A

ВАЙШЬИ, ВАЙШЬЮ (санскр. vaisya = “преданность, зависимость”), представители третьей из “чистых” варн; изначально — земледельцы, ныне В., как правило, предпочитают заниматься торговлей, коммерцией, финансами, — всем, что напрямую связано с универсальными грубыми эквивалентами энергии (деньгами), при этом обычно речь идет о законных или, по меньшей мере, об узаконенных формах их приобретения и накопления, не связанных к тому же со значительными физическими затратами; по сути своей стадия В. — отработка хозяина или — ответственности за что-то/кого-то; при этом — в отличие от кшатриев, отрабатывающих то же, — масштабы дел (как людские, так и материальные) В. и их значимость для социума ощутимо ниже*.(Cр. также БРАХМАНЫ, КШАТРИИ.)


*  Речь, безусловно, идет только об отдельном вайшью, а не о варне в целом, поскольку в совокупности как все вайшью, так и все кшатрии равно необходимы социуму.

“Для вайшью основной жизненный стимул — Артха, или стремление к богатству, собственности, накопительству. Ради этого вайшью <в отличие от шудр. — Сост.> могут жертвовать чувственными удовольствиями.” (ШЙ)

“Советская торговля — это не вайшью, а шудры, ибо хозяевами они не были, а лишь осуществляли распределение*.” (ГАрС-К)


*  Причем, как правило, в свою пользу.

ВАКУУМ [лат. vacuum = “пустота, пустое (пространство)” — от vacare = “быть свободным”], предельно-энергетичное состояние пространства-времени, соответствующее их непроявленности; // с т. зр. физики В. является неисчерпаемым средоточием энергии/энергетики (наивно говоря, логика рассуждения примерно такова: поскольку с уменьшением геометрических размеров расщепляемой частица обратно пропорционально возрастает величина энергии, высвобождающейся в результате такого расщепления, то В., состоящий по определению из частиц “нулевой” величины, должен — при “расщеплении” каждой из таких частиц — высвобождать “бесконечностную” порцию энергии); // одним из ведущих специалистов-теоретиков по физическому вакууму в СССР был А. Д. Сахаров. (См. также ПУСТОТА. Сравн. БЫТИЕ.)

“Вакуум — это сверхплотная среда с очень богатыми физическими свойствами, а наблюдаемая материя — всего лишь разреженное состояние этой среды. <...>

Таким образом, с точки зрения квантовой гравитации все элементарные частицы, ядра, звезды, галактики, вся наша Вселенная — это всего лишь продукт очень малой раскомпенсации ваккума.” (Лапч)

“Он был человеком настолько пустым и никчемным, что, умирая, испустил вакуум...” (КнышА)

ВАМПИР (от нем. vampir = “кровопийца, ночной призрак”; заимств. в XVIII в.) = упырь: сущность, в силу особенностей своего развития еще не способная к восприятию в качестве жизненно необходимого питания высоких, тонких и чистых энергетик Мироздания, либо не получившая еще — в силу тех же или иных причин — доступа к вселенским, галактическим или иным всеобщим источникам/резервуарам тех же энергетик и потому вынужденная питаться/подпитываться низкой, грубой и нечистой энергетикой, исходящей от/из окружающих* ее сущностей**; // в принципе, ни одна невоплощенная сущность не способна получить “чужую” энергетику без согласия владельца или источника такой энергетики, и потому, что касается незримого, так это необходимо просто быть бдительными и держать притворенными свои “окна” и “двери”, не поддаваясь на “провокации” (т. е. в крайнем случае — избегая ситуаций и состояний, заведомо ведущих к бессмысленным или трудновосполнимым для вас энергозатратам); при этом стоит, наверное, помнить также и о том, что “все мы немножечко <хотя многие, конечно же, — только в переносном смысле> лошади, каждый — по-своему” (~ В.В.Маяковский) и т. д. и потому стоит (хотя бы — иногда и, разумеется в пределах возможного) просто делиться “сеном” с другими... // зачастую характерной внешней чертой человека-В. может служить постоянное стремление всегда быть в коллективе и всё делать не самому, а непременно в компании с кем-нибудь; // с точки зрения Школы Гуру Ар Сантэма двумя простейшими рекомендациями существу, попавшему в поле активного внимания В., могут быть:

— ПОДОБРАТЬ СФИНКТЕР;

— НЕ ЭМОЦИОНИРОВАТЬ (именно ваших эмоций и добивается В.).

