АРКАИМ = АРКА ЙИМЫ (по ТГларка = “Малое Небо” от авест. ar = “небо”) = МАЛОЕ НЕБО ЙИМЫ, ЗЕМНОЙ ДВОЙНИК НЕБА; город-храм/обсерватория; коорд.: 52° 39' сев. шир., 60° вост. долг.; А. “прожил в забвении пять тысяч лет” (ТГл), открыт в июне 1987 г., официально датируется XVII-XVI вв. до н.э.; назван благодаря расположению в долине А. вблизи одноименного горного хребта; А. “построен по принципу свастики и “золотого сечения”. <...> Отсюда расходились арийские племена по свету” (ТГл). (См. также АРИИ, ЙИМА, СТОНХЕНДЖ, СТРАНА ГОРОДОВ.)

Аркаим
Илл. 5. Аркаим.
(Вид сверху. Первый год раскопок. Раскопаны центральная площадь, частично жилые кварталы.)
(Ист. инф. — НикМ)

“С конца 60-х годов нашего столетия в степях Южного Урала и Северного Казахстана археологи стали находить случайные, но удивительные вещи: осколки красивой глиняной посуды, изделия из камня, выполненные иногда столь безупречно, с такой свободой и изяществом, что ученые не могли определить, как и каким инструментом работал мастер.

В 1968–69 годах на реке Ишим под Петропавловском (Петровка II) обнаружили рвы и остатки оборонительных валов, могильники, слишком сложные, слишком богатые для андроновской* культуры. Более того, по времени они явно предшествовали ей. Потом были обнаружены новые поселения — на Ишиме, Тоболе, в Курганской и Кустанайской областях. И снова глиняные и каменные вещи, круглые плоские обожженные глиняные лепешки с непонятными знаками, похожими на зачатки письменности.


*  "В эпоху бронзы, (а это период от конца III до начала I тысячелетия до н. э.) Южный Урал заселяли племена так называемой андроновской культуры (по деревне Андроново Красноярского края). <...> То были охотники, рыболовы, пастухи <...>. Жили бедно, селились большими семьями в землянках, расположенных довольно далеко друг от друга; иногда создавали поселения, но хаотичные, стихийные, не имеющие четкого плана. В андроновской культуре выделяются различные по времени этапы: федоровский, алакульский, петровский и другие. И хотя у каждого есть свои отличительные особенности, — в форме глиняной посуды, в украшениях, орудиях труда, погребальных обрядах, — в уровне развития принципиальной разницы нет. Архаичное и отсталое общество." (НикМ)

Сенсацией стала Синташта, поселение и курганные могильники, открытые экспедицией Уральского и Челябинского университетов в 1972-76 и 1983-85 годах под руководством профессоров В. Ф. Генинга и Г. Б. Здановича. Остатки оборонительных сооружений — внешние прямоугольные и внутренние круговые — состояли из рвов и глинобитных стен, за которыми размещались основательные жилые строения с колодцами и очагами. Фортификационные сооружения хитроумны и довольно сложны <...>.

Сегодня материалы Синташтинского культурного комплекса — своеобразный эталон для выделения синташтинско-аркаимской культуры. Памятники этого ряда оставлены одной этнической группой людей, поэтому дают возможность проследить и понять социальные и экономические основы жизни того общества. <...>

Аркаим археологи опознали с вертолета с первого взгляда. Задернованные, поросшие травой круглые земляные валы — внутренний и внешний — это был типичный памятник синташтинского типа. В отличие от Синташты Аркаим сохранился в идеальном состоянии. Без малого четыре тысячи лет назад его жители почему-то разом оставили город, и, уже опустевший, предали огню. Деревянные частоколы, обшивки и настилы сгорели, но грунтовые стены уцелели, достигая почти метровой высоты. Так что общий план поселения читается отлично: два вписанных одно в другое кольца оборонительных сооружений, два кольца жилищ, припавших к стенам, и центральная площадь. Размер поселения — 20 000 квадратных метров, диаметр внутренней стены (цитадели) — 85 метров, диаметр внешней — 143-145 метров. Толщина стен по основаниям от 3 до 5 метров, высота грунтовой части в древности была не менее 3-3,5 метра. Радиальные стены, как спицы колеса, разделяют кольцо жилищ на сектора, так что смежные жилища имеют общие стены. Всего во внешнем круге было более 40 жилищ (полностью они еще не раскопаны) и во внутреннем — 27.

Жилища были просторны (даже по нынешним меркам), с удобствами: в каждом — колодец, погреб для хранения продуктов и очаг. К жилищам припадали небольшие дворики. Единственная улица — кольцевая, проходила по всему поселению между стеной цитадели и внешней стеной, она была покрыта деревянным настилом, под ним располагалась ливневая канализация (ров, через каждые 30 метров ямы, доходящие до природного слоя гравия). Центральная площадь имела, вероятно, прямоугольную форму, была хорошо утрамбована: дело в том, что в самой почве очень много гипса, который, высыхая, становится твердым, как камень.

