“Правдиво сказано у Константина Костючевского: «В суть каждой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее».”

А. Тарковский, к/ф “Страсти по Андрею”

 

“По отношению к нашему познанию мира и себя мы находились бы в идеальных условиях, если бы мы не могли принимать, как данное ничего и считать всё, требующим определения и доказательства; иначе говоря, лучше всего было бы предположить, что мы ничего не знаем — и идти от этого.”

П. Д. Успенский, “Tertium Organum”

 

“А всему, что неверно сказано в этих писаниях, следует предпочесть то, что окажется вернее.”

Ари Мудрый (Руны)


A

А, 1) “первый личный звук человеческой жизни”; 2) первая буква русского алфавита; числовое значение А = 1; // по первому крику новорожденного опытный акушер способен оценить состояние организма младенца.


Алфавит (язык) Период возникновения* Знак/литера Фонема Значение
брахми V–III (по другим ист. — VIII–VII) вв. до н. э. “а”
деванагари (ведический) XV–XI века до н. э. “а” см. АУМ
(египетский) ХL–ХХ вв. до н. э. “палатка”
(минойский) ХХХ–ХХ вв. до н. э. “а” первый слог слова алева = "палатка"
(финикийский) XIII в. до н. э. — нач. н. э. “халеф”
иврит ? “алеф”
(греческий) IX–VIII вв. до н. э. “альфа”
(кипрский) VI–II вв. до н. э. “а”
(арабский) не позднее IV в. н. э. “алиф”**
Старший Футарк (рунический) III–VIII вв. “А” “Бог” или “Рот”
(тибетский) V–VII века “а” ?
Младший Футарк (рунический) IX–XI вв. AR / A “Орёл”
велесовица (русские руны)*** IX в. “а”
глаголица X–XI вв. “а”
кириллица IX в. “аз” Я

Табл. 1. Буквы различных древних алфавитов, соответствующие фонеме А.
(Ист. инф. — ВетИвМо, Руны, СЭС)

*  Для всех алфавитов, кроме велесовицы, приводится традиционная датировка возникновения того или иного алфавита.
**  Буква самостоятельного значения не имеет, но, кроме прочего, обозначает долготу краткого гласного “а”, обозначаемого в арабском письме короткой наклонной чертой над буквой.
***  Ист. инф. — РусВе.

"Буква получила свою форму от древнеегипетского иероглифа, означающего «орел»*. У финикийцев буква, называвшаяся «алеф», означала «бык, буйвол»**, голову которого, как они полагали, она напоминает. Позднее греки назвали эту же букву «альфа», и, наконец, римляне дали ей то название, под которым знаем ее мы." (Mic-Enc)


*  Сравн. с данными Табл. 1, особо — со строкой Младший Футарк.
**  Сравн. с данными Табл. 1.

А-А, “детская мантра опорожнения кишечника”; при запорах А. не помогает, а помогает (при запорах) клизмотерапия.

А-А-А, “детское слово”; простейшая из мантр. (Сравн. АУМ.)

“Развитием принципа молчания можно считать глоссолалию, косноязычное бормотание, понятное только юродивому, те «словеса мутна» <...> — сродни детскому языку, а детское «немотствование» в средние века считалось средством общения с богом. Это легко показать на примерах из старообрядческой культуры <...>.
“Перевертень”
Илл. 1. «ПереверТень». (Шрифтовая композиция ЖукМ.)

5 июля 1682 г., когда Москвой владели бунтовавшие стрельцы, в Грановитой палате был знаменитый диспут о старой и новой вере. Во главе раскольников стоял Никита Добрынин-Пустосвят, а православными архиереями предводительствовал патриарх Иоаким. В Грановитой палате была Наталья Кирилловна Нарышкина и другие члены царского семейства и, разумеется, царевна Софья Алексеевна, которая не один раз отважилась вмешаться в ход этого «прения». Очевидец так описывает поведение расколоучителей: сложив двуперстный крест, «поднесши скверныя свои руки горе, воскрычаша на мног час ... бесовски вещаша вси капитоны сице: «Тако, тако! А-а-а!» — яко диаволом движимы”.

<...> Так поведение староверов клеймит очевидец-западник <...>, который относился к ним с неприкрытым презрением. Однако это плоское рациональное толкование не следует принимать на веру. Протяжный крик старообрядцев, многократное «а» можно считать цитатой. <...> «Детски слезяще и немотствующе «а-а-а» не вемы прочее что глаголати, безгласием уста печатлеем.” Здесь это тройное междометие прямо оценено как детский выкрик, как немотствующая инвокация, употребленная для того, чтобы подчеркнуть словесную невыразимость горя.