(См. также ЖАДНОСТЬ, ЖАЛОСТЬ, СКУПОСТЬ, ЭСТЕТИЗМ-АРТИСТИЗМ.)


*  Наверное, нагляднее всего это заметно на ребенке, не способном еще потреблять обычную пищу и потому жизненно нуждающемся в материнской подпитке.
**  В принципе, речь идет просто о степени открытости тех или чакр физического тела, т. е. о способности той или иной чакры индивидуального организма воспринимать сооветствующую ей энергетику (при этом, разумеется, чем выше уровень самой чакры, тем выше и тоньше воспринимаемая ею энергетика). Кроме этого, применительно к восприятию энергетики стоит, вероятно, обратить внимание также на ауру сущности, играющую роль своеобразного фильтра в отношении того же физического тела. Еще стоит заметить, что в наиболее общем виде всегда можно вести речь прежде всего о том, на какой чакре по преимуществу живет то или иное конкретное существо, но это уже напрямую связано с варнами.
***  Обычно речь идет об эмоциональной реакции "донора" на определенное поведение или сообщение вампира либо его посредника.

“Вампир — это человек, которому не хватает энергии и он ворует ее у окружающих его людей за счет того, что вызывает на себя их эмоциональное реагирование, например, огорчив чем-то, или, наоборот, сильно обрадовав, или же разжалобив и т. п. <...> У него суть такая, он по-другому не может, ему бы научиться из Космоса брать энергетику, тогда он «вампирить» не будет.” (ГАрС)

“Энергетический вампиризм имеет научное название и изучается специалистами клинической медицины. В официальной науке это явление называется «патологическое нарушение внешних обменов». Состояние пострадавшего от такого нарушения характеризуется вялостью, сонливостью, расстройством кишечника безо всяких на то внешних оснований. Лучшее лечение, по мнению медиков, состоит в устранении причины, которой может быть не только человек, но и какие-то отрицательно действующие предметы.

<...> Наверняка многие замечали, что после прослушивания какой-нибудь мелодии появлялась разбитость и усталость. <...> Причем другие слушатели в то же самое время могут чувствовать себя вполне нормально, на них музыка не оказала никакого воздействия. Не огорчайтесь, и на них найдется свой энергетический вампир. Обычно высасывают из нас энергию мелодии, написанные в плохом настроении или исполненные музыкантами с негативной энергией. <...> Примерно таким же воздействием обладают картины, книги и даже газеты.

Не зря астрологи советуют свой камень и минерал для каждого знака Зодиака. Драгоценные и полудрагоценные камни обладают сильной энергетикой, и неправильно подобранный камень может вызвать не только плохое настроение, но и различные болезни.

Негативными свойствами обладают фотографии больных людей и инвалидов. Находящаяся в семейном альбоме, который пылится в шкафу среди семейных реликвий, такая фотография может постоянно тянуть из вас энергию.

Среди домашних растений особо злостными вампирическими наклонностями обладают некоторые виды папоротников, фикусов и кактусов.

Всем известны способность осины снимать головную боль и вылечивать различные опухоли. Однако не стоит слишком усердствовать с подобным лечением. Осина обладает развитыми вампирическими способностями и при долгих контактах будет отсасывать энергию.

Двойственным эффектом обладают и тополя. Они активно отсасывают из окружающей среды отрицательную энергию, но в то же время люди, под балконом которых растут тополя, часто страдают головной болью и онкологическими заболеваниями.

Среди растений — генераторов положительной энергии наибольшей активностью выделяется дуб. Дубовая мебель хороша не только своей прочностью, но и позитивным зарядом.” (РязАр-ВН)

ВАНАПРАСТХА {санскр. vana-prastha = [(vana = “густой лес”) + (prastha = “горное плато”)] = “монах-отшельник”}, отшельничество (в лесу или в горах): третья ступень жизни брахманов (см. также АШРАМ).

