АЗИАТИДА (от греч. Asia = “Азия (название соответствующего географического района)”, (Шк.) нынешняя, пятая по счету (после Арктиды, Атлантиды, Пацифиды и Хиттиды) цивилизация на Земле; // предположительно, нравы и законы А. описаны А. С. Пушкиным в “Сказке о попе и о работнике его Балде”.

АЗИАТИЙЦЫ (происх. см. АЗИАТИДА), “белые в сером” (см. СЛОЖНЫЕ ЦВЕТОТИПЫ); (Шк.) представители пятой земной расы: обитатели Азиатиды.

АКАША (санскр. akaca = “пространство; эфир”), в др.-инд. философии — пятая стихия.

“АКAША — эфир как одна из пяти материальных первостихий (бхута) всегда строго отличен от пространства, т. е. места и ориентации. В вайшешике и ньяе* А. — субстанция, носитель качества звука, она едина, безгранична и вечна. В санкхье различаются «причиняющая» и «причиненная» А. «Причиняющая» А. есть праматерия, в которой бесструктурный тамас преобладает над саттвой, она всепроникающа и не может пониматься как чистое отсутствие препятствий. От взаимодействия этой А. с раджасом порождается потенциальность звука (или А.), которая, соединяясь с «началом первостихий», превращается в атомы А., т. е. в «причиненную» А. Эти атомы пребывают в «причиняющей» А. и служат материалом дальнейшего усложнения материи. Размеры их конечны. Сходно понимается А. в веданте, однако место праматерии занимает там майя. Представления об А. развились из осмысления природы членораздельного звука и его онтологической сути.” (А. Парибок, ИнДжаСи)


*  Вайшешика, ньяя и (см. ниже) веданта — древние индийские религиозно-философские школы.

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia), часть оккультизма: Учение о преобразовании (трансмутации) вещества и духа. (См. также ГЕРМЕС.)

“Конечная цель А. — превращение самого алхимика, а манипуляции — это только медленное продвижение к «освобождению духа». <...> Сперва, в течение нескольких лет, алхимик расшифровывал старинные тексты, где «читатель должен сам ухватиться за нить Ариадны, вступив в лабиринт, где всё сознательно и систематически приготовлено к тому, чтобы профан неизбежно попал в тупик». Но терпение, скромность и вера приведут к известному уровню понимания этих текстов. На этом уровне понимания начинающий сможет постепенно приобретать свой алхимический опыт. <...>

Он начинает с того, что готовит в агатовой ступке тонкую смесь из трех составных частей. Первая, ее 95%, это энергия — мышьяковистый пирит, например, железистый минерал, содержащий в числе примесей мышьяк и сурьму. Вторая часть — металл: железо, свинец, серебро или ртуть. Третья — кислота органического происхождения: виннокаменная или лимонная. Он растирает вручную и смешивает эти составные части в течение пяти или шести месяцев. Затем нагревает эту смесь в тигле, постепенно увеличивает температуру и заставляет операцию длиться около десяти дней. Он должен принимать меры предосторожности, поскольку выделяются ядовитые газы — ртутные пары и, в особенности, мышьяковистый водород, убившие немало алхимиков в самом начале работы.

Наконец, он растворяет содержимое тигля в кислоте, отыскивая такую, в которой можно было бы его растворить. При этом алхимики прошлых времен открыли уксусную, азотную и серную кислоты. Процесс растворения должен осуществляться либо в поляризованном свете, либо в слабом солнечном, отраженном зеркалом.