Протянутое междометие взято из Ветхого завета, из Книги пророка Иеремии (I, 6): «И я сказал: а-а-а, господи! Я, как дитя, не умею говорить. Но господь сказал мне: не говори «я дитя», иди, куда я пошлю, и говори все, что прикажу» (<Примеч. автора:> Книгу пророка Иеремии я цитирую по Вульгате. В Септуагинте* и в восточнославянских изданиях Библии XVI–XVII вв. междометия «а-а-а» нет.)” (ПанчА)


*  Септуагинта (греч. = “70”) — греч. перевод Библии 70-ю переводчиками, датируемый III–II вв. до н. э.; древ­нейшие христ. Церкви (восточные, православные, и западная, католическая) признают именно этот текст; Вульгата — раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными Вселенскими соборами. При этом в Септуагинте на 11 так называемых неканонических библейских книг больше, чем в Вульгате, а в ряде книг канонических имеются греческие добавления.

АБСОЛЮТ (лат. absolutus = “завершенный, полный; безотносительный, безусловный”), Всеисток вне Времени и Пространства, Единое безличное Начало, объективный Источник и координатор Мироздания. (Сравн. БРАХМА, ДАО, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ.)

“Абсолют, — говорила Мага, подбивая носком камешек из лужи в лужу, — Орасио, что такое абсолют? — Ну, в общем, — сказал Оливейра, — это такой момент, когда что-то достигает своей максимальной полноты, максимальной глубины, максимального смысла и становится совершенно неинтересным.” (Х. Кортасар “Игра в классики”)

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (А. — от лат. abstractio = “отвлечение” / М. — см. МЫШЛЕНИЕ), 1) умение оперировать отвлеченными понятиями, знаками и символами, принадлежащими эфирному/ментальному плану и связанными с физическим миром лишь образно/информативно; 2) (Шк.) “книжники, прохвесора-доценты”; один из шести уровней отражения; ключевое качество абстрактника — способность и склонность к обобщению, к отходу от конкретного физического и переводу его в ментал, в этом смысле, вероятно, можно утверждать что подлинными авторитетами (или Учителями) для абстрактника должны быть не осязаемые, пусть даже и неимоверно одаренные, современники, но — некие древние авторы, присутствующие здесь и сейчас исключительно на ментальном плане: в форме книг, трактатов, манускриптов: текстов; негативные аспекты А.м. — пресловутая “оторванность от жизни”, поглощенность беспредметным, кроме того — абстрактники часто производят впечатление зацикленных на себе (хотя, строго говоря, это зацикленность не на себе, а на своем: своем — абстрактном — мире, поскольку они зачастую и себя-то не видят), эгоистов [что тоже неточно: просто реальное окружение и его (окружения) интересы лишены для абстрактника смысловой наполненности и, следовательно, интереса, как недостаточно умные/умственные: он может жить для, но никогда — ради этого]; идеальный пример абстрактника — любой шахматист-гроссмейстер (тот же великий Роберт Фишер), по сравнению с которым даже самый неистовый фанат биллиарда — грубый “материалист” и “конкретник”. (Сравн. АЛЬТРУИЗМ.)

“<...> если два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции и дедукции, то это — правильно работающее абстрактное мышление, совсем отсутствующее у животных. Артист может неплохо играть роли за счет способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе глубокие чувства, должен создавать образы, достаточно отвлеченные от объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышления.

Портрет абстрактника с ярко выраженными качествами можно нарисовать так: энергия собрана в голове, почти все время в ней <в голове, конечно же,> текут мысли, рассуждения, цепочки фактов, выводов и т. д. Абстрактники любят разговаривать языком символов, сложных понятий, им сам этот процесс доставляет удовольствие — они этим живут. Чаще всего абстрактники — мужчины, среди женщин их немного. Их легко можно встретить на механико-математических и физико-технических факультетах — это их стихия. Абстрактники часто небрежны в одежде — они могут не замечать, что на них надето и на какие пуговицы застегнуто. Энергия снята с физического плана и витает в мысленных построениях. В разговоре они часто строят длинные «колбасы» из рассуждений, иногда забывая, с чего начали. <...> Абстрактники живут в своем личном мире, центрированы на себе, поэтому им сложнее всех нарабатывать альтруизм.” (Читт1)

АБСТРАКТНИК (Шк.) — приверженец абстрактного мышления.

АБХИЧАРИКА (от санскр. abhicar = “провиниться перед кем-либо; околдовывать, очаровывать”), одно из четырех состояний/испостасей божеств в индийской иконографии, соответствующее их карающему, устрашающему аспекту.