ВАРНЫ (санскр. varna = “покров, оболочка; качество, цвет; сущность”), социальное деление общества, принятое в Индии; “чистых” В. четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры; // по сути, В. — это ступени сознательного эволюционного развития, пройти которые должен каждый из обретших облик человека, при этом “каждая последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладеть ремеслами (стадия вайшью), но задача кшатрия — в другом . <...> Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудры до брахмана и достигнуть Мокши. <...> Изначально <в брахманизме. — Сост.> принадлежность к той или иной В. определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже особое для каждой В. обучение. В дальнейшем, при смене Юг, было закреплено наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности. Ведь В. человека зависит прежде всего от его духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. А об этом можно судить по тому, к чему человек стремится. <...> Традиционно только представителям трех высших В. разрешалось заниматься йогой. Представителей этих В. называли также «дваждырожденными», считая вторым рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к Знанию)” (ШЙ); В. различаются:

а) по качеству,

б) по достоинству,

в) по внешнему облику:

— виду,

— цвету,

— роду;

г) по цвету:

— брахманы — “белые”,

— кшатрии — “красные”,

— вайшью — “желтые”,

— шудры — ”черные”;

В. девочки определяется по В. отца, а после замужества — по В. мужа. (Сравн. КАСТЫ)

“Бхригу сказал:

Так владыка существ, Брама, создал сперва браминов,

Развивавшихся собственной силой и воссиявших светом Творца света (Солнца);

Затем правду, долг (дхарму), подвиг (тапас) и вечное Брахмо,

Небесную чистоту, нравственность установил владыка.

(Затем произвел) дэвов, данавов, гандхарвов, дайтьев, асуров и ходящих на чреве,

Якшей, ракшасов, змиев, пишачей и человека,

Браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, о, лучший из дваждырожденных,

Также множество разных других существ и варны (знай), отрешенный.

У браминов белая, у кшатриев кроваво-красная краска,

У вайшьев желтая, у шудр — черная. <...>

Без различия варн этот мир преходящий весь браминским

Брама некогда произвел, но делами окрасились (варны).

Резкие и гневливые, любители вожделенья, насилия, наслаждений,

Нарушив свой долг и обагрив кровью руки, до состояния кшатриев дошли такие брамины.

Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелеием,

Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев.

Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой,

Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брамины.”

(Мдх 188, 1-14.)

“Вступление «дваждырожденного» в социально активную жизнь знаменовалось традиционным обрядом инициации: «На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (upan@yana) для брахмана, на обиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия — для вайшьи. [Посвящение] брахмана, желающего [приобрести] священное знание, может быть произведено на пятом [году], каштрия, желающего получить могущество, — на шестом, вайшьи, желающего получить богатство, — на восьмом».* Без этого обряда мальчик не мог считаться членом касты и общины. Обряд включал в себя несколько процедур, кульминацией которых было вручение вещественных символов принадлежности к статусу в зависимости от касты: «Тройной пояс (mekhal@) брахмана, глядкий и мягкий, должен быть сделан из [травы] мунджа, [пояс] кшатрия, как тетива лука, должен быть сделан из [травы] мурва, вайшьи — из пеньковых нитей».** Возлагался священный шнур: «Священный шнур (upav$ta) для брахмана полагается из хлопковых нитей, перевитый втрое, кшатрия — [сделанный] из пеньковых нитей, вайшьи — из шерстяных нитей». Посвященные должны носить одежду из кожи черной антилопы, оленя или козла и нижнее белье из пеньки, льна или шерсти — в соответствии с правилами касты. Кроме одежды, шнура и пояса, отличительным признаком посвященного была трость, материалы и размеры которой также строго оговаривались. Получив всё это, посвященный, «почтив солнце, обойдя огонь, имея его с правой стороны» должен был собирать милостыню согласно предписанным правилам, указывающим, как, когда и у кого надлежит просить. Собрав потребное количество пищи и «показав без обмана» своему наставнику, «он может есть, обратившись лицом к востоку, очистившись прихлебыванием воды». Обращение во время еды к той или иной стороне света имеет определенный семиотический смысл, оно чревато различными, но «беспроигрышными» последствиями: долголетием (при обращении на восток), славой (при обращении на юг), благополучием (при обращении на запад), праведностью (при обращении на север). Пищу надлежит принимать почтительно, радоваться при виде ее и избегать излишеств — лишь в этом случае она «сообщает энергию и силу», что, заметим, находится в полном согласии с выводами современной диетологии. После принятия пищи каждый раз совершается обряд омовения водой, «негорячей и непенистой», предписанной — для каждой касты разной — частью руки, в уединенном месте, обратясь лицом к востоку или северу, производя следующую процедуру: «Сперва пусть он трижды хлебнет воды, потом дважды омоет рот, а также омоет впадины [на голове], [местопребывание] души и голову».


