Б

БАНДХА (санскр. bandha = “узел, замок; ловля, поимка; путы, узы, оковы; достижение, получение”), “энергетический замок”; напряжение/сжатие определенных групп мышц с целью перераспределения потоков энергетики в организме, при этом Б. не должна влиять, скажем, на потоки воздуха, поступающего в легкие при джала-Б.; кроме упомянутой, наиболее часто используемыми в практике хатха-йоги являются следующие Б.: уддияна-Б., уддияна-Б.-крийя, наули, муладхара— (или просто мула-) Б. и джаландхара— (или просто джала-)Б.

“По йоговским текстам, бандхи служат для управления потоками Праны в теле, обеспечивая движение Праны в определенных направлениях и препятствуя ее выходу из тела. С физиологической точки зрения, бандхи — это мышечные замки, существенно изменяющие кровообращение в регулируемой области.” (ВасТ)

БАНЬЯН (санскр.) = вата (санскр. vata) = ньягродха (санскр. nyag-rodha = “вниз растущее”), “дерево-лес”; растение семейства фикусов (лат. назв. ficus indica или ficus bengalensis); священное дерево вишнуитов. [Сравн. АШВАТТХА: в некоторых источниках Б. и ашваттха отождествляются (см. цитатн. часть статьи.), а также — ФИКУС РЕЛИГИОЗНЫЙ]

Мировое древо
Илл. 6. Изображение мирового древа на обложке собрания переводов ведических гимнов.*
(Илл. Ю. Коннова к ДаУсл-Ме.)

“Баньян <...>, выпускающий воздушные корни, которые, достигнув земли, из своей надземной части выпускают ветви, одевающиеся листвой и выпускающие новые воздушные корни. Таким образом, одно дерево может занять огромную площадь. Под его густым покровом отшельники любили устраивать свои обители. Легенда повествует, что Будда достиг нирваны под покровом ашваттхи. Легендарные риши Нара и Нараяна устроили себе обитель под кровом такого дерева. Во время событий «Махабхараты» эти риши воплотились как Кришна (Нараяна) и Арджуна (Нара).” (Мбх3а)

“И тут, о властитель земли <так повествователь — достигший бессмертия мудрец-отшельник Маркандея — обращается здесь к Юдхиштхире, старшему из братьев-Пандавов, сыну бога Дхармы. — Сост.>, я замечаю однажды огромный мощный баньян. На широких ветвях этого дерева, о владыка людей — хранитель земли, раскинуто ложе, устланное дивными покрывалами, и в нем, о великий царь-бхарата, покоится дитя с лицом словно полная луна и огромными, как (лепестки) распустившегося лотоса, глазами <здесь и далее мудрец повествует о своей встрече с Шивой-младенцем. — Сост.> ...” (Мбх3)

“Дерево nyagrodha («растущее вниз») в силу специфики своего строения (ветви-корни, уходящие вниз и врастающие в землю) играло важную роль в мифологической символике как эквивалент «мирового древа».” (Мбх3. Комм.)


*  Именно так выглядит изображение Мирового древа и, в частности, янтры ОМ (в центре колеса-чакры) на обложке указанной книги. Вероятно, на какой-то стадии репродуцирования произошло отзеркаливание янтры.

“Наряду с другими видами смоковницы (ашваттхой, удумбарой и плакшей) ньягродха издревле принадлежит к числу самых почитаемых деревьев. Исторически засвидетельствован культ отдельных деревьев ньягродха (другое название: вата), напр., в Гае и в Праяге (соврем. Аллхабад) где священный баньян почитается и поныне.” (Я. Васильков; ИнДжаСи)

БАРОН (от позднелат. baro = “наемный солдат, воин”), в средневековой Европе — феодал, непосредственный вассал короля; // впервые в России титул Б. введен Петром I (см. ПРАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА) для нем. высшего дворянства в Прибалтике, а первым Б. стал некто Шафиров (ист. инф. — Фасм); перед 1917 г. Б. — первая ступень титулованного дворянства (ист. инф. — МЭС). (Сравн. БАРОНЕТ, ГРАФ, МАРКИЗ; см. также ТАБЕЛЬ О РАНГАХ и Прилож. 1, п. 8.)

БАРОНЕТ (происх. см. БАРОН), дворянский титул в Англии.

