БРАМА (устаревшее.) — см. БРАХМА.

БРАМАНИЗМ (устар.) = БРАХМАНИЗМ (см.)

БРАМИН (устар.), жрец в брахманизме: БРАХМАН (см.).

БРАХМА/БРАМА (санскр. brahma = букв. “жрец”), (в индуизме): 1) верховное божество, первое лицо Тримурти: Бог-творец (brahma, т. е. произносится с долгим а на конце); Б. — одна из форм проявления Майи, почитается первым лицом божественного Тримурти; 2) безличное абсолютное духовное начало, божественная субстанция, лишенная атрибутов и являющаяся источником всего сущего. (Сравн. АБСОЛЮТ, АТМАН, ДАО, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ, а также особо — БРАХМАН.)

“БРАХМА. В развитой теологии Брахма — творец мира является первым лицом Тримурти, или первым аспектом индуистской Троицы, понимаемой как триединство.

В «Законах Ману» происхождение Брахмы объясняется так:

«8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, Он (Самосущий, Брахман. — С.Т.) вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.

9. Оно стало Золотым Яйцом, по блеску равным солнцу; в нем Он сам родился <как> Брахма, прародитель всего Мира.

10. Воды называются Нара, ибо воды — действительно порождение Нары, они первое местопребывание Его (Брахмы. — С.Т.), поэтому Он именуется Нарайяной.

11. Из этой <перво>причины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное, возник <дух> Пуруша, который в мире прославляется <под именем> Брахмы.

12. Он, Божественный, прожив в том Яйце целый год, сам же, силой своей мысли, разделил это Яйцо надвое.

Брахма.
Илл. 8. Брахма — Творец Мира.
Пространство вокруг фигуры Бога вибрирует первичным звуком ОМ, созидающим проявленный Мир.
(Ист. инф. — РыбаР)

13. Из тех двух половинок Он <Брахма. — С.Т.> создал небо и землю, между ними атмосферу, восемь стран света и вечное местопребывание вод».

В «Яджурведе» тот, кто в «Законах Ману» именуется Самосущим, говорит: «Из меня был рожден Брахма, он стоит надо всем, он Питамаха — Отец всех людей...»

В свою очередь, Брахма породил Праджапати («Отцов всех творений»), они же породили семь Ману, последний из которых относится к современной эпохе. Ману породили Риши (семь мудрецов), представленных в небесном мире семью звездами Большой Медведицы и женившихся на семи Плеядах (Криттиках).

В разных источниках версии происхождения Брахмы и производных от него существ несколько варьируются. Так, Пурушей иногда называется не Брахма в целом, а его мужская половина, а Сатарупой — женская.

Из многих имен Брахмы наиболее распространены: Праджапати, Питамаха («Великий Патриарх»), Камаласана («Восседающий на лотосе»), Хирания Гарбха («Рожденный из Золотого Яйца»*), Савитри-патхи («Супруг Савитри») и другие.

<...> От него «произошли все вещи и в нем предсуществовала Вселенная. Он источник замысла всех материальных форм, которые он сотворил, и устроил их существование в том виде, в каком они теперь являются, хотя он постоянно меняет их формы действием силы воспроизведения; как дуб существует в желуде, как плод заключен в семени, ожидая развития и роста, так все материальные формы существовали в Брахме и их зародыши были сразу произведены им».


*  Буквально – «Золотояйцовый».

Брахмапура, город Брахмы, или его рай, находится на вершине мифологической <священной> горы Меру, в центре Земли, на севере Гималаев. Священный небесный Ганг течет вокруг Брахмапуры.

Из значительных храмов, посвященных Брахме, в Индии сохранился только один в Пушкаре (Покхар, округ Аджмир, штат Раджастхан). Но его статуи иногда встречаются в храмах других божеств. Культа Брахмы почти не существует, он вытеснен поклонением двум другим членам Тримурти — Вишну и Шиве. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана <т. е. ездовое животное> — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, и потому он считается также божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености.

У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный чуть сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы: сосуд для воды (камандалу) из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусинок, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукопись (пуштака) с частью текста четырех Вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит четки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая выражает варада-мудру (жест дарования милости, благодеяния).

Брахма — единственное божество индуизма, изображаемлое бородатым, и то не всегда. Если он восседаем на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (т. е. с одной ногой, свисающей вниз).