Затем он выпаривает жидкость и вновь процеживает твердый остаток, повторяя эту операцию тысячи раз в течение многих лет. <...> Быть может — в ожидании момента, когда соединятся наилучшие условия: космические лучи, земной магнетизм и т. п. Быть может, затем, чтобы добиться «усталости» вещества в его глубинном строении, еще неизвестном нам. Алхимик же говорит о «священном терпении», о медленной конденсации «всемирного духа». <...> Он повторяет свою манипуляцию, ничего не изменяя, до тех пор, пока не произойдет нечто необыкновенное. В глубине души он верит в естественный закон, тождественный «Принципу Исключения» или «Принципу Паули» <...>: для алхимика нет двух одинаковых опытов, как нет двух подобных душ, двух подобных сущностей, двух подобных растений. (Паули сказал бы: «Двух подобных электронов».) Если один и тот же опыт повторяют тысячи раз, в конце концов произойдет нечто необычайное. <...> Эти явления не могут быть получены по желанию. Нужно ждать. Это исключительное событие земного или космического происхождения — его-то, похоже, и поджидает алхимик, чтобы оно оказало свое влияние на тигель. Быть может, он в состоянии сократить свое ожидание, используя более активные средства, чем огонь, — например, нагревая свой тигель с использованием метода ЛЕВИТАЦИИ (метод заключается в том, чтобы держать смесь, подлежащую плавлению, в пустоте, безо всякого контакта с материальными стенками посредством магнитного поля или добавляя в смесь радиоактивные изотопы. <...>

<...> Через много лет повторений одного этапа опыта наш алхимик сочтет, наконец, что первая фаза завершена. Тогда он добавит к своей смеси окислитель: например, нитрат калия. В его тигле есть сера, полученная из пирита, и уголь из органической кислоты. Сера, уголь и нитрат — азотнокислая соль: по ходу этой манипуляции древние алхимики открыли порох.

Он вновь начинает растворять, потом прокаливать, беспрерывно, годами и месяцами, в ожидании знака. Относительно природы этого «знака» бытуют различные мнения, но, может быть, это потому, что существует несколько различных явлений. Этот знак возникает в момент «растворения». У некоторых алхимиков речь идет об образовании кристаллов звездообразной формы на поверхности ванны. У других — о появлении на поверхности ванны окисла, который затем разрывается, обнаруживая сверкающий металл, в котором кажутся отраженными в уменьшенном масштабе то Млечный Путь, то созвездие. <...>

Получив знак, алхимик извлекает свою смесь из тигля и «дает ей созреть» под действием воздуха и влажности до первого дня следующей весны. Когда он возобновит операции, конечной их целью будет то, что в старинных книгах называют «ПОДГОТОВКОЙ СУМЕРЕК». Недавние изыскания по истории химии показали, что немецкий монах Бертольд Шварц, которому обычно на Западе приписывают изобретение пороха, на самом деле никогда не существовал. Он — символическая фигура этого «приготовления сумерек» <нем. schwarz = «черный, темный»>.

Смесь помещают в прозрачный сосуд из горного хрусталя, закрытый специальным образом. Этот способ, о проведении которого указаний в литературе не много, называют «ЗАКУПОРИВАНИЕМ ГЕРМЕСА», или ГЕРМЕТИЧЕСКИМ. Теперь работа состоит в том, чтобы нагревать сосуд, дозируя температуру с бесконечной точностью. Смесь в закупоренном сосуде всё еще содержит серу, уголь и нитрит. Речь идет о том, чтобы довести эту смесь до известной степени белого каления, избегнув взрыва. Очень многие алхимики при этом были тяжело обожжены или погибли. Взрывы, происходящие таким образом, обладают особенной силой, и при этом возникает температуры, которых логически невозможно ожидать.

Преследуемая цель — получение в сосуде «эссенции», «флюида», который алхимики порой называют «КРЫЛОМ ВОРОНА». <...> Данная реакция не имеет аналогов в современной физике или химии. Но некоторое сходство всё же есть. Когда в сжиженном аммиаке растворяют такой металл, как медь, то получают жидкость интенсивной темно-синей окраски, отливающей черным. То же происходит, если в сжиженном аммиаке растворяют водород или органические амины, так, чтобы получить неустойчивое соединение формулы Н4, обладающее всеми свойствами щелочного металла и потому называемое «аммонием». Можно полагать, что эта синтетическая окраска заставляет вспомнить о «крыле ворона» флюида алхимиков, — та же самая, что и у электронного газа. Что такое «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГАЗ»? Для современных ученых — это свободные электроны, образующие металл и обеспечивающие его механические, электрические и термические свойства. В сегодняшней терминологии он соответствует тому, что алхимик называет «душой» или «эссенцией» металла. Это — та «душа» или «эссенция», которая выделяется в герметически закрытом сосуде и терпеливо подогревается алхимиком.