*  Здесь и далее автор пересказывает, цитируя, "Законы Ману", М., 1960.
**  Сравн. ПОЯС КУШТИ.

В комплексе инициационных процедур упоминается (без указания подробностей) обряд обрезания волос (kec@nta), который полагается совершить брахману на 16-м году, кшатрию — на 22-м, вайшье — двумя годами позже и который завершается изложением закона посвящения дваждырожденных.” (АльбМ)

“По прохождению варн между мужчинами и женщинами есть очень большие различия. <...> Женщина — это поле: что вы на нем посеете, то и пожнете. Кем бы женщина ни родилась, в какой бы семье ни родилась, всё равно всё будет зависеть от того мужчины, которого она будет любить. <...> Если женщина полюбит шудру, то становится шудрянкой. Если кшатрия — кшатрийкой, и т. д. У Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна Ларина, попав в Петербург, через год становится великосветской дамой. А кто ее учил? <...>

Возьмите другие источники: божеству понравилась рыбачка, он взял ее в жены и она сразу же становится богиней. Женщина может мгновенно из пастушки превратиться в принцессу, если она выходит замуж за принца. А вот мужчина-пастух, даже женившись на принцессе, принцем сразу ни за что не станет, ему вначале нужно подтвердить свой статус, подтвердить то, что он имеет право называться принцем.” (ГАрС)

ВЕГЕТАРИАНСТВО (от лат. vegetarius = “растительный”), разновидность аскезы: образ жизни, связанный с сознательным отказом от животной (либо — только мясной) пищи; // идеология В. основывается на принципах гуманности, при этом, однако, остается нерешенным вопрос основного принципа питания на Земле: “Живое питается живым”, и поскольку всё сущее на Земле — как в мире органики, так и неорганики — разумно (или, по меньшей мере, обладает сознанием), то с точки зрения последовательного гуманизма необходимо было бы отказаться от плотской (или физической) пищи в целом; // с точки зрения Школы Гуру Ар Сантэма мясо убитых животных содержит в себе информацию страха, потому злоупотребление мясной пищей приводит к накапливанию в организме подобной информации.

“Вы можете иногда себе позволять небольшой кусок мяса или рыбы. Не должно быть стерильности в питании. Жизнь — это борьба. И в нашем организме должна быть борьба — это условие жизни. Вы полностью перестанете есть мясо, а потом вдруг попадете на Север, где кроме оленины вам нечего будет есть, и, съев кусок мяса, вы сразу и «ноги откинете», так как ваш организм уже перестроился, стал стерильным и мясо для него уже стало ядом. Так что старайтесь, чтобы питание не было полностью стерильным.

Кроме того, в отказе от мяса не должно быть насилия над собой, к этому необходимо приходить через осознание, не насилуя себя; этот отказ должен быть естественным. И самое главное — необходимо помнить о соблюдении принципов сочетаемости продуктов.” (ГАрС)

ВЕДАНТА (санскр. vedanta = veda + anta = “конец Вед, завершение Вед; цель Вед”), 1) корпус древнеиндийских т. н. “лесных” или отшельнических текстов (араньяки + упанишады), примыкающий к Ведам; 2) совокупность религиозно-философских школ, разрабатывающих учения о Брахмане и Атмане; идеологически В. составила основу индуизма; истоки В. — гимны десятой мандалы Ригведы, а ее основные положения изложены в “Брахмасутре” мудреца Бадараяны, систематизировавшем учения “Упанишад”, а также в текстах, составленных позднейшими авторами, в числе которых наиболее известны Шанкара и Рамануджи. (Подробнее см. ист. инф. — ДИФ.)