“Баронетъ, въ Англiи почетный титулъ, занимающiй среднее место между простымъ дворянствомъ (gentry) и титулованнымъ (nobility); обозначается словомъ «сэръ» (Sir).” (МЭС)

БЕГ (индоевр., ст.-слав. бегъ = “бегство”; греч. phobos = “бегство, страх”), спешное передвижение; Б. — одна из основных форм проявлений страха (это, разумеется, не относится к Б. как виду спорта, хотя...).

“Стой, не бежи: укажи рубежи.” (Фолк, Даль)

“Хорошее лежит, а худое бежит.” (Фолк)

“И рождены для наслажденья бегом

лишь сердце человека и коня...” (О. Мандельштам)

БЕЗОБРАЗНОЕ (происх. см. ОБРАЗ), “приличного образа не имеющее”; субъективная категория, характеризующая высшую степень воплощенности чьих-либо представлений об отсутствии гармонии. (Сравн. ПРЕКРАСНОЕ, УРОДСТВО.)

“ — Ну и рожа у тебя, Шаррапов...” (Советск. телесериал “Место встречи изменить нельзя”, реж. С. Говорухин)

БЕЛЫЙ (общеслав. индоевр., родств. санскр. bha = “светить, излучать”), (Шк.) условная энергетическая характеристика сущности: один из трех простых цветотипов личности; всё, в чем нуждается идеальный Б., это энергетика тонких планов бытия: грубое и вещественное его привлекает мало; потому по жизни Б. и чужого без позволения не возьмет, но и своего просто так не отдаст (да и чего ему, собственно, отдавать-то?); “белого” жестче всех карают за нарушение Природных законов, хотя социальные на него практически не распространяются: он ведь, по сути, живет вне социума, ни на что социальное не претендуя и не посягая. (Сравн. СЕРЫЙ, ЧЕРНЫЙ.)

“Белый <в минуты вынужденного социального общения> — это сплошные дифирамбы и комплименты. Но ему, по сути, всегда необходимо не нечто материальное, а просто разрешение.* <...>

Бывалов (персонаж Ильинского в фильме «Волга-Волга») — самый что ни на есть белый.” (ГАрС-К)


*  Всё, как обычно, просто не очень, поскольку применительно к "белому" речь идет, как правило, о приобретении им энергетики одного из тончайших планов Мироздания (а грубые ему и ни к чему...).

БИДЖА-МАНТРА {санскр. /(bija = “семя, зерно; зародыш, зачаток; корень, основа; происхождение, начало”) + [mantra = МАНТРА (см.)]/}, ключевая мантра чакры, соответствующая янтре, иногда изображаемой в центре графического аналога этой чакры (подробнее см. статьи по каждой из чакр).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС, см. ЧАС БИОЛОГИЧЕСКИЙ.

БЛАГОДАРНОСТЬ {ст.-слав. благодарити — калька греч. eucharistea = [eu = “хорошо, хорошее”) + (charisteos = “приятно сделанное, угожденное”)] = “одарять, угождать добром”}, разновидность деяния: форма сознательного перераспределения подвластной благодарящему энергии/энергетики в чью-либо пользу, кроме собственной; // чаще всего под Б. подразумевают стремление/попытку выразить в той или иной форме признательность кому-либо за помощь либо возместить кому-либо с лихвой его энергетические затраты, связанные с оказанием им помощи благодарствующему; // в Школе Гуру Ар Сантэма не рекомендуется часто прибегать к такой распространенной в России формуле Б., как спасибо (предст. собою сращение *съпаси богъ*)**. (Сравн. СОСТРАДАНИЕ.)


*  Ну в самом деле, почему Бог, бог, божество или кто бы то ни было должны вместо Вас расплачиваться оказанную Вам за кем-либо услугу, помощь, поддержку?
**  "Староверы избегают этого выражения, потому что они видят в нем «спаси бай» и усматривают якобы в бай название языческого бога." (Фасм)

“Благодарность — благо дарить.

Относитесь ко всему с отвращением, и мир закроется для вас.

Понаблюдайте за своим телом.

Занимая негативную позицию или испытывая чувство какой-либо утраты, вы, в зависимости от характера своей позиции, подавляете соответствующий ей орган тела.

К примеру, следствием сексуальной неудачи может оказаться импотенция.

Эмоциональные расстройства способны вызвать язву желудка.

Духовные упражнения восстанавливают поток энергии, пронизывающий наше тело, и открывают некоторые из закрытых чакр.

Благодарность (сочетаемая с прощением) — великий исцелитель.

Будучи благодарными всему, мы обнаруживаем дары там, где раньше находили лишь беды и утраты.