Он нагревает, охлаждает, снова нагревает — месяцами, годами, наблюдая сквозь горный хрусталь за образованием того, что называется «АЛХИМИЧЕСКИМ ЯЙЦОМ» — за смесью, превращающейся в темно-синий флюид. В конце концов он вскрывает свой сосуд в темноте, при единственном виде освещения — жидкость флюоресцирует сама по себе. При контакте с воздухом эта жидкость твердеет и разлагается.

Таким путем он получит совершенно новые вещества, неизвестные в природе и обладающие всеми свойствами химически чистых элементов, т. е. неделимых средствами химии. <...>

<...> Итак, алхимик открыл сосуд из горного хрусталя и получил посредством охлаждения флюоресцирующей жидкости при контакте с воздухом один или несколько элементов. Остаются шлаки. Эти шлаки он будет промывать месяцами в трижды дистиллированной воде, потом сохранит эту воду, оберегая ее от света и изменений температуры.

Эта вода будет обладать особыми химическими и лечебными свойствами. Это универсальный растворитель и традиционный ЭЛИКСИР ДОЛГОЛЕТИЯ, «ЭЛИКСИР ФАУСТА». <...>

Отныне алхимик владеет некоторым количеством простых тел, в природе неизвестных, и несколькими флаконами алхимической воды, способной существенно продлить его жизнь омоложением тканей.

Теперь он попытается перекомбинировать простые элементы, полученные им. Он смешивает их в ступке и плавит при низких температурах в присутствии катализаторов, относительно которых тексты дают весьма неясные сведения. Эта работа займет у него много лет.

В результате он получает вещества, абсолютно похожие на известные металлы, и, в частности, на те металлы, которые хорошо проводят тепло и электричество. Это будет алхимическая медь, алхимическое серебро, алхимическое золото. <...>

<...> Алхимическая медь, подобная, по видимому, известной меди, и, тем не менее, очень отличная от нее, имела бы бесконечно слабое электрическое сопротивление, сравнимое с сопротивлением сверхпроводников, которые физика получает при температурах, близких к абсолютному нулю. Такая медь, если бы она могла быть использована, совершила бы переворот в электрохимии.

Другие вещества, рожденные великими алхимическими манипуляциями, обладали бы еще более удивительными свойствами. Одно из них было бы растворимо в стекле при низкой температуре и ранее момента плавления стекла. Соприкасаясь со слегка размягченным стеклом, это вещество растворялось бы внутри его, придавая ему рубиново-красную окраску со светло-лиловым свечением в темноте. Растолченное в агатовой ступке, это модифицированное стекло дает порошок, который алхимические тексты называют «ПОРОШКОМ ПРЕДНАЧЕРТАНИЯ» или «ФИЛОСОФСКИМ КАМНЕМ». «Таким образом, — пишет Бернар, граф Тревизанский, в своем философском трактате, — я создал этот драгоценный Камень, превосходящий все остальные драгоценные камни, каковой есть бесконечное сокровище во славу Господа, который живет и царит во веки веков.»

Известны чудесные легенды, связанные с этим камнем или «порошком предначертания», способным обеспечить превращение металлов в весомых количествах. Он мог бы превратить, в частности, некоторые грубые металлы в золото, серебро, платину, но здесь речь идет лишь об одном аспекте его возможностей. Он — некий род резервуара атомной энергии, дремлющей, но управляемой по желанию.

<...> Вот «ВЕЛИКОЕ ДЕЛО» совершилось. В самом алхимике произошло преобразование, о котором упоминают эти тексты, но суть которого мы понять не способны. <...> Постепенно или в мгновенном озарении алхимик, как говорит традиция, открывает смысл своего длительного труда. Ему открыты тайны энергии и материи, и в то же время ему становятся видны бесконечные перспективы Жизни. Он располагает ключом к механизму Вселенной. Он сам устанавливает новые отношения между своим собственным, теперь высоко вознесенным, и всемирным духом, в вечном процессе сосредоточения. <...>

Манипуляции с огнем и некоторыми веществами позволяют, следовательно, не только превращать элементы, но еще и преобразовывать самого экспериментатора. Под влиянием великих сил, выделяемых тиглем (т. е. излучениями атомов в состоянии структурных изменений) экспериментатор переходит в другое состояние. В нем происходят изменения. Существование таких «измененных» — одна из основ традиции «Розы и Креста» <общества розенкрейцеров>. Алхимик переходит в другие условия существования. Он оказывается вознесенным на другой уровень сознания. Он один видит себя бодрствующим, а все остальные люди кажутся ему еще спящими. Он вырывается из среды ординарно-человеческого.

«ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ», таким образом, представляет собой первую ступень, которая может помочь человеку подняться к Абсолютному. Далее начинается тайна. До сих пор не было ни тайны, ни эзотеризма, никаких теней, кроме тех, что отбрасывают наши желания и наша гордость. Как гораздо легче удовлетвориться идеями и словами, нежели что-то сделать своими руками, своей болью, своей усталостью, в молчании и одиночестве — так же гораздо удобней искать прибежище в так называемой «чистой мысли», чем бороться врукопашную против тяжести и мрака материи. Алхимия не позволяет своим последователям совершать бегство подобного рода. Она оставляет их лицом к лицу с великой загадкой. Она заверяет нас только в том, что если мы будем бороться до конца, чтобы избавиться от неведения, то истина сама будет бороться за нас и в конце концов победит всё.” (УтМа)

АЛЧНОСТЬ [от ст.-слав. aлъчьнъ (также — лачьнъ) = “голодный”; сущ. *olcь/алчь — от глаг. *olkati = “хотеть есть, голодать”; сравн. лакомый], “мо-о-ё!”, ненасытность; одна из форм страстного отношения к миру, основанная на предельной жадности; А. есть западение на обладании. (Сравн. ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ, ЭГОИЗМ, а также — ГОЛОДАНИЕ.)

“Ни жажда хлеба не проситъ, ни алчба воды.” (Фолк; Даль)

“Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства.” (Ф. Энгельс “Происхождение семьи, частной собственности и государства”)

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter = “другой”), 1) бескорыстная забота о благе другого; термин введен французским философом-позитивистом О. Контом (1798–1857) как противоположный по смыслу эгоизму;

“Казалось бы, материнство предполагает альтруизм, однако в нашей жизни материнство далеко не альтруистично. Редкая мать не предъявляет счета своему ребенку <...>: «Я для тебя сделала всё, а ты...», редкая мать не пытается подавить развитие своего ребенка и направить его туда, куда хочется ей, а не куда хочет ребенок, не в естественное русло, которое выбрал ребенок, а в удобное ей самой. Самость заставляет рассматривать окружающих людей, природу и весь мир как собственность. Так уж воспитаны.” (ГАрС)

2) “радость в одиночку — меньше половины радости”; (Шк.) один из уровней отражения; ключевое качество альтруиста — невыделение себя из Мира: отношение к другим — как к себе в сочетании со щедростью во всём, необходимым условием чего является энергетическая избыточность (т. е. доступ к неисчерпаемым источникам энергии/энергетики), в противном случае А. способен привести к быстрому истощению организма и личности индивидуума, поскольку нельзя дать больше, чем имеешь; негативные аспекты А. — пренебрежение собою и потребностями своего тела/организма, а также неспособность порою выделить главное для приложения А.; на определенном уровне А. оказывается тождественным безусловной любви.

“Обычно <альтруист> это мягкий, спокойный человек, постоянно лучащийся. Поскольку у него работает <т. е. открыта> сердечная чакра <анахата>, ее свечение выходит в ауру человека и она наполненена лучистым теплом, особенно проявляющимся через глаза. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Постоянная потребность чем-то делиться может быть выражена, к примеру, в том, что для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-нибудь помочь или выполнить чью-то просьбу, он испытывает легкое блаженство, чувство глубокого удовлетворения, радости. Альтруист способен сильно радоваться, когда у кого-то что-то хорошо получается, удачно складывается. Он способен жить чужими радостями и сопереживать чужим трудностям. <...>

