта имел неосторожность указать врач одного багдадского госпиталя. У нас водку начали делать в IX веке. И тут же принялись пить. Европейцы оказались глупее (а может быть, и умнее) и употребляли ее в то время только как лекарство. Когда Иван IV вернулся из Казанского похода <1552 г. — Сост.>, он запретил продавать в Москве водку, позволив пить ее одним лишь опричникам. Видимо, те заслужили. А для их попоек «на балчуге» построили особый дом, названный «кабак». У татар так именовался постоялый двор, где одновременно продавались и кушанья, и напитки (у древних славян — «корчма»). Питейный двор полюбился царю. Из Москвы начали предписывать наместникам областей везде прекращать корчемство и заводить «царевы кабаки». Но употреблять разрешили всё, кроме водочки.

Крестьянам и посадским строжайшим образом запрещалось приготовлять домашнее питье. Говоря современным языком, монополия на производство спиртного сохранялась у царя, у духовенства и бояр. С пива и меда собиралась пошлина. К чему это вело — любому ясно. Так, в Новодевичьем монастыре, когда в нем жила царица Евдокия <Федоровна (1669 — 1731), первая жена Петра I; пострижена в монахини в 1698. — Сост.>, погреба были переполнены бочками с алкоголем: вино («венгерское, бургундское, французское, волжское»), водка («тимонная, лимонная»), вишневка, пиво. Только простого вина после смерти царицы осталось 473 ведра. Кроме того, духовенство получало казенное спиртное от царского двора. Одним жаловали поденно, другим — понедельно, третьим — помесячно. Как тогда выражались, «для домашнего обихода».

С правами бояр и дворян — немного посложнее. Делать вино разрешалось только детям знатных родов. Продавать его было нельзя. Им же вменялось в обязанность поглядывать за крепостными, чтобы те не смели «толкать» товар «налево». Но ребята и здесь нашли выход. Бояре-лимитчики, переехав в столицу, постоянно снабжали себя вином из собственной вотчины. Государство оставалось в солидном накладе, поскольку казенный алкоголь расходился слабо.

Так и начало гулять право на винокурение по сословиям. Интересно, что городские жители пользовались большей свободой в потреблении спиртного. Их гостям и торговым людям на время визита в Москву выдавались государевы жалованные грамоты: привози вина сколько влезет! Иногда цари использовали этот указ в качестве поощрения целых... областей. Первыми такой чести были удостоены пермяки при Василии Шуйском <конец XVI в. — Сост.>.

По последнему указу исключительное право предоставили одним дворянам. Помещикам, не имеющим рангам, было дозволено в домашних условиях варить специально установленную порцию вина. К последней категории приравнивались смоленское шляхетство и... придворные особи женского пола. За ослушание взимался штраф, а питье конфисковывалось. При оказании сопротивления в дело пускались пушкари (упрощенная «налоговая инспекция»).

Когда простому люду запретили гнать спиртное для собственного потребления, власти придумали хитроумную альтернативу. Отныне крестьяне должны были на свои же деньги строить и содержать так называемые «государевы кабаки» и напиваться только там. Мужики взвыли от недовольства, но поздно. Да и классовое сознание было слабым. При Алексее Михайловиче высший надзор за продажей вина был передан в руки приказа большой казны.

Напитки приготовлялись на винокурнях, которые находились при кабаках. Но чаще они поставлялись от подрядчиков — купцов, помещиков или откупщиков. Люди для торговли в кабаках назначались на «вере» (по-нашему — общенародные выборы) и назывались «целовальниками». При вступлении в должность они были обязаны целовать крест и произносить присягу. В Москве они избирались из торговых людей, составлявших гостиные и суконные слободы (сфера средневекового <бытового. — Сост.> обслуживания). На периферии — из числа местных жителей. Если среди населения преобладали крестьяне — «верный» присылался из первопрестольной. Откупить кабак всем селом крестьяне не имели права — под страхом смертной казни. Зато горожане среднего достатка относились к лаврам служителя питейного заведения очень сдержанно. Во-первых, одним вином сыт не будешь; во-вторых, вчерашние кореша возненавидят; и в-третьих, государство требовало с доходного дела немалую прибыль. Целовальникам оставалось одно из двух: либо умирать с голоду, либо воровать. По старой русской традиции предпочитали второе.