ВЕДЫ (от санскр. veda = букв. “ведание, знание; священное знание”), “индийское Священное Писание, сердце индийской (а по сути — и мировой. — Сост.) культуры”; древние священные книги; В. почитаются как не созданные, а существовавшие еще до сотворения мира, а затем услышанные (отсюда еще одно название В.: шрути, т. е. “услышанное”) несколькими риши, впоследствии поведавшими их миру; по составу выделяют т. н. четыре “горизонтальных” [по преданию, В. разделены мудрецом Вьясой на четыре основных сборника (т. н. Самхиты): Ригведу + Трайяведу (“Тройная В.” или “Тройное Знание”): Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу (такое “горизонтальное” деление В. по традиции соотносят с разделением функций четырех жрецов во время жертвоприношений); пятой В. в индуизме считается Махабхарата] и четыре “вертикальных”, следующих друг за другом как в хронологическом, так и в смысловом отношении, слоя В. (на которые, в свою очередь, делится уже каждый из “горизонтальных”): мантры и брахманы, а несколько позднее из брахман развились так называемые "лесные" тексты — араньяки и упанишады, представляющие собой "завершение В.", что и означает Vedanta = Veda + anta; кроме того, в состав В. входят тексты, именуемые смрити, т. е. "запомненное", куда входят веданги (дословно — "члены Вед"): шесть групп трактатов, написанных в афористичной форме, т. е. сутр, и содержащих информацию, касающуюся

  а) правильного произношения,

б) правильного понимания,

в) правильного применения В.;

есть еще так называемые упаведы (дословно — "вспомогательное знание"), повествующие о военном деле, долгожительстве (аюрведа) и содержащие сотни названий...

ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ [калька кит. ТАЙЦЗИ (см.)].

ВЕРА (общеслав., индоевр.; ст.-слав. вера = “истина, правда”), Предзнание, Знание до опыта; неколебимая внутренняя убежденность, не основанная на опыте. (Сравн. ДОВЕРИЕ.)

“ВЕРА ж. уверенность, убежденiе, твердое сознанiе, понятiе о чемъ-либо, особенно о предметахъ высшихъ, невещественныхъ, духовныхъ.” (Даль)

“Вера — это интуиция, которая не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к нему.” (Шри Ауробиндо, цит. по Сатпр)

<...> обосновать веру — значит уничтожить ее, ибо вера есть именно полнейший абсурд и безосновательность, бунт против эмпирического опыта, восторженное упование, сотрясаемое приступами сомнения, тревожное ожидание, а не сытая уверенность с наглядной агитацией в виде чудес. <...>

Чудеса не служат подтверждением веры. Они преобразуют ее в знание, ибо знание основывается на доступных наблюдению фактах, а такими фактами стали бы тогда чудеса.” (Ст. Лем “Сумма технологий”)

“Человеческая вера развивалась от Духа к духам, потом от духов к богам и от богов — к Единому Богу. Можно добавить, что от Бога мы возвращаемся к Духу.” (О. Хаксли)

“Вера и поведение человека всегда идут рядом.” (С. Радхакришнан, цит. по АвдВ)

“Что ни мужик, то вера, что ни баба, то устав.” (Фолк)

“Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.

Есть разница меж них. И есть единство.

Одним вредит, других спасает плоть.

Неверье — слепота, а чаще — свинство.

Бог смотрит вниз, а люди смотрят вверх.

Однако интерес у всех различен.

Бог органичен. Да. А человек?

А человек, должно быть, ограничен.”

(И. Бродский “Два часа в резервуаре”)

ВЕРБАЛЬНЫЙ (от лат. verbum = “слово, выражение”), словесный, облеченный словом.

ВЕЩЕСТВО [от ст.-слав. вешть, котор. от той же основы, что и лат. vox = “слово, голос”, сравн. весть, вещать, вещий, хотя прежде эти слова писались через "ять" (напр. — весть)], любая разновидность материи, обладающая массой покоя.

“Вещество ср. отвлеченное понятiе всего мирскаго и природнаго <...>; всё доступное чувствамъ нашимъ и следов. всё противоположное существу, духу.” (Даль)

“Человекъ состоитъ изъ вещества и существа, изъ тела и души, изъ плоти и духа.” (Даль)

ВИДЕНИЕ (общеслав., индоевр. от той же основы, что и лат. videre = “видеть”; сравн. санскр. veda = “знание, священное знание”), “восприятие образов”; (в шир. смысле) способность к получению и сам процесс получения информации через зрительные каналы восприятия (зрительные зоны коры головного мозга) (см. ГЛАЗА); (в узк. смысле) способность к получению невоплощенной на физическом плане зрительной информации (см. также АДЖНА-ЧАКРА). (См. также ПОНЯТИЙНАЯ СЕТКА.)