Альтруист просто дает, в этом вся суть. <...> Никакого завтра в альтруизме нет. Здесь нет ожидания, что вернется энергия отдачи от тех, в кого «вложили». Альтруист не считает, <в кого, когда и> сколько он вложил, потому что у него есть любовь, а через нее он уже соединен с Вечностью.” (Читт1)

“Альтруисту еду, одежду и все прочие житейские блага заменяет сознание своего превосходства в качестве подданного великой империи, или посвященного <...> — не важно.* Важно хотя бы кого-то унасекомить. Удовлетворив эту свою единственную потребность, альтруист на некоторое время становится щедр и, я бы даже сказал, любезен.” (КузГ)


*  Конкретно в цитируемом материале вполне пристрастная речь автора идет о представителях компьютерного "племени" планеты.

АМАЗОНКИ {от греч. amasones = [(a = “без”) + (masos = “грудь”)] = “безгрудые”}, “в греч. мифологии — женщины-воительницы, происходящие от Ареса и гармонии, из Малой Азии или из предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). В определенное время года вступают в браки с чужеземцами ради продолжения рода, отдавая им на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены луком, боевым топором, легким щитом, сами изготавливают шлемы и одежду. Их имя якобы происходит от обычая выжигать у девочек одну грудь для удобства стрельбы из лука. Поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. <...> Геракл осадил город А. Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты; Тесей взял в жены Антиопу <мать Ипполиты>, после чего А. осадили Афины <...>; А. приписывали основание г. Эфеса и постройку там храма Артемиды Эфесской” (МНМ); “в Троянской войне А. выступали на стороне троянцев” (СлАн); по преданию, Александр Македонский отказался воевать с А., заявив: “Выиграю — славы не прибавит. Проиграю — сраму не оберешься”.

“Амазонки <речь идет о племени «лесных женщин» в Ириан Джайю (Папуа — Новая Гвинея), 1996> более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и от таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богатство и ценность*, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. <...>


*  А что, где-то есть другие места? :)

Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. <...> С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными <...>. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.

Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.

Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли уходить все выше по реке и глубже в лес. Известны истории из тех мест, откуда теперь ушли племена амазонок. Захваченная женщина рожала ребенка для своего нового мужа и затем воспитывала его в ненависти к отцу, принуждая убить его, когда вырастет. Был случай, когда выросшая девочка в 12 лет убила своего отца и затем ушла в джунгли, забрав как пропуск ожерелье матери. Специальное ожерелье, которое носят только лесные женщины.

Но совсем спрятаться и не показываться никому в мире они не могут. Им нужны мужчины для продолжения рода. Поэтому раз в году, когда цветет пальма саго, часть племени отправляется в долгий поход к ближайшим племенам, где живут мужчины. Они незаметно подходят к деревне, используя все свои лесные навыки, и несколько дней присматриваются из-за кустов. Затем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том. что «мы здесь».

В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием <луки, копья>, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ним. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.

Плод любви — девочек — оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям, оставляя на специальных помостах в лесу.” (КругЛ)

“Сейчас очень много женщин-амазонок. Это «бесхозные» женщины, те, у кого нет пары. Они агрессивны, кроме себя никого не любят. Им надо помочь перестроиться, ведь мы живем на Земле, в той вселенной, где основная стихия — Любовь. <...>

Но если женщина и имеет мужа, но никого не любит — она такая же «бесхозная», «амазонка», связи с Космосом у нее нет и она обворовывает других, поскольку связь с Космосом всегда идет только через мужчину.” (ГАрС)

АМУЛЕТ (из лат. amuletum от арабск. корня) = АПОТРОПЕЙ = ОБЕРЕГ = ТАЛИСМАН: особая повязка, материальный объект, запечатленный текст или изображение (либо — их определенное сочетание), на которые обладатель возлагает надежды по защите себя от посторонних неблагоприятных деяний/воздействий/влияний; А. — предметно-материальное воплощение защитника; // в указанном выше смысле иногда А. действительно помогает (хотя не всем и не всегда), но уж наверняка не способен защитить от проблем, исходящих изнутри (см. ВИНА, КАРМА). (См. также КАЛЯКВА.)