“В этом аспекте к божеству обращаются тогда, когда кого-нибудь необходимо наказать.” (ГАрС)

АВАТАР/АВАТАРА (санскр. avatara = “сошествие, земное воплощение”), искусственное частичное физическое воплощение какого-либо бога/божества, связанное с исполнением им особой миссии (в частности — функций Защитника), а также для приобретения новых наработок, нового опыта; // А. не всегда имеет человеческий облик: внешне это может быть и рыба, и черепаха, и вепрь, и карлик, и вообще любая другая воплощенная сущность, либо гибрид/сочетание сущностей, но, в отличие от естественно воплощенных сущностей, А. обладает только шестью, а не восемью телами: отсутствуют самадхи-савикара и самадхи-нирвикара. (Сравн. АНТРОПОИД, АСПЕКТ, РЕИНКАРНАЦИЯ, ЭМАНАЦИЯ.)

“Аватара — живое воплощение какого-либо бога на Земле, необходимое ему для новых наработок, чтобы получить более высокий статус.” (ГАрС)

“АВАТАРА <...>, в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев (Бхаг<ават>-г<ита> 4, 7-8), при сохранении божеством частичной божественной и частично земной природы. Зарождение представления об А. засвидетельствовано в брахманах. В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем в пуранах, где учение об А. приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных А. Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:

1) Матсья («рыба») <...>;
2) Курма («черепаха») <...>;
3) Вараха («вепрь») <...>;
4) Нарасинха («человек-лев») <...>;
5) Вамана («карлик») <...>;
6) Парашурама («Рама с топором») <...>;
7) Рама <...>;
8) Кришна <...>;
9) Будда <...>
10) Калки («белый конь»).

Наряду с А. Вишну в индуистской мифологии известны и А. Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге; насчитывается 28 его А.), но они не приобрели такого же значения, как А. Вишну.” (П.-А. Гринцер; МНМ)

“Он весь блещет, как жар-птица,

Из ноздрей клубится пар,

То ли атман, то ли брахман,

То ли полный аватар...” (БГ’СЛ)

АВЕСТА (авест.; др.-перс. Abasta = “Закон; священный текст”), собрание священных текстов Зороастризма; в известном на сегодня виде А. содержит пять книг:

1) “Вендидад”, содержащая описание сотворения мира Ахура-Маздой, а также — шестнадцати стран, населенных его почитателями; во второй и третьей главах повествуется об истории человечества и основателе цивилизации, первочеловеке Иаме; остальные части содержат изложение законов поведения; две главы посвящены собаке и наставлениям по обращению с нею; завершается эта книга главами мифологического содержания;

2) “Ясна” [куда входит и самая почитаемая зороастрийцами часть А. — “Гаты” (“Оды”), приписываемая Зороастру/Заратуштре], содержащая наставления по отправлению обрядов, молитвенные тексты и заклинания; особо почитается огонь;

3) “Висперед”, собрание священных гимнов и литургических обращений;

4) “Яшты”, эпос, изложение важнейших элементов Учения; здесь даются рекомендации по защите от злых духов, магические формулы;

5) “Бундехиш” — рассуждения о природе вещей и предсказание пришествия небесного спасителя Саошианта, сына или нового воплощения Заратуштры, а также — описание конца света и страшного суда; в отличие от прочих книг, “Бундехиш” записана не на родственном санскриту авестийском, а на более позднем пехлеви; // наиболее древний из дошедших до нас списков А. датируется официальной наукой XIII-м в. н. э. (Ист. инф. — НКА)

“Пророк Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам — семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к богу. <...> Изречения его передавались из поколения в поколение и были в конце концов записаны при Сасанидах, правителях третьей Иранской империи. Тогда говорили уже на среднеперсидском языке, так называемом пехлеви. <...>

Много ценых материалов сохранилось также и в Младшей Авесте. Язык, на котором говорил Зороастр, известен только по Гатам и нескольким другим древним текстам. Такая лингвистическая изолированность увеличивает трудности толкования текстов, поскольку они полны слов, не встречающихся больше нигде. <...> Хотя западные ученые определяют все тексты, составленные после Гат, совокупно как Младшую Авесту, среди них есть весьма древние фрагменты. В особенности это замечание справедливо по отношению в некоторым яштам — гимнам, посвященным отдельным божествам.” (БойсМ)

АВТОМАТ (от греч. auto-maton = “само-движущийся, само-действующий”), “живущий по программе”; сущность, чье сознание целиком — периодически/временно или постоянно — подчинено влиянию другой сущности, другого общества или эгрегора; // свобода А. условна (если вообще можно говорить о таковой), однако ничтожна и его ответственность; А. — скорее инструмент, орудие, а не свободное существо. (Сравн. ЛЮДИ, ОБОРОТЕНЬ, ЧЕЛОВЕК.)