Входов в поселение было четыре, ориентированных по сторонам света. У каждого входа внешние стены размыкаются, ров поворачивает в глубину поселения, так что сложная система рвов и стен представляет собой сложную и красивую композицию.

Без всякого сомнения, Аркаим выстроен (частично вырезан из грунта) по загодя продуманному плану и построен очень точно. <...>

Аркаим — не только сложное, но даже изощренное: ложные входы, лабиринты, потайные лестницы в грунтовой толще. И надежное: сооблазнившись ложным входом, враг попадал под потоки стрел, летящих с трех сторон. В случае крайней опасности, если враг всё же прорывался на улицу, каждый дом становился крепостью, можно было воспользоваться внутренними лестницами, выводящими на крышу, и стрелять оттуда. <...>

Теперь ясно, что в эпоху бронзы на Южном Урале существовала высокая, интересная культура, дальнейшее развитие которой прервалось по каким-то еще не ясным для археологов причинам. Цивилизация не сложилась. Существует набор обязательных признаков цивилизации: письменность, город, монументальная архитектура. Монументальная архитектура была — достаточно взглянуть на реконструкцию Аркаима или синташтинского храма-святилища (девятиэтажная пирамида с основанием в 72 метра и высотой более 9 метров, украшенная сверху куполом и священным столбом — «деревом жизни»). А вот письменность так и осталась в зачаточном состоянии, и город — в стадии формирования. <...>

Что такое Аркаим? Модель Вселенной? Строения мира? Круг — символ космоса и бесконечности. Квадрат — символ земли, или мира, созданного человеком. Тогда Аркаим — воспроизведение небесного и земного? В плане сам город и погребальные сооружения — сочетание круга и квадрата или прямоугольника. Всюду связь между Землей и Космосом. На керамической посуде, найденной при раскопках, — знак свастики, древний символ Солнца. <...>

Четыре года спустя после открытия Аркаима появились первые предположения о том, что Аркаим — это древнейшая солнечно-лунная обсерватория, технический уровень которой не уступает, а скорее превышает уровень знаменитого Стоунхенджа в Англии (так, во всяком случае, считает специалист в области археоастрономии К. К. Быструшкин). Но для того, чтобы создать такую обсерваторию, нужно было знать, что Земля имеет форму шара, что планеты движутся вокруг Солнца, знать законы и скорость этого движения. Откуда появились такие знания у людей, не имевших письменности? Зачем им нужна была такая обсерватория?” (НикМ)

АРКАНЫ (от лат. arcanus = “сокровенный, сохраняющий и сохраняемый в тайне”), символы-ключи оккультного знания, имеющие форму карт для гадания и соотносимые с буквами священного языка и эквивалентными им числами; // родиной А. Таро считается Атлантида. (См. также ЯНТРА.)

АРКТИДА, “черные в сером” (см. СЛОЖНЫЕ ЦВЕТОТИПЫ); первая из известных на сегодня, вероятно — древнейшая земная цивилизация; // предположительно, нравы и законы А. описаны А.С.Пушкиным в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

“Арктида — родина Йоги, древнейшая на Земле цивилизация; процветала много тысяч лет назад на материке, объединявшем Америку и Евразию, а затем в результате глобальной катастрофы исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, донесли йогу до других древних цивилизаций, впоследствии также погибших: Хиттиды, Атлантиды и Пацифиды.” (ГАрС)

АРКТИЙЦЫ, “черные в сером” (см. СЛОЖНЫЕ ЦВЕТОТИПЫ); представители первой земной расы: обитатели Арктиды.

АРМАНЬЯК (фр. Armagnac), разновидность коньяка.

“Арманьяк немного «гуще» коньяка, он менее «деликатен» и несколько суше. Производится только в определенном законом районе департамента Жер на юго-западе Франции.” (PrCl)

АРТИСТИЗМ/ЭСТЕТИЗМ = ЭСТЕТИЗМ/АРТИСТИЗМ (см.).

АРХАНГЕЛЫ {от греч. arc-aggelos = [(arco = “идти впереди, предшествовать, возглавлять”) + (ag­geloV = “вестник, посланник”)] = “главный, старший ангел”}, (христ.) тонкоэнергетические сущности 8-го ангельского чина, составляющие вместе с Началами/Начальствами и Ангелами третью (низшую) степень/триаду Ангельской Иерархии.