“Амулет — предмет, носимый как оберег {charm}. Чаще всего амулет — это камень, или кусочек металла, с выгравированными на нем надписью или изображением. Обычно подвешивавшийся на шею, носился как защита от болезни или колдовства. Амулеты носили уже древние египтяне, иногда в форме бус. У греков подобные защитные предметы назывались phylakterion. Амулеты древних евреев, полоски пергамента с написанными на них отрывками из Закона Моисеева носились, очевидно, как знак благочестивого фарисея, но почитались и как защита от злых духов и прочих напастей. Традиция ношения амулетов была унаследована христианской церковью, а обычной надписью на них было слово ichtys (греч. «рыба»), как содержащее начальные буквы греческих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. В гностических сектах чаще всего использовались мистические камни, геммы с выгравированными на них греческим словом abraxas. Амулеты получили настолько широкое распространение среди христиан, что в IV в. духовенству было запрещено изготавливать амулеты и торговать ими под страхом лишения духовного сана; в 721 ношение амулетов было торжественно осуждено церковью. С распространением арабской астрономии становятся всё более популярными астрологические амулеты или талисманы. На Ближнем и Среднем Востоке ношение амулетов принято почти повсеместно.” (Mic-Enc)

АНАХАТА-ЧАКРА [с санскр. — “невозгорающаяся (мирскими страстями)”] “двенадцатилепестковый лотос”, “сердечный центр, центр любви”; одна из семи чакр физического тела (четвертая при счете снизу вверх); условно А-ч. располагается: по горизонтали — в центре грудины (на уровне сердца), по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; А-ч. соответствуют: стихия — воздух, мантра — ЙАМ [в других традициях — ЙАНГ (лайя-йога), или — А (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог yam (см. Илл. 3), иногда изображаемый в центре А-ч.; // по Шк. информации графический аналог А-ч. (см. Илл. 4) представляет собою изображение яркокрасного двенадцатилепесткового лотоса, в который вписан круг темно-красного (кирпичного) цвета, содержащий в себе два вписанных матовых равнобедренных треугольника: один обращенный вершиной вниз (символизирующий женское начало), второй — вершиной вверх (начало мужское), с упомянутой выше янтрой в центре общего для них пространства; также в центре А-ч. присутствует еще один треугольник йони, в который вписаны лунные чакральные символы; на лепестках А-ч. изображаются янтры: kam, kham, gam, gham, nam, cam, cham, jam, jham, nam, tam, tham*, сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “похоть, мошенничество, нерешительность, неуверенность, надежда, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, беспокойство, пристрастность, задиристость” (ПетНик), подлежащие отработке для обретения соответствующих им сиддх; как обычно, в каждом из трегольников йони в А-ч. присутствует символ лингама; в нижней части внутреннего обода круга А-ч. изображают антилопу/лань (самца). (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*  Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.

“Чакра анахата символизирует жизненный центр, отвечающий за вкусовые ощущения, контроль дыхания, двигательные функции. <...>

Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в который помещена шестиугольная звезда сизо-синего цвета. Круг окружен 12-ю лепестками кирпично-красного цвета.” (ПетНик)

“Четвертая чакра — сердечная: центр любви.

Страдание, переживаемое здесь, обычно связано с ощущением отъединенности от любви.

Сердечная чакра, как и чакра солнечного сплетения <манипура>, относится к высшим эмоциональным центрам, однако, в отличие от чакры солнечного сплетения, сердечная служит еще и центром личности.

Янтра yam
Илл. 3. Янтра yam.
 
Анахата-чакра
Илл. 4. Анахата-чакра.

Мы используем сердечную энергия для преображения, когда, разгневанные кем-то, направляем, возвышая, свой гнев через солнечное сплетение к сердцу.

Тем самым гнев преобразуется в сострадание.

Так как сердечная чакра расположена в середине, ее энергия распределяется по двум направлениям: вверх и вниз.

Вот почему важно, чтобы сердце было открыто, иначе человек будет постоянно в напряжении и не сможет проявить себя.

Испытываемое нами чувство отъединенности иногда может представлять угрозу для жизни, как, скажем, то ощущение душевной раны, которое мы испытываем в случае смерти кого-либо из близких*.