Такая постановка вопроса явно пришлась не по душе трудовому народу. Еще бы — приходишь холодного пивка в свое удовольствие поцедить, а с тебя деньги даже за вход требуют! Да в особую книгу записывают, когда и сколько выпито. А любой, кто открывал рот и и высказывал свое недовольство, увозился далеко за Урал.

Один такой заступник — серб по национальности — писал, надо полагать, со слезами на глазах следующее: «Мелкие люди чуть ли не всегда лишены напитков и оттого делаются чрезмерно жадны на питье, бесстыдны и почти бешены. Так что, какую ни подашь большую посуду с вином, они считают за заповедь Божию и государеву выпить ее в один дух». Строки эти, впрочем, уже из Сибири...

Обеспокоенные бояре и дьяки объявили пьянству бой. Кстати, москвичи любили «пригубить» чаще всех. По уложению (конституции, то бишь) 1649 года <т. е. при том же Алексее Михайловиче. — Сост.> вводятся новые алкогольные правила. Кабаки переименовали в «кружечные дворы». Запрещалось в неограниченном количестве подавать мед и пиво, а также запасаться ими впрок. Вино «отпускали» по одной чарке в одни руки, а для его оптовой и розничной продажи учредили «отдаточный двор». Чтобы никто не смел провезти спиртное в первопрестольную, у ворот земляного города поставили караул из стрельцов. Население стало адаптироваться к водке...

Вот так пьем и по сей день. Иногда пререплевывая наших далеких предков. А ведь еще в те времена зарождались первые... общества трезвости. И входили в них, как ни странно, самые отъявленные пьяницы. Дело в том, что трудящиеся бросали пить не когда начинала мучить совесть, а когда на часто недоброкачественную водку взвинчивали цены. Сговаривались и бросали пить целыми селениями! Вскоре водка дешевела, и всё возвращалось на круги своя.” (ЛогКир)

“Есть сведения, что винный спирт был привезен в Московию в веке пятнадцатом из Италии. Но исключительно как аптекарское снадобье и употреблялся только для медицинских целей. Истинно русскими напитками были меды и медовухи, причем существовало огромное их разнообразие: вареные, сыченные, ставленные, ягодные — сортов двенадцать. Но это был напиток дворянства, так как требовал длительной выдержки — 30-50 лет — и был очень дорог.

Народным же алкогольным напитком являлся твореный квас, который специально варили, как пиво, люди попроще. И только в XVI веке русичи, видимо, под влиянием Польши, поскольку слово «водка» («вудка») польского происхождения, стали перегонять хлеб (ржаное зерно) на спирт. На Руси напиток, полученный в результате перегонки, называли хлебным или горячим вином, название «водка» практически не употреблялось. А виноградные вина значились под своими именами: люди пили херес, мадеру, цимлянское. <...>

«Квасники» — пьяницы — встречались среди бродяг и, как ни странно, среди служивых. И только в XVIII-XIX веках пьяницы стали чаще встречаться среди чиновничества, офицерства и рабочего люда. <...>

Высшим сортом хлебного вина являлся пенник. После двойной перегонки затора (бражки) получалось простое вино, а потом шла третья перегонка, и самую первую ее фракцию в 15-20% от выгонки спирта, профильтрованную через березовый уголь, называли пенником. На 100 ведер пенника вливалось 24 ведра чистой, холодной, мягкой ключевой воды. Делалось это не только для того, чтобы разбавить крепкий спирт — вода вытягивала сивушные масла. Получалась очень мягкая высококачественная водка, так называемая «питкая».

Вообще градусы никогда не ценились на Руси, ценилось качество. Но позволить себе выпить пенника могли только состоятельные люди, более низкие соловия пили двоеное, троеное (сильно разбавленное) хлебное вино крепостью 24-28 градусов. Совсем уж опустившиеся пьяницы упивались «перегаром» (последняя фракция перегонки), который вонял подгоревшим затором (бражкой). Простолюдины предпочитали «полугар» — эта низкопробная водка обладала способностью выгорать ровно наполовину.