“Увы, не всяк зрячий видит.” (Шк. фолк)

“Видение само по себе открывается только у “автоматов” от каких-то сил, вам же нужно сознательно открыть у себя видение, а для этого его необходимо ежедневно тренировать. <...> но даже если видение не открывается — ничего страшного нет. У вас же есть еще пять органов чувств, которые также необходимо развивать. Это слух, обоняние, осязание, вкус и интуиция. Наше богатство — это не вещи, которые мы имеем, а наши органы чувств. <...> Если же стремиться к гармоничному развитию, то необходимо использовать всё наше внутреннее богатство, а не только какую-то его часть. Да и в зависимости от индивидуальных особенностей человека кому-то легче работать с энергиями и Космосом через слух, кому-то — через осязание, кому-то — через видение. Поэтому попробовать надо все способы.” (ГАрС)

“Быстро совершается подавление одних людей другими и медленно происходит накапливание социального опыта. Оно замедляется тем, что у людей фасеточное видение мира: люди видят лишь разрозненные, не связанные в систему события, части, частности и осколки мира, кадрированные фасетом куски эпохи.” (БелинА)

“Я слеповат, я, Боже, глуховат...”

(И. Бродский)

ВИНА (общеслав., образовано от той же основы, что и ст.-слав. взъвитъ = “добыча, война”; ст.-слав. вина = “причина, повод, возможность”), степень участия (иногда — неучастия) в том или ином деянии; // наличие В. — необходимое условие наступления ответственности. (См. также ВИНОВНОСТЬ, ГРЕХ.)

“Пуля — дура, а виноватого найдет.” (Фолк)

“Даждь премудрому вину и премудрhйшiй будетъ.” (Притч. 9. 9)

“Статья 24. Формы вины.

1. Уголовный закон впервые раскрывает понятие вины и дает ее определение. Вина означает совершенное преступление в одной из двух форм: умысла и неосторожности. Тем самым впервые законодательно закрепляется необходимая предпосылка уголовной ответственности — виновное совершение преступления.

Понятие вины неразрывно связано с одноименным принципом уголовного права, который также является законодательной новеллой (см. Комментарий ст. 6 УК).

Содержание вины составляет сочетание интеллектуального и волевого элементов. Виновное совершение преступления означает, что лицо способно понимать характер своих действий и отдавать в них отчет, а также осознавать последствия, к которым они могут привести. Две формы вины — умысел и неосторожность — характеризуют различные сочетания интеллектуального и волевого элементов.

2. Новым для нашего законодательства является регламентация ответственности за неосторожные преступления. Неосторожные деяния наказуемы только к том случае, если в нормах Особенной части УК РФ предусмотрена ответственность за неосторожную вину.

Тем самым создается дополнительная гарантия от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и устраняются сложности судебной практики при отсутствии умысла на совершение преступления <...>” (УК РФ)

“Для наличности В. требуется: сознание совершенного и воля совершить именно то, что совершено. Вне этих условий нет В.” (МЭС)

“Порою проще получить прощение, чем разрешение.” (?)

“Мир никогда не простит тех, кто невиновен.” (С.Е.Лец)

ВИНОВНОСТЬ (происх. см. ВИНА), “А не воюй!”; 1) объективное состояние сущности, связанное с виной, либо — говоря глубже — с нарушением закона (чаще всего — отрабатываемого, т. е. такого, от которого эта сущность на тот момент “не прикрыта”)* ; 2) субъективное переживание, связанное с нарушением (либо — иллюзией нарушения) закона (см. также СОВЕСТЬ); // во втором (скобочном) случае подобное переживание само может являться источником В.1) со всеми вытекающими последствиями.


*  Иногда виновность бывает связана также с нарушением обета или иного внутреннего обещания, выступающего в этом случае в роли частного закона.

ВИРА (санскр. vira = “мужчина, муж; герой”), одно из четырех состояний/испостасей божеств в индийской иконографии, соответствующее их воинственному/воинскому аспекту.

“Божествам, изображенным в этом аспекте, поклоняются все воины, полководцы, цари, когда они собираются на войну. <...> Если вы собираетесь воевать, то вам необходимо обращаться к божеству в аспекте Вира.” (ГАрС)

ВИШНУ (санскр. Visnu), один из трех богов — бог Охранитель Мира — в Тримурти.

“В теологии индуизма Вишну является вторым лицом Тримурти — Охранителем Мира. В своей основной сущности он связан с Солнцем. Об этом его значении говорится в Ведах, где Вишну является младшим божеством и совершает три шага вокруг Земли и Неба, что символизирует путь Солнца: восход, зенит и закат.