*  Ср. ЖАЛОСТЬ.

В этих случаях необходимо сосредоточиться на очищении сердечной чакры и возвращении ее к открытому — естественному для нее — состоянию.

Сердечная чакра связана с такими органами, как сердце, грудь, легкие и т. д.” (Уор)

“В центре <анахата-чакры> располагается золотой треугольник, «горящий как десять миллионов вспышек света», содержащий внутри Бана-линга. Над шестиугольником располагается божество Иша, сияющее белым или кирпично-красным цветом, с тремя глазами, двумя руками, делающее мудры, дарующее благо и разгоняющее страх. Божество представляет целую мировую систему, в которой последовательно открывается многообразие феноменальных реальностей пространства и времени. Его энергия называется Какини Шакти, сияющая желтым цветом, с одним лицом, тремя глазами, четыре ее руки держат петлю и череп и делают жесты, дарующие благо и разгоняющие страх. Чакра связана с элементом воздуха и принципом осязания. Животное — черная антилопа или газель, символизирующая легкость физической субстанции, проводник Вайю, ведического бога ветра. Ее жизненное дыхание — прана.” (МукЭ)

“Лотос Анахата красный как цветок Бандхука и называется так потому, что находится в том месте, где Муни или Мудрецы слышат этот звук, который исходит без ударения двух вещей друг о друга, это звук Шабда-Брахмана, который здесь является пульсом жизни. Здесь живет Пуруша (Дживатма). Этот лотос надо различать и от лотоса сердца — с восемью лепестками, который находится ниже его, в ментальном почитании, где Бог-покровитель — предмет сосредоточения. Здесь находится Триада, которая дарит все желания, и сверкающий драгоценностями алтарь ниже ее. Вишвасара Тантра цитирует в Пранатошини: «Шабда Браман понимается как Дэва Садашива». «Этот шабда считается находящимся в Анахата-чакре. Анахата — великий центр в сердце всех существ. Там находится Омкара, ассоциированный с тремя гунами.» <...> Это лотос двенадцати лепестков с ярко красными буквами <...>. Это центр таттвы воздуха. Область воздуха — шестиугольник, образованный двумя треугольниками, один из которых перевернут. Его цвет как дым, потому что он окружен массами пара. Его биджа Yam сидит на белой антилопе, которая обозначает текучесть и служит ваханой <ездовым животным. — Сост.> воздуха с его способностью движения. Здесь находится Иша — Высший Господь первых трех чакр. Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара, и Шакти в форме опрокинутого треугольника — Трикона, в котором находится золотой Банга-лингам, «радостный от прилива желания», и Хатма как Дживатма, подобный «ровному пламени лампы в безветренном месте». Атма описывается так потому, что подобно пламени, не тревожимому ветром, Атма в себе самом искренний, не тревожимый движениями мира.” (Авал)

“83. В сердце находится четвертая чакра, Анахата. Она имеет 12 лепестков, обозначенных буквами: КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НА, <ТА,> ТХА. Ее цвет — темно-кроваво-красный. Она имеет семя вайю и является приятным местом.

84. В этом лотосе находится пламя, называемое бана-линга*. Медитируя на него, получают объекты видимого и невидимого мира.

85. Его возглавляющее Божество — Пинака, и Какини — его Богиня. Того, кто всегда медитирует на этот лотос сердца, страстно желают небесные девы.

86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое, настоящее и будущее время, имеет ясновидение, яснослышание и может путешествовать по воздуху, когда пожелает.

87. Он видит Богов и Богинь, известных как Йогини, приобретает силу, известную как Кхечари, и побеждает всё, что движется в воздухе.

88. Тот, кто созерцает ежедневно скрытую Бана-лингу, несомненно, приобретает психические силы, называемые Кхечари (движение в воздухе <см. также ЛЕВИТАЦИЯ>) и Бхучари (хождение по всему миру по желанию).

89. Я не могу полностью описать важность медитации на этот лотос. Даже боги Брахма и т. д. сохраняют метод его созерцания в тайне.” (ШиваС)


*  Бана — возм., от санскр. bana = "тростник; стрела".
Реклама