Покупая водку в лавке, клиент мог потребовать проверить качество товара. Хозяин выносил зажигательницу и мерительницу — казенные фарфоровые чашечки определенного размера, на которых обязательно стояло государственное клеймо. Лавочник наливал меру полугара, поджигал и, когда он естественным образом погасал, переливал в мерительницу. Остаток должен был полностью заполнить ее — это свидетельствовало, что полугар качественный. (Попробуйте поджечь современную водку, думаю, что прогорит она недолго, и это притом что полугар считался выпивкой бедноты.)

И только с середины XVIII века начинает употребляться для изготовления водки пшеница, до этого для хлебного вина использовали только рожь. В конце XIX века начинают гнать спирт из картофеля, что с точки зрения русских людей было абсолютной несообразностью. Спирт из картофеля и сахарной свеклы попадал в великорусские провинции из Прибалтики и Малороссии. Из картофеля получалось не вино, а напиток, которые русские метко обозвали «брандахлыст» (от немецкого «бранд вейн» — горящее вино)*. Хлебное вино делало человека веселым, добродушным, а брандахлыст — агрессивным, злым. Поэтому в 1860-1861 годах ввоз заграничного спирта вообще был запрещен по причине низкого качества.


*  "БРАНДАХЛЫСТЪ, брындахлестъ, <...> (нhм. Brantwein), жидкое пиво; дурное, безвкусное и жидкое хмельное питье; разсыропленая, слабая или горhлая сивуха." (Даль)

<...> Говорили, что русские глушат водку ведрами, но, позвольте, когда на сход собиралось человек 80-100, покупали два ведра водки, а ведро — 12,3 литра, посчитайте, сколько на брата выходило? Разве этим можно упиться?”* (БеловЛ)


*  Нет, этим — нельзя. Чтоб упиться, каждому надо еще принести с собой или добавить после схода... Иначе — никак. :)

“Сюрприз прекрасной половине человечества преподнесла <...> компания «Дока», выпустив водку «Дамская». <...> Основной отличительной особенностью новой водки «Довгань Дамская» является приятный аромат зеленого яблока. <...> Кроме этого «Довгань Дамская» имеет и ряд других особенностей. Ее крепость — 38 градусов вместо привычных 40*, <...> добавлен витамин С, а вкус смягчен благодаря дополнительной очистке.

«Довгань Дамская» <...> является первой в мире водкой, приготовленной специально для женщин.” (МК от 18 июня 1996)


*  Следует, вероятно, хотя бы в "подвале" отметить, что это, строго говоря, аперитив, а никакая не водка, ибо водки крепостью менее 40 градусов быть не может. Ну, просто по определению, данному задолго до этого (см. начало цитатной части наст. статьи).

“А взять, например, радиацию. Как минимум у трехсот тысяч человек по стране здоровье после Чернобыля здорово пошатнулось. <...> Московский центр медицинских проблем провел специально к симпозиуму <молодых российских ученых «Негативные влияния современного города на организм человека»> опрос. <...> И почти треть опрошенных заявили, что считают «лучшим чистильщиком» организма... водку. <...> Увы, медицински доказанный факт: радиацию она не берет. И вообще никакого очищающего действия не оказывает.” (КазаС)

“Шоколад и водка — две слабости русского народа.” (Какой-то совр. голл. художник; по TV:10. 02.1996.)

“— <...> Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкновенной русской водки.

— Ново-благословенная? — осведомился он.

— Бог с вами, голубчик, — отозвался хозяин. — Это спирт. Дарья Петровна сама отлично готовит водку.

— Не скажите, Филипп Филиппович, все утверждают, что очень приличная — 30 градусов.

— А водка должна быть в 40 градусов, а не в 30, это во-первых, — наставительно перебил Филипп Филиппович, — а во-вторых, — Бог их знает, что они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?

— Всё, что угодно, — уверенно молвил тяпнутый.

— И я того же мнения, — добавил Филипп Филиппович.” (М. Булгаков, “Собачье сердце”)

“Если до принятия антиалкогольного постановления <от 16 мая 1985 г.> годовое потребление алкоголя в СССР равнялось 200 млн. декалитров (ведер), то в 1995-м одна только свободная от остальных республик Россия приняла на грудь 240 миллионов <таких же>

ведер «огненной воды». То есть в пересчете на одного человека, включая младенцев и стариков, рядовой россиянин выпивает в полтора раза больше.” (СекКо)

“Распитием ящика водки отметили свой приезд в первопрестольную три слонихи из цирковой программы дрессировщика Юрия Дурова.