Если умерла моя мать, нормальной моей реакцией будут горе и чувство глубокой утраты, словно я отторгнут от любви.

Тем самым подавляются функции моего тела.

Но в пространстве Благодарность, при осознании мною вечности существования любви, моя скорбь недолговечна.

Я признаю величие любви.

Я осознаю, что моя мать перешла на более высокий уровень сознания — туда, где ей хорошо.

Если я потерял работу, то вместо отчаяния и подавленности я испытываю благодарность за предоставившуюся мне возможность совершить следующий шаг в жизни — к достижению новых, неведомых мне рубежей.

Если я заболел, я избегаю негодования по этому поводу.

Я избегаю попыток победить болезнь как некоего личного врага.

Вместо этого я испытываю чувство благодарности за то, что оказался способен осознать это новое состояние как дар, приводящий меня к новым внутренним решениям.

Это повышает уровень моего сознания и ставит меня в более выигрышную позицию на годы вперед.

Болезнь исчезнет, как только произойдет изменение сознания.

Важно оставаться благодарным любви, здоровью, процветанию, жизни и т. д., даже если разум противится этому, не находя ни малейшего повода для благодарности.

Расширяйте пространство благодарности, и вам откроются все пути.

Ощутив обиду на кого-то, ощутите благодарность.

Этот человек помогает вам осознать то, что подлежит изменению в вас самих.

Космос любви — мы.

Нам не нужно искать его.

Мы — это он.” (Уор)

“Если тебя грабят, а у тебя нет возможности противостоять и отстоять, — отдай, но с благодарностью. Можно — отдавая при этом и все свои несчастья и беды на 10 лет вперед (т. е. «спасибо», но забирайте заодно вот это, и это, и это...*).” (ГАрС-К)


*  Одна существенная деталь: вероятно, нельзя (даже и с благодарностью) отдать абстрактно всё. Можно – только нечто конкретное: то-то и то-то.

БОГ (общеслав.; ст.-слав. богъ = “дающий, наделяющий”; ср. санскр. bhaga = “счастье, благо; красота, любовь”), 1) Всетворящий (см. ТВОРЕНИЕ); 2) “Всех начальников начальник”: высшее начало; во всех религиозных, как монотеистических, так и политеистических (т. е. языческих), мировоззрениях Б. — вершина иерархии Мироздания, высший и абсолютный авторитет, повелевающий всеми и требующий поклонения; 3) с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма Б. — определенный статус, т. е. уровень эволюционного развития сущности, соответствующий с 15-й по 24-ю ступеням развития на Земле (см. также СВОБОДНЫЙ БОГ). (См. также АБСОЛЮТ, АНГЕЛ, АНГЕЛЫ, ДЕМОН, ТРИМУРТИ. Сравн. АТМАН, БРАХМАН.)

“Выбирая Бога, мы выбираем судьбу.” (Вергилий)

“Творец неба и земли, — в книгах церковных, когда пишется под титлом* Бгъ, означает истинного Бога, Творца всяческих; а просто Aiau придается и сотворенным <...>. Собственно определение Творца всяческих <...>: Бог есть существо вечное, независимое, всесовершенное, свободно действующее, самовластно господствующее, всевысочайшее, препростое, духовное, неизменное, единое, всеведающее, всемогущее, премудрое, всеблагое, пресвятое, самодостаточное, бесконечное, непостижимое, преблаженное, вина <здесь = «причина». — Сост.> всех вещей и т.п.” (ПЦС)


*  Титлом называется надстрочный знак (~), употреблявшийся в древней и средневековой письменности для обозначения сокращенного написания слова.

“Он <Бог, Брахман> стал знанием и неведением,

Он стал истиной и ложью...

Он стал всем, что бы то ни было.” (ТайтУ II, 6; цит. по Сатпр)

“Что такое Бог, люди определяют в соответствии со своим невежеством. Ведь для того, чтобы сказать, чем Бог отличается от прочих вещей, за отсутствием положительных понятий по необходимости прибегают к отрицательным. Бога называют бесконечной сущностью, то есть такой, пределы которой неизвестны. Утверждают, что он творец неба и земли, но не говорят, кто же сотворил его самого, потому что этого никто не знает и не понимает.