Брахме не приписывают никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего на Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца). <...>

Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии <т. е. в аспекте йога>

он показывается в своих высших духовных достижениях: лик выражает удовлетворение, глаза закрыты. В таком виде он почитался больше всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, т. е. удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или обеими женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи используются в основном для поклонения мирянами. В его третьем аспекте (вира, т. е. воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, т. е. грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и используется для поклонения теми, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Встречаются изображение стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, почти одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы.

Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечи Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина-яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке — четки, а в левой — сосуд (камандалу).

Редко Брахма изображается с двумя руками и одной головой.” (ТюлС)

БРАХМАН* (brahman = “благоговение; мировая душа; Бог-творец”), 1) “не имея сам ни конца ни начала — всех и всего конец и начало”; важнейшая из категорий древнеиндийской философии: высшее объективное начало Мироздания; Б. чаще всего определяется “негативно”: немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, “не то, не это”, проявляясь при этом в обликах Тримурти; 2) бог-творец Мироздания (сравн. БРАХМА); 3) см. БРАХМАНЫ. (Сравн. АТМАН, ДАО, ЗЕРВАН, ЕДИНОЕ.)


*  По поводу вариантов ударений см. цитатную часть статьи БРАХМА.

“В санскрите слово Брахман может быть среднего и мужского рода. В первом случае ударение стоит на первом «а», во втором — на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский принцип Бытия — Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы, святое Писание и носителей Писания — браминов <= брахманов. — Сост.>. В русском языке слово Брама закрепилось для обозначения высшего божества, а слово брамин — для обозначения жреца, служителя этого божества. Для обозначения высшего философского принципа пользуются словом Брахман. Русский язык дает возможность передать слово это в среднем роде — БРАХМО, что весьма полезно полезно дидактически; употребляя слово в мужском роде, мы невольно конкретизируем и персонифицируем понятие, выражаемое им, тогда как, употребляя слово в среднем роде, мы дисциплинируем мысль, легче удерживая в памяти, что речь идет об абстрактном, безличном философском начале. Перевод текстов очень облегчается и приближается к подлиннику, так как высказывания о Брахмо в санскрите выражены в среднем роде.” (Мбх3)

“Вот три ветви долга:

жертвоприношение, изучение [Вед], подаяние — это первая;

подвижничество — вторая;

ученичество, пребывание в доме Учителя, постоянное умерщвление плоти в доме Учителя — третья.

Все они ведут к мирам добродетели; тот, кто прочно утвержден в Брахмане, достигает бессмертия. <...>

Поистине, что [зовется] «Брахман», то, поистине, и есть это пространство вне человека.

Поистине, что есть пространство вне человека, то, поистине, и есть пространство в человеке.

Поистине, что есть пространство в человеке, то, поистине, и есть пространство в сердце.

Оно полно и неизменно. Кто знает это, тот получает полное и неизменное счастье.” (ЧхУ ч. III, 12. 7-9)

“Брахман — Единое, Вечное и Неделимое божество, Творец мира, в котором много Вселенных.

Брахман — это триединство в одном Боге: Тримурти — Брахма, Вишну, Шива. Каждый Бог в Тримурти имеет свою функцию: Брахма — творец, Вишну — Охранитель, Шива — Разрушитель.” (ГАрС)

“Язык Брахмана — безмолвие.” (Шанкара)

БРАХМАНИЗМ (происх. см. БРАХМА), одна из древнейших арийских религий.

“В брахманизме, развившемся из ведийской религии, сложилась <...> стройкая концепция мироздания. Наряду со старыми божествами появилось множество других важных и второстепенных божеств. Брахманизм постепенно вобрал в себя верования, культы и божеств доарийского происхождения. Анимизм, культ священных животных, почитание предков, незначительные, чисто местные божества, освящение религией всех главных событий в жизни индусов и необузданная фантазия в мифотворчестве индийского народа способствовали чрезвычайному нагромождению пантеона. Особо разнообразен индуисткий культ: наряду с главными богами Брахмой, Вишну и Шивой существует целый сонм божеств. Здесь, очевидно, сыграло роль и преобладающее значение в индийской философии школы Веданты; хотя ее суть — строгий монотеизм, но он неотъемлем от сильного пантеистического уклона, так как видимый мир считается проявлением единого божества. <...>

Божества современного индийского пантеона <...> относятся к религии индуизма, впервые они описаны в основном в Пуранах и упоминаются в эпосе Индии. Некоторые божества ведийской религии исчезли, остальные вошли в индуистский пантеон в сильно измененном и потерявшем былое значение виде, как, например, Варуна и Индра.