Как сообщили «МК» в цирке на Цветном бульваре, куда животные прибыли в субботу на гастроли из Казани, в результате суточного путешествия в неотапливамых вагонах поезда слонихи страшно замерзли. Для того чтобы большие артисты не подхватили воспаления легких или насморк, их лечащий врач принял решение в целях профилактики напоить пациенток... обыкновенной водкой.

Первую партию горячительного слоны приняли еще в поезде, а вторую — ведро водки «Московская» — уже в самом цирке.

По словам Юрия Дурова, 27-летняя слониха Сюзи предпочитает не смешивать спиртное и употребляет его в чистом виде. Две более молодых ее коллеги, Реми и Кери, пьют водку, только разведенную водой и подслащенную. На закуску идут овсяные хлопья, березовые веники, овощи и каша.

Пьяное состояние у них тоже проявляется по-разному. Некоторые слоны сразу засыпают, другие начинают шататься от стены к стене, упираться головой в пол и заигрывать с людьми. Однако к утру животные полностью протрезвляются. Похмельного синдрома у них, как правило, не бывает.” (“МК” от 8 апреля 1997)

“Одно из наиболее распространенных заблуждений — вред алкоголя. Вреден он только в больших количествах, что, впрочем, относится и ко многим другим вещам. Отравиться можно и минеральной водой, если пить ее много и без разбора. Врачи уверяют, что одна-другая рюмка вина ежедневно к старости приводит к улучшению логического мышления и восстановлению памяти. Разумное потребление алкоголя способствует уплотнению костной ткани и понижает риск остеопороза, что доказали недавние исследования в Калифорнии. Сердечно сосудистые заболевания встречаются значительно чаще у непьющих, чем у тех, кто выпивает регулярно, но понемножку. Вино можно пить ежедневно — от трех до пяти рюмок.

Ошибочно, однако, полагать, будто алкоголь согревает. Субъективно вы как будто ощущаете тепло, разливающееся по всему телу. На самом деле вот что происходит. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды на поверхности тела, кровь приливает к окончаниям сосудов и охлаждается, общая температура организма понижается. Именно поэтому пьяные так часто умирают на морозе, перестав двигаться.” (КремВ)

"А многоуважаемый каждым химиком Дмитрий Иванович Менделеев считал: именно традиционные 40 градусов, получаемые при смешивании воды и спирта, дают наилучшие физико-химические показатели, великолепную органолептику, а главное, быстрый результат." (КомИр)

“Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.” (М. Жванецкий)

“Что касается психиатрической клиники, то попасть туда с психическим расстройством на почве алкоголизма исключительно просто. Около 25 процентов психически больных — алкоголики.

Все те места, куда вы, будучи алкоголиком, сможете дойти сами, отличаются от тех, куда вас могут подвезти, тем, что в каждом из них вам будут предлагать бросить пить. <...>

Наконец, местом, где действительно предложат бросить пить, будут гастроэнтерологические клиники, куда вы зайдете в неприятную трезвую минуту пожаловаться на тошноту жизни. Тошнота легко объясняется тем, что алкоголь привел в совершенно нерабочее состояние все или почти все органы, и в первую очередь печень. Причем, как утверждает профессор, завкафедрой гастроэнтерологии госпиталя им. Бурденко Андрей Викторович Калинин, печень сама по себе почти не болит, а признаки алкогольного гепатита очень часто бывают похожи просто на усталость, переутомление или другую болезнь. Поэтому алкоголики обычно обращаются к врачу уже на необратимых стадиях поражения печени, проще говоря, уже при циррозе. Если еще не всё потеряно, то хорошо помогает проверенный «Эссенциале», состоящий из экстракта бобов сои и витаминов группы В и Е. Природные растительные элементы восстанавливают печеночные клетки, а витамины полезны даже начинающим алкоголикам. В общем-то, все алкоголики Страны Советов могли испытать на себе его живительное действие, потому что врачи используют именно этот препарат уже двадцать лет. Так что если вы вовремя окажетесь в клинике, то месяца через четыре сможете рассчитывать на вполне здоровую печень.” (БагдА-КасА)

И наконец: “Поздно пить «боржом», коли печень сгнила.” (Фолк)

“Бум здоровы!” (Русск. народн. тост)

Реклама