Позже для почитателей-вишнуитов он превратился в нечто большее, чем то, что ему приписывается в концепции Тримурти: он олицетворяет бытие мира, является верховным божеством, силой, поддерживающкей стабильность и порядок в природе. В “Бхагавата-пуране” <от его имени> сказано: “Я есть то, что есть, и тот, кто должен пребывать, есть я”.

По своей природе Вишну утончен, полон всепрощения и нежных мыслей к своим почитателям. Он всегда стоит на страже мирового благого Закона. Время от времени (когда усиливается зло на Земле) он воплощается в виде аватаров для помощи людям, благополучия богов и людей. Поэтому ему поклоняются в благоговейной любви и преданности (бхакти).

Культ Вишну появился на Севере Индии, на исконной земле ариев. Там и теперь он распространен наиболее широко. Оттуда культ Вишну проник на Юг, где все же преобладает культ Шивы, связанный, очевидно, своим появлением с местными верованиями аборигенов дравидийского происхождения.

В изобразительном искусстве Вишну предстает как самый приятный и прекрасный из верховных существ. Это единственное, кроме Брахмы-Нарайяны, божество высокого ранга, которое может изображаться в лежачем положении, когда он почивает на Змие Вечности. В стоячей позе он предстает один или с супругой Лакшми, тоже самой прекрасной из богинь. Иногда он изображается летящим на своей вахане — Гаруде.

Как и Брахма, Вишну может быть в четырех состояниях: йога, бхога, вира и абхичарика, выражаемых обычно не столько его собственной фигурой, сколько через окружающих его младших божеств.

У статуй в стоячей позе, когда Вишну называется Стхана-камурти, обычно четыре руки. В правой верхней он держит диск (чакра), служащий метательным оружием, нижняя выражает покровительство и наделение благами (в положении варада-мудра). В одной из левых рук у него раковина (шанкха), другая бывает в разных положениях: когда Вишну в состоянии йога, она покоится на бедре, в аспектах бхога и вира кисть касается рукояти палицы или дубинки (гадха) или же в ней покоится лотос. На голове у него коническая корона, типа кирита-мукута, в ушах — серьги (макара-кундала), на шее ожерелья, куда включены и вайджайянтимала; имеется пояс, набедренная перевязь и ванамала — гирлянда цветов, свисающая почти до колен.

<...> У Вишну три супруги: главная — Лакшми, или Шридэви, вторая — менее популярная, Бхумидэви (богиня Земли), третья — Ниладэви, которая изображается совсем редко.

<...> Иногда Вишну имеет шесть рук и стоит в позе трибханга. Кроме обычных атрибутов (диск, раковина и палица-дубинка) он держит голову слона и жезл с Гарудой на конце (гарудадхваджа). Голову Вишну осеняют семь Нагараджей* (каждый с тремя головами кобры). С его шеи до самых колен свисает длинная цветочная гирлянда. По бокам стоят юноша Сударшана и карлик Панчаджания, олицетворяющие: первый — диск Вишну, второй — его раковину. <...>


*  Букв. санскр. nagaraja = "змеиный царь, повелитель". (Сравн. КАПЮШОН.)

Согласно индийской мифологии, небо Вишну называется Вайкунтха. Оно из чистого золота, а небесные чертоги — из драгоценных камней. Вокруг течет небесный Ганг. Вишну восседает на белом лотосе на троне с Лакшми по правую руку, сияющей как непрерывное свечение молнии. Ее тело источает аромат лотоса на гигантском расстоянии.

Особенностью образа Вишну являются его многочисленные воплощения в разных формах на Земле для спасения рода человеческого от зла. Вишнуиты насчитывают десять менее значительных его проявлений и еще десять, имеющих особое значение и называемых аватарами.

Из них первые пять относятся к иным мирам: рыба (матсья), черепаха (курма), вепрь (вараха), человеко-лев (нарасимха) и карлик (вамана). Следующие четыре и были человеческими воплощениями в нашем мире: Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда. Последний спаситель — Калки еще придет, знаменуя конец «темного цикла» — Кали-Юги.

Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами и признаками.

Младшие проявления Вишну, которые не считаются аватарами, следующие:

1. Манматха — человеческий образ божества любви (Камы). Он олицетворяет не возвышенную божественную любовь, как у Кришны-Радха*, получающую мистический символический характер, а обычную земную любовь, и по своему значению ближе не к Кришне, а к европейскому купидону. Кама изображается с луком и пятью цветочными стрелами в руках; по сторонам могут стоять обе его жены: Притхиви — любовь и Рати — наслаждение или страсть. У него украшения из цветов, означающие весну и любовь. В некоторых случаях предстоящий несет перед ним знамя божества любви с изображением макары. Вахана Камы — попугай.