“Чин Архангелов, как средний в последней Иерархии, соединяет крайние Чины своим обращением с ними. Ибо он сообщается с пресвятыми Начальствами и святыми Ангелами. С первыми тем, что он обращается чрез Начальства к премирному Началу, сообразуется с ним, сколько возможно, и хранит между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству. С последними же сообщается тем, что он, как Чин, определенный для научения, приемлет Божественное Озарение чрез первые Силы по свойству Иерархии, передает их с любовью Ангелам, а чрез Ангелов сообщает нам по мере того, насколько кто способен к Божественным Озарениям.” (ПДА)

“В канонических книгах упоминают всего два имени А.:

1) Михаил (с евр. — «кто как Бог» <...>) — Архистратиг бесплотных Сил;

2) Гавриил (с евр. — «муж Божий» <...>) — служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

Четыре имени встречаются в неканонических книгах:

3) Рафаил (с евр. — «помощь Божия» <...>) — целитель недугов;

4) Уриил (с евр. — «огонь Божий» <...>) — служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания;

5) Селафиил (с евр. — «молитва к Богу») — служитель моления, научающий молитве;

6) Иеремиил (с евр. — «высота Божия» <...>).

Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:

7) Иегудиил (с евр. — «хвала Божия») — помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию;

8) Варахиил (с евр. — «благословение Божие») — служитель Божиих Благословений. <...>

Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению:

1) Святый Архангеле Михаиле, победителю: победи страсти моя;

2) Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный;

3) Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя;

4) Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя;

5) Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прославь мя добрыми делами;

6) Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем;

7) Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешного, всю жизнь провождать в душевном спасении;

8) Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани мою душу грешную.” (ДБ)

АРХАТ (санскр. arhat, arhant, пали arahant = “заслуживающий, достойный”), 1) эпитет будды; 2) в буддизме хинаяны — достигший нирваны, т. е. высшей ступени духовного продвижения. (Сравн. СВЯТОСТЬ.)

“АРХАТ <...>. Путь к достижению состояния А. разделяется на четыре уровня:

— «вступившего в поток»;

— «возвращающегося один раз»;

— «невозвращающегося» и

— «архата».

А. считались главные ученики <будды> Шакьямуни (в т. ч. и женщины) — Ананда, Маудгальяяна, Шарипутра и др., а также многие буддисты последующих поколений. В махаяне состояние А. (т. е. нирвана шраваков*) не считается конечным пределом развития личности, а потому А. должны продолжать свой путь как бодхисатвы.” (МНМ)


*  Санскр. cravaka = "слушатель; ученик; последователь (Будды или Джины)".

АСАНА (санскр. asana = “поза, положение, позиция; поток”), в йоге — 1) (в шир. смысле) — третья ступень йоги классической пятиступенчатой, на которой йогин, практикуя определенные — чаще всего статические — физические упражнения, в совершенстве овладевает собственным физическим телом; 2) (в узк. смысле) определенное положение, поза физического тела; каждая А. сочетается с определенным психическим настроем и концентрацией внимания на определенных чакрах, органах/частях тела и/или одном из тел нефизических.

“В йоге есть 84 основные асаны, на каждую из них есть по тысяче разновидностей, а бог Шива знает 84 тысячи разновидностей асан.” (ГАрС)

“Асана есть поза удобная и приятная.” (ЙС1 II, 46)

“[Она достигается] ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного.” (ЙС2 II, 47)

“После этого уже не беспокоят противоположности.” (ЙС II, 48)

“Асаны — это сознательная работа, осознанная работа с энергиями, нахождение ключа к двери, за которой и начинается настоящая йога.” (ГАрС)

“В целях духовного развития важнейшими являются медитационные асаны, т. е. те, в которых позвоночник находится в вертикальном положении (спина, шея и голова составляют одну прямую), а ноги скрещены или подогнуты тем или иным способом. Освоение этих поз, то есть способность сохранять их длительное время <...> позволяет перейти к пранаяме, а также является условием более правильного и длительного сохранения состояния сосредоточенности.” (ЙС2, комм. к 2, 48)

“Как показывает практика, большинство занимающихся в наши дни начинают сразу с третьей ступени, с асан, минуя Яму и Нияму. Действительно, наиболее быстро практический результат дают именно асаны и пранаямы, но такие занятия нельзя назвать Йогой. <...>

Йоги придают большое значение смыслу названий асан. Это названия растений (поза дерева, поза лотоса), насекомых (поза саранчи), пресмыкающихся (поза змеи), амфибий (позы лягушки, поза крокодила), птиц (поза петуха), животных (поза льва). Некоторые позы носят имена мудрецов (поза Бхараваджа) и героев (поза Вирабхадра). Пребывая в каждой позе, йогин осознает свою общность со всеми существами. В этом еще одно назначение асан — в постижении внутреннего единства всего мира.” (ВасТ)

Реклама