“Человеку свободному всегда приходится тяжелей, чем «автомату», но почему-то мы все хотим быть людьми, свободными, а “автоматом” быть никто не хочет. Так что выбирайте сами.” (ГАрС)

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas = “власть, влияние; образец, пример; гарантия, залог”), убедительность; определенная свобода по сравнению с другими, рядовыми сущностями, т. е. исключительная возможность и/или право определенного деяния/воздействия. (См. также СТАТУС)

“Авторитетъ м. свидетельство или мненiе известнаго человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и разсужденiй.” (Даль, в ст. “Авторъ”)

“Авторитетъ (лат.), 1) общепризнанное значенiе, влiянiе чьего-либо мненiя, какого-либо учрежданiя* или власти; 2) лицо, пользующееся общимъ уваженiемъ.” (МЭС)


*  Так в оригинале: учреждания.

“АВТОРИТЕТ <...>, в широком смысле — общепризнанное влияние лица или орг-ции в разл. сферах обществ. жизни, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.” (СЭС)

АГНИ (санскр. agni = букв. “огонь”), в ведийской мифологии — бог огня, пламени, домашнего очага, жертвенного сожжения. (Сравн. СУРЬЯ.)

“<Агни> По числу упоминаний в “Ригведе” занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов). <...> многочисленны версии происхождения А.: он рожден в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошел от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия; его родители — Небо и Земля. <...>

Он един (бог) и множественен (жертвенные костры); говорится о тройственной природе А.: он родился в трех местах (на небе, среди людей и в водах), у него три жилища, три жизни, три головы, три силы, три языка.” (МНМ)

“Тебя, о Агни, зажгли преданные закону,

Древнего — древние для поддержки, о созданный силой.

Очень яркого, достойного жертв, всех подкрепляющего,

Домашнего, хозяина дома, избранного.

Тебя, о Агни, усадили, как первого гостя

Пламени, пламенноволосого, хозяина дома,

С высоким знаменем, с многими формами, захватывающего награду,

Оказывающего прекрасную защиту, прекрасную помощь, пожирающего старых.

Тебя, о Агни, призывают человеческие племена

Как знатока жертвоприношений, различающего, приносящего самые большие сокровища,

Видного для всех, хотя и спрятанного, о дающий счастье,

Громко шумящего, прекрасно жертвующего, украшенного жиром.

К тебе, о Агни, к выносливому, всегда мы

Приближаемся с песнями, воспевая, с поклонением.

Наслаждайся у нас, когда зажжен, о Ангирас,

Бог, (награждающий) смертного главным (даром) с яркими вспышками.

Ты, о Агни, с многими формами, каждому племени

Даешь жизненную силу, как издревле, о многопрославленный.

Многими кушаньями правишь с помощью силы.

Никому не дерзнуть против твоего неистовства, когда ты неистов.

Тебя, о Агни, зажженного, о самый юный,

Боги сделали вестником, увозящим жертвы.

Охватом широкого, с лоном из жира, политого (жертвенным соком),

Они установили как сверкающий глаз, вдохновляющий на молитвы.

Тебя, о Агни, от века политого струями жира,

Они зажгли прекрасными дровами, прося о милости.

Усилившись, став большим от растений,

Ты распространяешься по земным просторам.” (РгВ2 V, 8)

АДЕПТ (от лат. adeptio = “достижение, приобретение”), 1) посвященный: допущенный к эзотерическим аспектам Знания какой-либо религии или какого-либо Учения; 2) алхимик, получивший Философский камень (см. в ст. АЛХИМИЯ).

АДЖНА-ЧАКРА {санскр. [ajna = “знать, замечать, слышать, узнавать”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра Знания, Ведания”}, “третий глаз”, “двухлепестковый лотос”, “чакра видения”; одна из семи чакр физического тела (шестая при счете снизу вверх); условно А-ч. располагается: по горизонтали — в межбровье (на уровне шишковидной железы), по вертикали — на продолжении гипотетической оси позвоночника; А-ч. соответствуют: стихия — воля, мантра ОМ [в других традициях — ОНГ (лайя-йога), или I = И (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог om, иногда изображаемая в центре А-ч. (см. Илл. 2.); // по Шк. информации графический аналог А-ч. (см. Илл. 2.) представляет собою изображение светло-желтого круга, имеющего снаружи два голубых лепестка и содержащего в себе равнобедренный (обычно — вписанный) треугольник йони с упомянутой выше янтрой в центре, где, как обычно, присутствует также символ лингама; на левом и правом лепестках А-ч. изображаются янтры ham и ksam соответственно, символизирующие два аспекта человеческой личности: мужской и женский, или — шире — два начала мироздания: активное и пассивное. (См. также ТРЕТИЙ ГЛАЗ, ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)

“Шестая чакра — третий глаз (шишковидная железа).