Другие считают, что он сам себе начало и происходит только сам от себя; этим они снова говорят нечто такое, чего не понимают. Мы не понимаем начала Бога, говорят они, значит, Бог не имеет его (но почему бы не сказать: мы не понимаем Бога, значит, его нет). И это первое основание невежества.» (Анонимный памфлет XVI в. «О трех обманщиках: Моисее, Иисусе и Магомете”; цит. по АвдВ)

“Боги, через культы которых освящалась повседневная жизнь человека, не обладали святостью сами по себе. Согласно индуистской теологии и мифологии, все они — человеческие существа в масштабах героев, со всеми человеческими недостатками в божественных размерах и силой, но никак не благодатью. Лишь тогда, когда они выступают в связи с человеком, через культ, освящающий повседневную жизнь, они приобретают сакральность, так сказать, божественность в строгом смысле слова.” (Н. Чаудхури)

“Раньше сверху ехал Бог, снизу прыгал мелкий бес,

а теперь мы все равны, все мы анонимы.

Через дырку в небесах въехал белый «мерседес»,

всем раздал по три рубля и проехал мимо.” (БГ’СЛ)

“На протяжении четырех лет группа ведущих швейцарских психиатров занималась, мягко говоря, курьезными исследованиями. Ученые мужи задались целью определить основные черты характера Бога, его пристрастия. <...> Психоэмоциональный портрет Всевышнего ученые создавали на базе изучения Библии: его действий, бесед с пророками и другими персонажами Священного писания.

Итак, каков он, Господь, вершащий наши судьбы, с точки зрения современной науки?

1. Бог предельно разумен и интеллигентен. Он знает аюсолютно всё — даже мысли и чувства своей паствы.

2. Всевышний устанавливает во всем свои собственные правила. Он не подвержен воздействию никаких внешних факторов или сил, когда принимает решения или вводит законы, кроме собственного мнения.

3. Господь — существо, любящее формальности и церемонии. Он ценит людей, которые ему регулярно поклоняются, поют в хоре, жертвуют чем-нибудь во время Великого поста и т. п.

4. Бог ревнив. Он не терпит поклонения другим кумирам и даже более невинных увлечений, отвлекающих внимание людей от него, как, например, страсть к деньгам и сексу. В жизни человека он хочет быть на первом месте.

5. Всевышний склонен к половой дискриминации. Он почти всегда полагается на мужчин, а не на женщин, когда возникает необходимость выполнить его повеления. Тем не менее в отношении женщин и детей Господь обычно занимает покровительственную позицию.

6. Бог высоко ценит любовь. Братскую любовь — вот что прежде всего хотел бы он видеть в сердцах людей. Он вознаграждает людей за нее.

7. У Всевышнего сильно развито чувство прекрасного. Он любит создавать красивые вещи, что и объясняет его пристрастие к ландшафтам, растениям, деревьям, животным, звездам и т. п. Он — величайший художник Вселенной.

8. Бог расцветает, когда его восхваляют, наслаждается поклонением и преданностью миллионов рабов своих. Ему нравится чувствовать себя любимым.

9. Господь очень энергичен и деятелен. Он получает удовольствие, одновременно предпринимая тысячи различных акций в разных уголках мира, наблюдая за миллионами людей и событий.

И последнее: когда Бог ничем не занят, он испытывает скуку...” (ГПМ)

“Всякая собака перенимает повадки своего хозяина, точно так же поступает и человек по отношению к своему Богу, и потому нет ничего хуже экзальтированного, болезненного бога. Он должен быть силен, здоров, вынослив и даже немного грубоват. Что из того? Ведь он Бог. Не благословлять Вас перед плахой должен Бог, а силой, за волосы вытаскивать с нее, иначе он просто не отвечает своему функциональному назначению.” (АвдВ)

“Йога признаёт существование Единого Бога, а также разных других сущностей — богов, асуров, нагов и проч. <...>

Человек — сам высокое божество. Практически ни одно божество, кроме самых высокоэнергетичных (таких, как Шива или Вишну), не может, когда захочет, собрать вокруг себя других богов, а человек, если он, конечно, грамотный, — может. <...> Да и любому богу, чтобы повысить свой статус, необходимо родиться в образе человека и в физическом теле наработать что-либо, позволяющее поднять статус.” (ГАрС)

“Чем больше Богов — тем лучше. Этой простой истины свято придерживались античные люди, когда еще были крепки своими патриархальными устоями. Чем больше Богов, тем больше, а главное разнообразнее их сила ввиду вечно существующей конкуренции за вашу бессмертную душу. Не бойтесь, если Вас обступят с разных сторон черти, ибо чем больше их число, тем легче противостоять и им. Всегда можно пересорить их друг с другом и выйти сухим из воды, абсолютно сухим, так что даже станет жаль этих нерадивых рогатых тварей.