*  Радха — возлюбленная Кришны.

2. Варадараджа («Великий благотворитель») — наделяющий дарами и благами. В этом проявлении Вишну едет на Гаруде, имеет восемь рук с эмблемами <т. е. с атрибутами>.

3. Вайкунтханатха («Владыка неба Вайкунтха», где обитель Вишну). В этом виде Вишну едет на Гаруде и тоже имеет восемь рук и четыре головы: мужчины, женщины, льва и вепря. Этот образ представляет собой сочетание двух воплощений Вишну.

4. Хайягрива. В этом проявлении Вишну изображается с человеческим туловищем и головой лошади. Это его аспект учености, но мало популярный по сравнению с главной богиней наук Сарасвати.

5. Даттатрейя. В этом виде Вишну представляет в одном лице Тримурти, но почитается при этом как младшее божество. Как Даттатрейя он может изображаться в трех видах: в виде трех божеств Триединства, стоящих или сидящих рядом друг с другом, с их ваханами и эмблемами; как Вишну, сидящий в состоянии йога, но в головном уборе и с орнаментами Шивы; как человек с тремя головами божеств Тримурти, сопровождаемый четырьмя собаками, представляющими четыре самые древние и священные Веды.

6. Дханвантарин. В этом виде Вишну выступает как божество индийской медицины, в образе красивого человека с чашей амброзии в руках, сидящего перед щитом с эмблемами Вишну.

7. Мохини. В этом проявлении Вишну предстает в виде прекрасной женщины, распределяющей среди богов амброзию, полученную после пахтания богами молочного океана. В этом время в нее влюбился Шива и стал преследовать, полный страсти. Она изображается обнаженной и почти без украшений, стоящей в подчеркнуто выразительных изгибах позы атибханга. Ее волосы расчесаны и завязаны большим узлом.

8. Адимурти. В этом проявлении Вишну сидит в позе сукх-асана на кольцах Змия Вечности, головы которого, как всегда, образуют как бы балдахин <см. также КАПЮШОН> над головой Адимурти. В его четырех руках обычные эмблемы Вишну.

9. Венкатеша (на Севере Индии известен под именем Баладжи). В этом виде правая половина божества изображена как Вишну, а левая как Шива, причем у каждой половины соответствующие этим божествам эмблемы и орнаменты. Почитается и вишнуитами и шиваитами.

10. Вишваксена — начальник небесных сил Вишну и хранитель его дворца. В этом проявлении он изображается сидящим, с четырьмя руками, в двух верхних — диск и раковина, в одной их нижних — жезл.” (ТюлС)

“В одном из вариантов мифа о потопе (Мбх. III 186-187) мудрец Маркандея, спасенный В<ишну> (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева) проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстает как форма существования В. Согласно другому варианту мифа о потопе (Мбх. III 194), В. в конце каждого мирового цикла <см. ЮГА> вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда В. просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. <...> Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определенного облика составляет основное содержание мифа об аватарах В. Во всех своих проявлениях В. олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая В., предстает во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В Ведах В. наделен неопределенно антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». Махабхарата среди других имен В. дает: «тот, чье тело не описать», но тем не менее часто по-разному описывает его В. В сложившейся позднее иконографии В. обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим по всеоружии юношей. В одной из четырех его рук — чакра, специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке — раковина, в третьей — булава (палица), в четвертой — лотос или лук. Цвет кожи В. — темно-синий, цвет одежды — желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в Махабхарате встречаются утверждения, что кожа В. принимает разный цвет в зависимости от Юги. Супруга В. — Лакшми. Сам В. иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание В. — вершина горы Меру. Его ездовое животное <вахана. — Сост.> — царь птиц Гаруда.

В. имеет множество имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В Махабхарате есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну» (XIII 149). Другие наиболее важные имена В.:

— Хари (букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»),

— Говинда («пастух»),

— Кешава («благоволосый»),

— Мадхусудана («убийца демона Мадху»),

— Мурари («враг демона Муры»),

— Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»)”. (Серебряный С. Д., МНМ)

Реклама