Это, кроме прочего, центр воображения, интуиции, интеллекта, определенности и видения.

Это центр мышления, обладающий единственным (внутренним) глазом.

Шестая чакра отвечает прежде всего за зрение (глаза).

Когда шишковидная железа открыта, она набухает и становится способна принимать и излучать духовную энергию.

В открытом состоянии она соединена с седьмой чакрой.” (Уор)

Аджна-чакра
Илл. 2. Аджна-чакра.

“Аджна-чакра <...> изображается в виде светло-желтого круга, окруженного синим кольцом и двумя лепестками светло-синего цвета. В кругу помещен белый треугольник.” (ПетНик)

“Это — лотос с двумя белыми лепестками, между бровями <...>. Здесь <т. е. графемами А.-ч.> исчерпываются 50 букв <алфавита деванагари>. В околоплоднике находится великая мантра Om. <...> Здесь находится Парамашива в форме Хамса; Сиддха-Кали, белая Хакини-Шакти, «ликующая от поглощения амброзии», перевернутый треугольник Йони — Трикона и Итара Лингам, сияющий как молния, который находится в Триконе..<...> И здесь находится пункт, в котором каждая из трех групп таттв, ассоциированная с огнем, Солнцем и Луной, сходится в одну точку. <....> Здесь в Аджне — седалище тонких таттв — махаша и пракрити. <...>

Именно здесь йогин во время своей смерти помещает свою прану и затем входит в высшего исконного Дэва, Пурана — древнего духа, который был прежде трех миров и был познан Ведантой. <...> Выше Аджны имеются меньшие чакры, называемые «Манас» и «Сома»*. Манас-чакра — это лотос с шестью лепестками, на которых находятся ощущения: слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса и центральное начало чувствований во сне и галлюцинации. Над ним есть еще Сома-чакра.” (Авал)


*  Чакры, как правило, не упоминаемые в большинстве текстов, доступных широкому читателю.

“Аджна — означает «команда», располагается в области межбровья и управляет различными состояниями концентрации, реализуемыми в процессе медитации, и контролирует всю личность. <...> В центре ее располагается перевернутый лунно-белый треугольник и внутри него — Итара-линга с мантрой Om. Ее божество — Парамашива, как в Сахасраре. Он представлен в этой чакре в форме точки (бинду), символизирующей неразделимые Шиву и Шакти, космический союз, чье самосветящееся сознание всеохватывающе, всепревосходяще и всеобъединяюще. Его энергия называется Хакини или Сиддхакали, она лунно-белого цвета, с шестью лицами, тремя глазами, шестью руками, держащая книгу, череп, барабан, четки и делающая мудры, дарующие благо и разгоняющие страх. Хакини сидит на белом лотосе. Эта чакра связана с познавательными способностями разума. Ментальные процессы и абстрактные идеи переживаются на этом уровне. Здесь нераздельное по своей сути существо проявляется с целью творения как две половины.

Ида и Пингала-нади, разделенные от Сушумны в Муладхаре, встречаются области Аджны, а затем вновь разделяются, направляясь в правый и левый носовые ходы.” (МукЭ)

“96. Двухлепестковая чакра, называемая Аджна, расположена между двумя глазными бровями и имеет буквы ХА и КША. Ее возглавляющее Божество называется Шукла Махакала (Белое Великое Время), а возглавляющая ее Богиня называется Хакини.

97. Внутри этого лепестка существует вечная биджа (слог ТХАМ), сияющая, как осенняя луна. Мудрый отшельник, зная это, никогда не ослабевает.

98. Этот великий свет держится в тайне во всех Тантрах. Медитируя на это, достигают высшего успеха, нет сомнения в этом.

99. Я — дарователь спасения, Я — третий Линга* в турье** (уровень экстаза, а также название тысячелепесткового лотоса). Медитируя на это, йог, несомненно, становится подобным мне.” (ШиваС)


*  "Шива как Парама Шива (Высший Шива) — непостижимый для ума и чувств Абсолют в своей сущностной природе, или «теле» (Линге). — Прим. перев."
**  Вероятно, имеется в виду турийя, поскольку санскр. turya = "сила, мощь; победа", тогда как turiya = "четвертое (в смысле — состояние души/сознания, соответствующее полному единению с Брахмой)".
Реклама