Европейцы называют брахманизмом послеведийскую религию, по имени высшей касты жрецов-брахманов. Однако до европейцев в Индии термин «брахманизм» никогда не применялся, а название индуизм (санскр. индумата) появилось только в период средневековья. Подлинным наименованием индуистской религии в целом было ария-дхарма, или самнатана-дхарма (вечная дхарма). Теперь обычно применяют термин инду-дхарма.” (ТюлС)

БРАХМАНЫ (санскр. brahmana = “объяснения Брахмана”), 1) жанр религиозно-философских текстов, содержащих ритуальные предписания (санскр. vidhi) и разъяснения мифологических сюжетов (atharvada), прямо или косвенно задействованных в самхитах и мантрах-2; Б. входят в состав каждой из четырех Вед, при этом в рамках каждой Веды существуют Б. разных ведических школ; время составления Б. совпадает, вероятно, с последним периодом оформления самхит, официально датируемых Х–VII вв. до н. э.; иногда в состав Б. включают и араньяки; 2) (санскр. brahmana от brahma = “жрец”) представители первой, высшей из “чистых” варн. (См. также ЖРЕЦ.)

“Я называю брахманом того,

чью стезю не знают ни боги, ни гандхарвы, ни люди;

Архата, у которого исчезли желания.” (Дхамм, 420)*


*  Указанный источник содержит более 40 изречений, касающихся брахманов.

“Смысл жизни брахманов — Мокша, или освобождение” (ШЙ).

БРАХМАЧАРЬЯ {санскр. brahmacarya = [brahma = БРАХМА (см.)] + (carya = “поведение, образ жизни; благочестие”)}, 1) (в йоге) целомудрие, воздержание: четвертый из пяти обетов ямы; 2) (в шир. см.) ученичество с соблюдением воздержания: первая ступень духовной жизни брахманов (см. также АШРАМ).

“Брахмачарья — контроль полового влечения, отсутствие сексуальных мыслей, желаний, слов, действий. Для женатых — это непрелюбодеяние и воздержание от некоторых других нарушений праведной половой жизни. Для йогина <и особенно — для йога. — Сост.> — это полное половое воздержание, что требует правильного образа жизни, правильной диеты, правильного общения и поглощенности высшей целью.” (ЙС2, комм.)

БРАХМИ [санскр. brahmi = 1) “творческая сила Брахмы; супруга брахмана; 2) наименование древнего индийского слогового письма (см. содержание настоящей статьи)”], тип древнейшего слогового письма (см. Табл. 2), офиц. датируемого V–III (по другим ист. — VIII–VII) вв. до н. э.; к Б. восходят большинство современных видов письма Индии и Индокитая. (См. и сравн. также ДЕВАНАГАРИ.)


Знак  Слог/Фонема  Знак  Слог/Фонема  Знак  Слог/Фонема 

Табл. 2. Слоговое письмо брахми.

БРАХМО = БРАХМА (cм.)

БРИТВА (или скальпель) ОККАМА, принцип, выдвинутый англ. монахом, философом-номиналистом Уильямом Оккамом (Ockham, Occam; ок. 1300–1349), наиболее известный в следующей лаконичной формулировке: “Не должно множить сущее без необходимости” (т. е., положим, если прохожему на голову упал кирпич, для объяснения этого не стоит привлекать не только инопланетян, но даже и того дядю Васю, который живет за окном, именно из которого, возможно, и был “выпорхнут” тот кирпич... :). (См. также ПОНЯТИЙНЫЕ ЗАКОНЫ; сравн. КЕТГУТ БАХА)

“В своем предисловии к этому изданию <Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner. New York, 1957> Бенер, в частности, указывает, что смысл знаменитой «бритвы Оккама» выявляется из его различных работ. Чаще всего она дана в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Реже она выражена в словах: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). Обычно приводимая историками формулировка «сущностей не следует умножать без необходимости» (Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.” (Найдено здесь.)

Реклама