Не верьте в Единого Бога, и Единый Дьявол уберется сам собой, ибо ему нечего будет делать. Продавайте свою душу сколько угодно — ее никто не возьмет, ибо, свободная, она никому, кроме Вас*, не нужна.” (АвдВ)


*  Скрытое внутреннее противоречие этой, во многом справедливой, хотя столь же и рискованной (так, в частности, чертей между собой ссорить тоже уметь надо...), сентенции состоит в том, что вы перестаете быть хозяин проданного сразу же, как только получили плату. Оттого не спешите объвлять торги: душа — не портки.

“Если Единый Бог на протяжении всех священных писаний постоянно ревнует меня к другим Богам, то из этого как минимум следует его невсесильность, неабсолютность, а в конечном счете и неединственность.” (АвдВ)

“Бог — это состояние сознания. Каждый потенциально может стать Богом.” (Шри Раджнеш)


“АНКЕТА

<...>

6. Если бы на свете был бог,

Который существовал бы

Лишь ночью,

Что в этом случае вы предпочли бы:

Спать по ночам, в мире, где бог?

Или спать только днем, когда бога нет?

Тот же вопрос

Относительно пробужденья.”

(Гильвик Э., перев. с франц. М. Ваксмахера)

“Очень возможно, что вы убьете бога тяжестью того, что вы скажете; но не думайте, что вы сделаете из того, что вы говорите, человека, который будет жить дольше, чем он.” (М. Фуко “Археология знания”)

“И в конце я его <духовника своего> спросил:

— Ну так, батюшка, все-таки: бог — есть или нет?

Он долго молчал, глаза вот так вот опускал и, наконец, сурово поднял взгляд и сказал:

— Не твое это дело!” (ВеснЕ)

БОГОСЛОВИЕ {происх. см. БОГ, СЛОВО // в целом же Б. — калька греч. [theologia = (theos = “Бог”) + (logos = “слово”)]}, (в правосл. христ.) толкуется двояко: а) “слово Бога о Самом Себе; <...> Слово Бога о Себе и сотворенном Им мире содержит Божественное Откровение”; б) “Учение о Боге Церкви или какого-то богослова; т. о. Б. есть осмысление Божественного Откровения»; «в древней Церкви областью Б. считался вопрос о Св. Троице. <...> Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. <относились> к области икономии (греч. oikonomia — букв. «управление домом, домостроительство», т. е. деятельность Бога в творении, промысле и спасении мира). Лишь позднее было принято понимать под Б. всё вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком <...>. Ныне Б. — это целая совокупность наук, среди которых различают догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское” (ДБ).

БОДХИ (санскр. bodhi) = АШВАТТХА (см.), священное дерево познания, под которым будда Шакьямуни обрел просветление.

БОЖЕСТВО (происх. см. БОГ), астральная локально-влиятельная сущность, имеющая статус бога, но не возникшая эволюционно, а порожденная искусственно, т. е. сотворенная людьми. (Сравн. ЭГРЕГОР.)

Крылатое божество.
Илл. 7. Крылатое божество.
Рельеф из дворца Ашшурнасирапала II
в Кальху (совр. Нимруд.). I в. до н. э.
(Ист. инф. — БМ.)

БОЛЕЗНЬ (от ст.-слав. болъ = “больной”; родств. др.-исл. bol = “вред, пагуба, несчастье”), дисгармоничное состояние органа или организма, свидетельствуюшее о нарушении воплощенной сущностью какого-либо природного закона (или законов), от которого эта сущность “не прикрыта”; иногда Б. является определенным физическим/психическим условием, необходимым этой сущности для ее продвижения (напр. — для отработки терпения), а иногда — “торможения”; // для исцеления (полного выздоровления) иногда бывает необходимо не только “снять” причину Б., но и прибегнуть к помощи определенных энергетических либо медикаментозных средств. (См. также ЗДОРОВЬЕ. Особо см. ТВОРЕНИЕ.)

“Все болезни, которыми мы болеем, приходят к нам из-за того, что мы нарушаем определенные объективные природные законы, и таким образом природа дает понять человеку, что он не прав. И подлинное исцеление возможно только тогда, когда убрана причина болезни и человек больше не нарушает тот или иной природный закон.” (ГАрС)

“Чаадаев: «Первое наше право должно быть не избегать беды, а не заслуживать ее».” (Ероф)

“Нет таких болезней, от которых не было бы плохих лекарств.” (Врем)

Реклама